РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Щербакове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-598/2023 по иску прокурора г. Салехард, действующего в интересах Филипповой Т.Н., к администрации МО г. Салехард о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в прежней очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Салехард, действуя в интересах Филипповой Т.Н., обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в прежней очереди.
В обоснование иска указано, что прокуратурой по обращению Филипповой Т.Н. проверено соблюдение требований жилищного законодательства при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Установлено, что с 18.08.2016 Филиппова Т.Н. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на состав семьи из 4 человек, 11.02.2021 обратилась в администрацию МО г. Салехард с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС. Совместно с заявительницей на учет поставлены ее малолетние дети – ФИО4, ФИО5, ФИО6 Постановлением Администрации города Салехарда от 15.03.2022 Филиппова Т.Н. снята с обозначенного учета с указанием на неполноту и недостоверность предоставленных ранее сведений. Фактической причиной снятия Филипповой Т.Н. с учета в качестве малоимущей и нуждающейся явилось получение администрацией МО г. Салехард сведений о нахождении в собственности заявительницы транспортного средства ВАЗ 21102 (2000 года выпуска). Вместе с тем в ГИБДД УМВД России по ЯНАО сведения о стоимости зарегистрированных на Филиппову Т.Н. транспортных средствах не запрашивались. Согласно выписке ГИБДД УМВД России по ЯНАО от 30.11.2022, предоставленной в прокуратуру г. Салехард, в собственности заявительницы с 27.02.2020 значится указанное транспортное средство, приобретенное за 80 000 рублей. Имущественное положение заявительницы в 2022 в сравнении с 2016 годом фактически не улучшено, не превышен размер стоимости подлежащего налогообложению имущества членов ее семьи в целях признания малоимущими на территории муниципального образования г. Салехард, что свидетельствует об отсутствии оснований для её снятия с учета в соответствии со ст. 56 ЖК РФ. Непредоставление сведений о нахождении в собственности Филипповой Т.Н. транспортного средства стоимость 80 000 рублей не влияет на решение вопроса о ее нахождении на соответствующем учете. Кроме того, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Вместе с тем, постановление о снятии Филипповой Т.Н. с учета не содержит указанных оснований со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Постановление о снятии Филипповой Т.Н. и трех ее малолетних детей с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является незаконным и нарушает жилищные права заявительницы и ее детей. В целях восстановления жилищных прав заявительницы прокурором 12.12.2022 принесен протест на постановление администрации города Салехарда от 15.03.2022 №, который отклонено органом местного самоуправления.
Просил признать постановление администрации города Салехарда от 15.03.2022 № о снятии Филипповой Т.Н. и членов её семьи ФИО4, ФИО5, ФИО6 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным; возложить обязанность на администрацию МО г. Салехард по восстановлению Филипповой Т.Н. и членов ее семьи ФИО4, ФИО5, ФИО6 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в прежней очереди.
В судебном заседании помощник прокурора Румянцев Д.А. настаивал на удовлетворении требований иска.
Представитель ответчика Соколов М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом ЯНАО от 02.06.2010 № 61- ЗАО «О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» на органы местного самоуправления возложены полномочия по определению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, о стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Частью 1 статьи 4 Закона № 61 -ЗАО установлено, что для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, учитывается транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 и 6 части 1 статьи 5 Закона № 61-3АО для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в органы местного самоуправления гражданами предоставляются: правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности заявителя и (или) членов его семьи на имущество, указанное в пункте 1 части 1 статьи 4 Закона № 61-ЗАО, а также правоустанавливающие документы на имущество, находящееся в собственности заявителя и (или) членов его семьи, указанное в пункте 2 части 1 статьи 4 Закона № 61-ЗАО, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документы о стоимости имущества, указанного в статье 4 Закона № 61-ЗАО.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 61-ЗАО для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования учитывается следующее имущество, находящееся в собственности указанных лиц и подлежащее налогообложению: транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации; недвижимое имущество, указанное в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции.
Согласно части 2 статьи 4 Закона № 61-ЗАО, для определения стоимости недвижимого имущества, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, подлежащего налогообложению, используются данные о кадастровой стоимости указанных видов имущества.
Стоимость транспортного средства определяется исходя из его рыночной оценки, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании пункта 3 статьи 7 Закона № 61-ЗАО, основаниями для отказа признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является представление неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю и членам его семьи имуществе, влекущее признание заявителя и членов его семьи малоимущими.
Частью 1 статьи 12 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-3AO «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» установлено, что перерегистрация граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется ежегодно в период с 01 января по 30 апреля в целях установления факта соответствия граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, требованиям законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Установлено, что с 18.08.2016 Филиппова Т.Н., составом семьи 4 человека, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
11.02.2021 Филиппова Т.Н. обратилась в администрацию МО г. Салехард с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС.
02.03.2021 Филиппова Т.Н., в целях осуществления перерегистрации, подавала заявление, сообщение об изменениях состава семьи, со сведениями о доходах, указывала на отсутствие изменений в сведениях об имуществе и информировала, что предоставление недостоверных сведений может послужить основанием для снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в целях перерегистрации.
В рамках статьи 13 Закона № 36-3AO перед принятием органом государственной власти автономного округа либо органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, граждане обязаны вновь представить в органы местного самоуправления заявление об изменениях в ранее представленных сведениях о себе и членах своей семьи с приложением документов, указанных в пунктах 1-6 части 1 статьи 7 настоящего Закона, либо заявление о неизменности ранее представленных сведений о себе и членах своей семьи с приложением документов, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 7 настоящего Закона (если после их представления прошло более 3 месяцев).
14.02.2022 Филиппова Т.Н. предоставила в администрацию МО г. Салехард заявление, и сведения о доходах, без документов о стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В рамках межведомственного взаимодействия управлением жилищной политики администрации города Салехарда, на основании запроса от 21 февраля 2022 года №, управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу 10 марта 2022 года письмом № предоставлена информация о наличии зарегистрированного на имя Филипповой Т.Н. автомобиля марки ВАЗ.
Таким образом, Филиппова Т.Н., в нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 5 Закона № 61-ЗАО не предоставила документы о рыночной стоимости транспортного средства, определенной исключительно при строгом соблюдении положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Постановлением администрации города Салехарда от 15.03.2022 Филиппова Т.Н. снята с учета с указанием на неполноту и недостоверность предоставленных сведений. Фактической причиной снятия Филипповой Т.Н. с учета в качестве малоимущей и нуждающейся явилось получение администрацией МО г. Салехард сведений о нахождении в собственности заявительницы транспортного средства ВАЗ 21102 (2000 года выпуска).
Истец в обоснование иска приводит доводы о том, что управлением жилищной политики администрации города Салехарда в ГИБДД УМВД России по ЯНАО не были запрошены сведения о стоимости зарегистрированных на Филиппову Т.Н. транспортных средствах, при этом по запросу прокурора было установлено, что в собственности Филипповой Т.Н. с 27.02.2020 значится указанное транспортное средство, приобретенное за 80 000 рублей. Имущественное положение заявительницы в 2022 в сравнении с 2016 годом фактически не улучшено, не превышен размер стоимости подлежащего налогообложению имущества членов ее семьи в целях признания малоимущими на территории муниципального образования г. Салехард, что свидетельствует об отсутствии оснований для снятия с учета в соответствии со ст. 56 ЖК РФ.
Суд не соглашается с данными доводами истца, поскольку положения Закона № 61-ЗАО четко определили порядок определения рыночной стоимости транспортного средства, а именно оценка специалистом в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а не сведения, полученные из органов ГИБДД, при этом именно на гражданина, в данном случае на Филиппову Т.Н., возложена обязанность по предоставлению сведений о рыночной стоимости транспортного средства, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным постановления администрации города Салехарда от 15.03.2022 № 529 о снятии Филипповой Т.Н. и членов ее семьи ФИО4, ФИО5, ФИО6 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования иска не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Салехард, действующего в интересах Филипповой Т.Н., к администрации МО г. Салехард о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в прежней очереди, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
11 апреля 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Щербакове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-598/2023 по иску прокурора г. Салехард, действующего в интересах Филипповой Т.Н., к администрации МО г. Салехард о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в прежней очереди,
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Салехард, действующего в интересах Филипповой Т.Н., к администрации МО г. Салехард о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в прежней очереди, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова