Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-597/2023 ~ М-530/2023 от 19.06.2023

11RS0016-01-2023-000807-62

дело № 2-597/2023

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 20 июля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пахович Т. И. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

Пахович Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером . В обоснование требований указано, что Пахович Т.И. является арендатором земельного участка площадью 1230 кв.м с кадастровым номером , расположенного в с. Лэзым, имеющего разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке истцом возведено здание - баня, право собственности на которое оформлено в установленном законом порядке. Обратившись в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении на возмездной основе в собственность указанного земельного участка, Пахович Т.И. получила отказ, который находит незаконным.

Истец Пахович Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что на земельном участке ею возведено здание, которое имеет неразрывную связь с землей, обладает признаками капитальности и является объектом недвижимости, зарегистрированным в установленном порядке в Управлении Росреестра, в связи с чем, истец полагала, что имеет преимущественное право на приобретение земельного участка без торгов.

Ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Пахович Т.И. на основании договора переуступки права аренды земельного участка б/н от 17.10.2022 на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 1230 кв.м с кадастровым номером , расположенный в с. Лэзым Сыктывдинского района Республики Коми.

Из предоставленных по запросу суда сведений из Единого реестра недвижимости следует, что земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Как следует из материалов дела, 07.02.2023 Пахович Т.И. обратилась в орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за плату без проведения торгов».

Решением, оформленным письмом № 334/602 от 16.02.2023, администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в оказании муниципальной услуги Пахович Т.И. отказано со ссылкой на то, что возведенная на испрашиваемом земельном участке хозяйственная постройка имеет вспомогательное назначение и не отвечает первоначальным целям предоставления земельного участка.

Полагая, что само по себе размещение нежилого здания на предоставленном в аренду земельном участке порождает право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, Пахович Т.И. обратилась в суд с рассматриваемым требованием и просила возложить на ответчика обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Разрешая исковые требования истца по существу, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе и земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства (статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации), обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, возникновение исключительного права на приобретение земельного участка зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.Таким образом, необходимым условием для выкупа земельного участка без проведения торгов является не только нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, являющегося зданием или сооружением и принадлежащего на праве собственности заявителю, но и соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка, поскольку, исходя из положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению, и соответственно, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (то есть в соответствии с разрешенным использованием земельного участка), а размеры предоставляемого земельного участка должны соотноситься с использованием и эксплуатацией строения, находящегося на данном земельном участке.

В противном случае, сам по себе факт наличия возведенного гражданином объекта недвижимости на земельном участке, переданном ему в аренду, не может повлечь возникновение у него права на приобретение такого земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 - 2 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон) личное подсобное хозяйство представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пп. 1, 2 ст. 4 Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Статьей 6 Закона закреплено, что для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Анализ положений п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30, п. 2 ст. 7, 85 Земельного кодекса РФ позволяет сделать однозначный вывод, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может пользоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

Спорный земельный участок имеет основной вид разрешенного использования как «для ведения личного подсобного хозяйства» и в аренду он предоставлялся Пахович Т.И. также с данной целью.

Из материалов дела следует, что на земельном участке, предоставленном на праве аренды истцу, располагается объект площадью 23,2 кв.м, имеющий нежилое назначение и зарегистрированный в Управлении Росреестра как «индивидуальная баня». Право собственности Пахович Т.И. на обозначенный объект зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам капитального строительства относятся здание, сооружение, строение, за исключением временных построек и других подсобных построек.

Право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Особенностью хозяйственных построек является то, что они не могут быть использованы в качестве здания, сооружения, поскольку для их возведения не требуется получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

Хозяйственное строение - это вспомогательный (не самостоятельный) отдельно стоящий или пристроенный объект недвижимости хозяйственно-бытового назначения: сарай для содержания скота и птицы; сарай (бытовка) для хранения хозяйственного инвентаря; хозяйственный навес, навес для автомобилей; гараж; баня, летний душ, уборная; летняя кухня; теплица; погреб и т.п. капитальные и некапитальные постройки.

Хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Основным критерием отнесения строения к вспомогательному (к хозяйственному) является наличие на земельном участке основного жилого здания, по отношению к которому оно и выполняет вспомогательную обслуживающую функцию.

Для квалификации таких объектов как объектов недвижимости они должны иметь прочную связь с земной поверхностью, предполагающую невозможность перемещения без физического разрушения и приведения в непригодное для использования состояние, функциональное назначение, определенную долговечность и ценность, и соответствовать целевому назначению использования.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером как «для ведения личного подсобного хозяйства» предполагал, как отмечалось ранее, размещения на нем основных капитальных строений.

В данном случае такое строение Пахович Т.И. не возведено, а наличие на земельном участке хозяйственной постройки в виде бани не свидетельствует о возникновении у арендатора права на приобретение в собственность без торгов земельного участка площадью 1230 кв. м. При этом видно, что спорный земельный участок значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации расположенного на нем строения.

Установив, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, факт несоразмерности площади, необходимой для эксплуатации расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимости (бани) площади самого земельного участка, при том, что доказательств необходимости использования всей площади испрашиваемого земельного участка для использования и эксплуатации бани истцом не предоставлено, с учетом приведенных выше норм земельного законодательства суд приходит к выводу, что возведение на испрашиваемом земельном участке вспомогательного объекта (бани), не влечет возникновения у истца права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных Пахович Т.И. исковых требований не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Пахович Т. И. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 июля 2023 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2-597/2023 ~ М-530/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пахович Татьяна Ивановна
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее