Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4962/2020 от 16.04.2020

Судья: Орлова Т.А. Дело № 33а-4962/2020

УИД: 63RS0040-01-2019-006055-15

Дело № 2а-383/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Лазаревой М.А., Шабаевой Е.И.,

при секретаре – Латыповой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 января 2020 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара - Вигулярной Е.Г. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Ивановой В.З. – адвоката Кучеренко Д.С. (по ордеру и доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Иванова В.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 198 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>1. С целью приобретения прилегающего земельного участка в собственность через процедуру перераспределения административный истец 18 июля 2019г. обратился с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства г.о. Самара. Распоряжением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1556 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков Ивановой В.З. отказано, со ссылками на положения подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образуемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне и требует разрешения на условно разрешенный вид использования Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.Самары, которое в свою очередь отсутствует. С таким решением Иванова В.З. не согласна, поскольку согласно пункту 49 постановления администрации г.о. Самара от 24 апреля 2019г. №260 ей предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером под индивидуальное жилищное строительство.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Иванова В.З. просила суд признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20 августа 2019г. №РД-1556 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о.Самара рассмотреть её заявление от 18 июля 2019г.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 13 января 2020 г. требования Ивановой В.З. удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 20 августа 2019г. №РД-1556. На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность рассмотреть заявление Ивановой В.З. о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В апелляционной жалобе заместитель руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенные в распоряжении от 20 августа 2019 г. №РД-1556.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о. Самара – Вигулярная Е.Г. (по доверенности), доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Ивановой В.З. – адвокат Кучеренко Д.С. (по ордеру и доверенности), возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда отмене не подлежит.

Иванова В.З. и представитель администрации г.о. Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что Ивановой В.З. принадлежит на праве собственности 3-х контурный земельный участок площадью 198 +/- 5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>1, кадастровый (включая ) (л.д.42-44).

24 июля 2019г. в адрес Главы г.о. Самара поступило заявление Ивановой В.З. от 18 июля 2019 г. о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в её собственности. К заявлению Иванова В.З. приложила копию постановления администрации г.о. Самара от 24 апреля 2019 г. №260, схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 300 кв.м. в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером площадью 198 кв.м. прилегающего земельного участка площадью 102 кв. м. (л.д.13, 34, 48).

Распоряжением от 20 августа 2019г. № РД-1556 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал Ивановой В.З. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образуемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне и требует разрешения на условно разрешенный вид использования Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самары, которое в свою очередь отсутствует (л.д.14-15).

Разрешая спор и признавая указанное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что препятствия для перераспределения испрашиваемого земельного участка в собственность административного истца отсутствуют, образование спорного земельного участка соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции неверными, ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из содержания пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634003:11 – «под индивидуальное жилищное строительство».

В соответствии со сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), испрашиваемый земельный участок, площадью 102 кв.м, расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) по Карте правого зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61 (л.д.39).

В соответствии со статьей 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001г. №61, использование земельного участка «под индивидуальное жилищное строительство» не поименовано в перечне разрешенных видов использования земельных участков в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-4. Использование участка «под индивидуальное жилищное строительство» относится к условно разрешенным видам использования данного участка.

Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на основании постановления Главы г.о. Самара от 24 апреля 2019г. №260 (пункт 49) Ивановой В.З. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков общей площадью 251 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> кадастровыми номерами , а также площадью 198 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство (л.д.20-21).

Этим же постановлением Ивановой В.З. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м. по адресу: <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство (л.д.20).

Сведений о предоставлении Ивановой В.З. разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого к перераспределению земельного участка площадью 102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – под индивидуальное жилищное строительство, материалы дела не содержат.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка (через процедуру перераспределения) под индивидуальное жилищное строительство, поскольку данный вид разрешенного использования не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне и требует разрешения на условно разрешенный вид использования Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.Самары.

При этом судебная коллегия отмечает, что права Ивановой В.З. не нарушены, поскольку она не лишена возможности на обращение с соответствующим заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого к перераспределению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

При таких обстоятельствах распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 20 августа 2019г. № РД-1556 об отказе Ивановой В.З. в заключении соглашений о перераспределении земельных участков, является законным, основанным на нормах действующего законодательства, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления подлежит отмене, а заявленные требования – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 января 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административный исковое заявление Ивановой В.З. к Департаменту градостроительства городского округа Самара об обжаловании решения органа местного самоуправления - оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -

33а-4962/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Иванова В.З.
Ответчики
Департамент градостроительства г.Самара
Другие
Якимова В.А.
Администрация г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.04.2020Передача дела судье
20.04.2020Производство по делу приостановлено
08.06.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее