Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-42/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вега» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Вега» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 3212,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 36 516 884 рубля.
В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником названного нежилого здания, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца по доверенности Петрушова Е.Н. в судебное заседание не явилась, представила суду ходатайство, в котором поддержала заявленные административные исковые требования, пояснив, что с результатами судебной экспертизы ознакомлена, возражений не имеет, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица – министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г. Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Вега» требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Вега» является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 3212,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного нежилого здания определена в соответствии с Постановлением правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 72 581 570,44 рублей.
Административный истец, являясь собственником указанного выше нежилого здания, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания, 02 сентября 2020 года общество с пропуском срока обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, а после того, как комиссия своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № отклонила заявление, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 77/20, выполненный 31 августа 2020 года независимым оценщиком ФИО1., согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 06 июня 2011 года определена в размере 36 516 884 рубля.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Министерства имущественных отношений Самарской области была назначена судебная экспертиза. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «Самарское агентство консалтинга и оценки».
По результатам судебной экспертизы, проведённой 30 ноября 2020 года, составлено экспертное заключение № 03/11-20э, а так же уточнение к экспертному заключению, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06 июня 2011 года составила 49 727 000 рублей.
Административный истец не согласился с результатами судебной экспертизы, ссылаясь на то, что эксперт при расчете величины рыночной стоимости подобрал некорректные объекты-аналоги и применил коэффициент НДС, что, по его мнению, повлияло на полученный результат.
В связи с заявленным административным истцом ходатайством по делу была назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Инвест-Центр».
В соответствии с заключением эксперта № 227 от 19 января 2021 года, выполненным обществом с ограниченной ответственностью «Инвест-Центр», рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 40 026 000 рублей.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав экспертные заключения, суд находит выводы заключения эксперта № 227 от 19 января 2021 года правильными, величину рыночной стоимости, установленную этим заключением, - достоверной. Указанное экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Из экспертного заключения следует, что объектом экспертизы являлось нежилое здание, которое фактически не используется. В ходе исследования применен затратный подход. Согласовав результаты, оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости нежилого здания равную 40 026 000 рублей.
Суд принимает во внимание, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.
Заключение эксперта № 227 от 19 января 2021 года содержит определение рыночной стоимости нежилого здания на основе исследования качественных и количественных характеристик объектов, внешних факторов, влияющих на рыночную стоимость исследуемого объекта, с применением сравнительного и доходного подхода.
Величина рыночной стоимости, определённая экспертным заключением от 30 ноября 2020 года № 03/11-20э, не может быть признана судом в качестве достоверной в связи с тем, что оценщик и эксперт общества с ограниченной ответственностью «Самарское агентство консалтинга и оценки» подобраны встроенные помещения, в то время как объект оценки- это отдельно стоящее здание.
Отчет об оценке не может быть принят во внимание при определении величины рыночной стоимости здания, поскольку достоверной является величина рыночной стоимости, определенная заключением повторной экспертизы.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость нежилого здания подлежит установлению равной рыночной стоимости в размере, определённом заключением повторной экспертизы №227 от 19 января 2021 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 02 сентября 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования общество с ограниченной ответственностью «Вега» удовлетворить частично.
Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Вега» пропущенной срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 3212,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 40 026 000 рублей.
Датой обращения ООО «Вега» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 02 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2021 года.