Дело № 5-2-669/20
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 сентября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Мировой судья судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ростова-на-Дону, Журавлева М.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КРФобАП, поступившее из Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому округам, в отношении председателя Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук», расположенного по адресу: <АДРЕС>, - Бердникова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
Мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ростова-на-Дону поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КРФобАП, отношении председателя Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» (ЮНЦ РАН) Бердникова С.В., из которого следует, что Департаментом Росгидромета по ЮФО и СКФО, в деятельности ЮНЦ РАН, в лице председателя Бердникова С.В., выявлены нарушения лицензионных требований и условий, выразившихся в непринятии мер по переоформлению лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, тем самым нарушив требования и условия на которых ЮНЦ РАН выдана лицензия, которой не предусмотрено проведение работ по определению метеорологических характеристик окружающей среды.
В судебном заседании интересы Бердникова С.В. представляли Маронов С.М. и Вовк-Андреева Л.А., действующие на основании доверенности от 20.01.2020г., которые вину должностного лица во вменяемом правонарушении не признали, по доводам, изложенным в возражениях, просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях должностного лица события вменяемого административного правонарушения. Дополнительно пояснив, что в предостережении должностного лица <НОМЕР> от <ДАТА4> отсутствует необходимость переоформления действующей лицензии ЮНЦ РАН; локальное определение ЮНЦ РАН метеорологических характеристик окружающей среды с использование измерительного оборудования гидрометеопостов не является самостоятельными работами и услугами (имеющими самостоятельное законченное значение), выполняемые третьим лицам. Так, измерение метеорологических характеристик необходимо для учебного процесса и научной деятельности, что подтверждено уставными документами; научные исследования осуществляются в рамках выполнения ежегодных государственных заданий, отказ от исполнения или отступление от требований по исполнению которых не допускается. При этом в рамках осуществления государственного задания необходима, в том числе, удаленная передача сбора данных.
Допрошенное в судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела контроля и надзора Департамента Росгидромета по ЮФО и СКВО Горина Е.И., доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала, по основаниям, изложенным в отзыве, рассмотрение вопроса о мере наказания оставила на усмотрение суда.
Выслушав представителей должностного лица, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья пришел к следующему.
Часть 2 статьи 19.20 КРФобАП предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен закрытый перечень видов деятельности, на осуществление которых необходима лицензия. При этом, в ч. 1 ст. 12 указанного Закона для каждого вида лицензируемой деятельности определены случаи, в рамках лицензируемого вида деятельности, когда лицензия не требуется, и в отдельных пунктах ч. 1 ст. 12 Закона указано, что лицензирование не требуется в случае, если деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, норма ч. 1 ст. 12 Закона содержит не только закрытый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, но и закрытый перечень случаев для каждого лицензируемого вида деятельности, когда лицензия не требуется.
В соответствии с п. 45 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
На основании пп. "а" п. 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1216, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает определение метеорологических, авиаметеорологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды.
Таим образом, работы по определению метеорологических характеристик окружающей среды попадают в перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Судом установлено, что Бердников С.В. назначен на должность председателя Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» с <ДАТА6> по 02.10.2022 года, что подтверждено приказом <НОМЕР> п-о от <ДАТА6>
ЮНЦ РАН имеет лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) <НОМЕР> от <ДАТА8>, включающая себя: а) определение гидрологических и океанологических характеристик окружающей среды; б) определения уровня загрязнения водных объектов; в) подготовку и представление потребителям аналитической и расчетной гидрологической и океанологической информации и информации о загрязнении водных объектов; г) формирование и ведение гидрологических и океанологических банков данных и банков данных о загрязнении водных объектов.
Лицензией <НОМЕР> от <ДАТА8> не предусмотрено определение метеорологических характеристик окружающей среды.
Судом также установлено, что по состоянию на 27.07.2020г. на официальном сайте ЮНЦ РАН, а также на сайте «Метеоресурс ЮНЦ РАН» размещена информация о наличии в составе ЮНЦ РАН метеопоста «Донской» и гидрометеопоста «Взморье», на которых определяются метеорологические характеристики окружающей среды (температура, скорость и направление ветра, атмосферное давление, влажность воздуха). Метеорологическая информация в режиме реального времени размещается на сайте ЮНЦ РАН http://www.ssc-ras.ru/, а также на сайте «Метеоресурс ЮНЦ РАН» http://archive.ssc-ras.ru/meteo/.
Таким образом, проводимые ЮНЦ РАН работы по определению метеорологических характеристик окружающей среды попадают в перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случае изменения перечня выполняемых работ.
Частью 3 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен порядок переоформления лицензии. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять.
