дело 2-1785/2022
50RS0036-01-2022-001198-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» мая 2022 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Малюковой Т.С.,
при секретаре Талалаеве С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крылова А. А.ича к Администрации городского округа <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Крылов А.А. обратился в суд с иском к ответчику Администрации городского округа <адрес> об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что истец владеет на праве собственности объектом капитального строительства - нежилым зданием с кадастровым номером 50:65:0030304:3, общей площадью 470,8 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, Гранитный пр-д, <адрес>, запись в ЕГРН № от 14.05.2021 <адрес> здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 53:65:0030304:1, общей площадью 2618 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Гранитный пр-д, <адрес>. В июне 2021 года истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении участка в собственность за плату без проведения торгов, на что истцом было получено решение от <дата> № Р№46259841 об отказе в предоставлении за плату земельного участка в собственность истцу в связи с отсутствием у ответчика полномочий по предоставлению земельного участка в собственность, так как он расположен в границах г.о. Красноармейск. Истец считает отказ ответчика в предоставлении в собственность участка незаконным и нарушающим его преимущественное право на приватизацию участка, поскольку спорный участок находится в аренде у истца и на нем расположен объект недвижимого имущества - нежилое здание, которое построено соответствии с целевым назначением участка.
Ссылаясь на положения действующего земельного законодательства РФ и нормативных актов, регулирующих ценообразование в сфере земельно-имущественных правоотношений в <адрес>, истец просит обязать ответчика в течение 30-ти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка по цене равной 15% от его кадастровой стоимости.
Представитель истца по доверенности Гапонец С.А. после объявленного судом перерыва в судебное заседание не явился, ранее исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении; не возражал против рассмотрения дела в заочном порядке.
Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, в связи с чем суд, руководствуясь ч.3 ст.167, ст.233 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, так как ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с положениями ст.ст. 130, 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.51 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок и основания предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены главой V.1. Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.39.4 Земельного кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как следует из положений ст.39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образованного в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, осуществляется без проведения торгов путем: подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании ч.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с п.1 Постановления <адрес> от <дата> № «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» с <дата> установлена цена продажи земельных участков вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, равном трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство), и пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Судом установлено, что Крылову А.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 470,8 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, Гранитный пр-д, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на <дата>.
Согласно данных технического паспорта, составленного по состоянию на <дата>, указанное нежилое здание введено в эксплуатацию в 2011 году и имеет наименование «объект по обслуживанию транспортных средств». Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте здания от <дата>.
Из приобщенных судом материалов реестрового дела на нежилое здание следует, что право собственности истца на вышеуказанный объект недвижимости возникло на основании решения Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу №, договора купли-продажи доли нежилого здания от <дата>, заключенного между Крыловой Е.В. и Крыловым А.А.
Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на <дата>, по адресу нахождения нежилого здания расположен земельный участок общей площадью 2618 кв.м, кадастровый №, которому присвоены категория земель - «земли населенных пунктов», и вид разрешенного использования - «для строительства объекта по обслуживанию транспортных средств».
Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством РФ.
Таким образом, право истца на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов вытекает из факта наличия на данном земельном участке здания, принадлежащего истцу на праве собственности, что материалами дела не опровергается.
Как следует из содержания решения от <дата> № Р№46259841 об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», истцом выбран иной вид услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах городского округа Красноармейск, в связи с чем у администрации Пушкинского городского округа отсутствуют полномочия по предоставлению земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Вместе с тем, реализация полномочий органов местного самоуправления, в том числе, в сфере земельных правоотношений, строится на принципах общедоступности и непрерывности, не допускающих произвольное отстранение граждан от участия в решении вопросов местного значения посредством выборных органов.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утв. распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> №ВР-883, органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация, на территории которого расположен земельный участок. Непосредственное предоставление Государственной услуги осуществляет соответствующее структурное подразделение Администрации.
Согласно п.6.1.1 Административного регламента, получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов предусмотрено, в частности, в случае, если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом: указанные объекты капитального строительства должны отвечать признакам объектов недвижимого имущества, возведены на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, зарегистрированы в ЕГРН на основании решения суда и зарегистрированы в ЕГРН на основании декларации ввиду прямого указания закона; площадь испрашиваемого земельного участка должна быть необходимой и достаточной для эксплуатации, расположенного на нем объекта капитального строительства в соответствии с его назначением, вместе с тем, площадь застройки не должна быть менее 10% от общей площади испрашиваемого земельного участка (за исключением случаев, обращения за выкупом при установленном виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства).
Статьей <адрес> №-ОЗ «О преобразовании городского округа <адрес>, городского округа <адрес> и Пушкинского городского округа <адрес>, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» со дня вступления в силу настоящего Закона предусмотрено преобразование в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городского округа <адрес>, городского округа <адрес> и Пушкинского городского округа <адрес> путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделение вновь образованного муниципального образования статусом городского округа.
Во исполнение указанного закона принято решение Совета депутатов <адрес> Пушкинский от <дата> №, в соответствии с которым <адрес> является правопреемником администрации Пушкинского городского округа <адрес>, Администрации городского округа <адрес>, Администрации городского округа <адрес> в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (пункт 2). Имущество (в том числе земельные участки), находящееся в собственности Пушкинского городского округа <адрес>, городского округа <адрес>, городского округа <адрес> является муниципальной собственностью <адрес> (пункт 4).
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения земельного законодательства РФ и установленный факт правопреемства органов местного самоуправления, на подведомственной территории которых расположен спорный земельный участок, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка.
При этом в контексте рассматриваемого спора принятое ответчиком по итогам рассмотрения заявления истца решение об отказе в приеме документов является по существу отказом в предоставлении муниципальной услуги, а рекомендация ответчика обратиться с заявлением о предоставлении данной муниципальной услуги в администрацию городского округа <адрес> является неправомерной и неисполнимой.
Иных оснований для отказа в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка путем его выкупа суд в данной правовой ситуации не усматривает, доказательств обратного ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Конкретный порядок оформления земельного участка в собственность истца и, соответственно, прекращения арендных правоотношений в компетенцию суда не входит и может быть реализован в рамках предусмотренной законом юридической процедуры предоставления земельных участков в собственность граждан.
Иные доводы сторон были предметом подробного судебного исследования, однако не влияют на выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Крылова А. А.ича к Администрации городского округа <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрации городского округа <адрес> в течение тридцати календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Крыловым А. А.ичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 53:65:0030304:1, общей площадью 2618 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Гранитный пр-д, <адрес>, по цене равной 15 процентов от его кадастровой стоимости.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено судом – <дата>.
Судья: