Дело № 2-67/2024
24RS0029-01-2024-000007-09
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
с участием прокурора Козульского района Примоленного Д.В.,
при секретаре Кетовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Центральная клубная система Козульского района» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБУК «Центральная клубная система Козульского района» о возложении обязанности.
Требования мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком прав и социальных гарантий инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение установленных требований при входе в здание МБУК «ЦКС Козульского района», расположенного по адресу: <адрес>, а также его филиалов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, вывеска с текстовой информацией о названии организации, графиком работы организации не продублирована знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Кроме того, при входе в здания отсутствуют наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом. По мнению истца, изложенные факты свидетельствует о нарушении прав инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации социальных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района руководителю МБУК «ЦКС Козульского района» внесено представление, которое рассмотрено, мер к устранению нарушений законодательства не принято.
В связи с изложенным, просит суд возложить на МБУК «ЦКС Козульского района» обязанность по установке вывески с текстовой информацией о названии организации, графиком работы организации, продублированной знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также наружных вызывные устройств или средств связи с персоналом на входе в здания системы МБУК «ЦКС Козульского района», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Примоленный Д.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика МБУК «ЦКС Козульского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, (л.д.42, 43) о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
В отзыве на исковое заявление указав, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов. По результатам проверки ими были получены требования прокурора: приобрести и установить при входе в здания вывески с текстовой информацией о названии организации, графиком работы организации, продублированную знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом (кнопки вызова). Требования прокурора считают исполненными. Были приобретены и уже частично установлены тактильные таблички с шрифтом Брайля с названием организации и графиком работы, тактильные таблички для обозначения кнопки вызова персонала, кнопки вызова персонала и приемники вызова для филиалов МБУК "Козульская ЦКС": Районный Дом культуры (<адрес>), Сельский Дом культуры <адрес>), Сельский Дом культуры с. Шадрино (<адрес>), Сельский клуб с. Жуковка (<адрес>), Сельский Дом кульутры с. Лазурное <адрес>). В кратчайшие сроки все таблички кнопки вызова будут установлены на зданиях данных филиалов. Просят суд в удовлетворении искового заявления прокурора района отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Козульского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно. (л.д.42, 43 оборотная сторона).
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ-181) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 ФЗ-181 указано, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 9 ФЗ-181 предусмотрено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 ФЗ-181 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно п. 1 Требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденного приказом Минкультуры России от 09.09.2015 № 2400, учреждения культуры (музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения) обеспечивают инвалидам и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенных в пункт 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.
Дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В целях реализации Закона № 181-ФЗ Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 904/пр утвержден «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее – Правила), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям, к оборудованию входа помещений, с учетом потребностей маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 6.1.1 Правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Судом установлено, что прокуратурой Козульского района проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение установленных требований при входе в здание МБУК «ЦКС <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, а также его филиалов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, вывеска с текстовой информацией о названии организации, графиком работы организации не продублирована знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Кроме того, при входе в здания отсутствуют наружные вызывные устройства или средства с связи с персоналом.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района руководителю МБУК «ЦКС Козульского района» внесено представление, (л.д.7-10), которое рассмотрено, (л.д.11). Во исполнение представления направлено письмо главе Козульского района о финансировании сметы на закупку табличек с азбукой Брайля и кнопок вызова персонала. (л.д.12-13), на которое получен ответ, что выделить денежные средства не представляется возможным. (л.д.14).
Доводы представителя ответчика о том, что требования прокурора исполнены. Были приобретены и уже частично установлены тактильные таблички с шрифтом Брайля с названием организации и графиком работы, тактильные таблички для обозначения кнопки вызова персонала, кнопки вызова персонала и приемники вызова. В кратчайшие сроки все таблички кнопки вызова будут установлены на зданиях данных филиалов. Суд отклоняет, поскольку доказательств исполнения требований прокурора, со стороны ответчика не представлено, доводы ответчика о том, что в кратчайшие сроки все таблички кнопки вызова будут установлены на зданиях данных филиалов, не свидетельствуют об исполнении требований прокурора.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Козульского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Центральная клубная система Козульского района» о возложении обязанности.
Суд считает, что указанный срок исполнения решения является обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Центральная клубная система Козульского района» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на МБУК «ЦКС Козульского района» обязанность по установке вывески с текстовой информацией о названии организации, графиком работы организации, продублированной знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также наружных вызывные устройств или средств связи с персоналом на входе в здания системы МБУК «ЦКС Козульского района», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.В. Тыченко
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2024