11.08.2020г. в 11:00 часов в Департаменте Росгидромета по ЮФО и СКФО установлено, что ЮНЦ РАН в нарушение ч. 1, ч. 3, ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с декабря 2018 года и по настоящее время не переоформило лицензию в связи с изменением перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Вместе с тем, Департаментом Росгидромета по ЮФО и СКФО <ДАТА4> выносилось предостережение <НОМЕР>, в котором указывалось на то, что ЮНЦ РАН имеет лицензию <НОМЕР> от <ДАТА8>, которой не предусмотрено определение метеорологических характеристик окружающей среды, а также подготовка и предоставление аналитической метеорологической информации, и на основании ст. 8.2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предложено ЮНЦ РАН принять меры по обеспечению соблюдения законодательства в области лицензирования.
Объективно данные факты подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 22/2/2020 от 11.08.2020г.; скриншотами электронных страниц; копией лицензии <НОМЕР> от <ДАТА8> с приложением; копией предостережения <НОМЕР> от <ДАТА4>; копией приказа <НОМЕР> п-о от <ДАТА6>; копиями приказов <НОМЕР> от <ДАТА14>, № 206 от <ДАТА> положением об отделе контроля и надзора Департамента Росгидромета по ЮФО и СКФО; должностным регламентом государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела контроля и надзора Департамента Росгидромета по ЮФО и СКФО от <ДАТА16> с дополнительными обязанностями начальника ОКН от <ДАТА> выпиской из приказа Департамента Росгидромета по ЮФО и СКФО <НОМЕР> от <ДАТА> копий служебной записки от 27.07.2020г.; копией Устава ЮНЦ РАН; лицензией ЮНЦ РАН <НОМЕР> от <ДАТА20> с приложением; а также иными материалами административного дела.
С учетом изложенного мировой судья приходит к выводу о том, что председатель ЮНЦ РАН Бердников С.В.не принял мер по переоформлению лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, тем самым нарушив требования и условия на которых ЮНЦ РАН выдана лицензия <НОМЕР> от <ДАТА8>, которой не предусмотрено проведение работ по определению метеорологических характеристик окружающей среды.
Возражения представителей председателя ЮНЦ РАН об измерении метеорологических характеристик в целях учебного процесса и научной деятельности не могут быть приняты во внимание, поскольку п. 45 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит изъятий из нормы, указывающих на возможность проведения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в ходе научной и образовательной деятельности (учебного процесса), без соответствующей лицензии.
Определениеметеорологических характеристик окружающей среды при разработке и испытаниях датчиков, устройств и т.д., фактически не имеет отношения к образовательной деятельности.
Более того, в 2018 году сотрудником ЮНЦ РАН в общем доступе сети интернет давалась ориентировочная оценка зимнего периода, основанная на наблюдениях ЮНЦ РАН, что является метеорологической информацией, что и послужило основанием для вынесения в адрес ЮНЦ РАН Предостережения <НОМЕР> от <ДАТА4>
Ссылка представителей председателя ЮНЦ РАН на то, что сбор данной информации является необходимым условием и обязанностью ЮНЦ РАН по выполнению НИОКТР в рамках государственного задания, в рамках которого необходима, в том числе, удаленная передача данных, также не опровергает указанные выводы суда, поскольку в действиях ЮНЦ РАН усматриваются нарушения лицензионных условий и требований, на которых выдана существующая лицензия, а не осуществление безлицензионной деятельности. При этом предоставленное представителями председателя ЮНЦ РАН государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года, в том время, когда ЮНЦ РАН не приняло меры по переоформлению лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ с декабря 2018 года и по настоящее время. Кроме того, информация данных метеостанций ЮНЦ РАН размещается в режиме реального времени помимо сайта «Метеоресурс ЮНЦ РАН», также и на официальном сайте ЮНЦ РАН, что является определением метеорологических характеристик окружающей среды в месте установки оборудования.
При таких обстоятельствах суд находит, что в действиях председателя ЮНЦ РАН Бердникова С.В., содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.20 Кодекса РФ об АП.
При определении административного наказания, судья принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для должностных лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая альтернативный характер санкции части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание отсутствие данных о ранее привлечении председателя ЮНЦ РАН Бердникова С.В. к административной ответственности за осуществление деятельности не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировой судья приходит к выводу о целесообразности применения к председателю ЮНЦ РАН Бердникову С.В. наказания в виде предупреждения, как наиболее адекватной меры правового воздействия.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что имеются все основания для привлечения председателя ЮНЦ РАН Бердникова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об АП, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать председателя Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» Бердникова <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 Кодекса РФ об АП, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья: М.С. Журавлева