№ 2-5209/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Тюмень 23 декабря 2022 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе председательствующего судьи Калашниковой С.В., при секретаре Медведевой О.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского АО г. Тюмени Весниной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управы Восточного административного округа Администрации города Тюмени к Аспатовой Нурсание, Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени о расторжении договора социального найма, возложении обязанности по приведению жилого помещения в прежнее состояние и по встречному иску Аспатовой ФИО7 к Управе Восточного административного округа Администрации города Тюмени о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Управа Восточного административного округа Администрации города Тюмени обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Тюмень. На основании договора социального найма жилого помещения — ордера № 547 от 03.12.1990 Аспатова ФИО8 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В управу Восточного административного округа Администрации города Тюмени от Государственной жилищной инспекции Тюменской области поступили материалы проверки, проведенной в отношении правообладателя комнаты № в квартире № в многоквартирном доме № № по ул. <адрес>, свидетельствующие о выявлении факта самовольной перепланировки указанного помещения, а именно к комнате 2 квартиры № присоединены места общего пользования квартиры № часть общего коридора, моек; на местах общего пользования коридора устроена кухня (мойка), выполнена прокладка сетей водоснабжения и водоотведения; на местах общей мойки устроен санузел (унитаз и ванна с подводкой сетей водоснабжения и водоотведения), что не соответствует данным технического паспорта На основании поступившего от ГЖИ ТО акта проверки от 27.08.2021 № №, подтверждающего факт самовольной перепланировки, 21.09.2021 Управой нанимателю комнаты № квартиры <адрес> вынесено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в течение семи месяцев с даты направления нанимателю помещения предупреждения, а именно не позднее 22.04.2022, в прежнее состояние. На сегодняшний день, Аспатовой Н. предупреждение Управы не исполнено, жилое помещение в прежнее состояние в указанные сроки и в указанном порядке не приведено, сведения о сохранении помещения в перепланированном состоянии не представлены. Просит расторгнуть договор социального найма – ордер № 547 от 03.12.1990 жилого помещения, расположенного по адресу<адрес> 2 с нанимателем Аспатовой ФИО9, обязать возложить на собственника в лице Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени привести жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, комната 2 в прежнее состояние.
06.07.2022 судом принят встречный иск Аспатовой ФИО10 к Управе Восточного административного округа Администрации <адрес> о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии жилого помещения - комнаты № и №, расположенные в <адрес> <адрес>. Требования мотивированы тем, что истец по встречному иску является нанимателем спорного жилого помещения на основании социального найма, в период проживания были произведены перепланировки и переустройства, решение о согласовании перепланировки и переустройства истцом по встречному иску не было получено.
23.12.2022 судом принято уточнение встречных исковых требований, согласно которых ответчик и истец по встречному иску Аспатова Н. просит сохранить жилые помещения - комнаты № и №, расположенные в <адрес> (номера по экспликации №) по адресу: <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии с учетом произведенных перепланировки и переустройства в виде присоединения помещений относящихся к местам общего пользования (номера по экспликации №) а именно части общего коридора, моек, с устройством в местах общего пользования кухни (мойки), выполнение прокладки сетей водоснабжения и водоотведения, устройства санузла на местах общей мойки (поставлены унитаз и ванна с подведением сетей водоснабжения и водоотведения).
Представитель истца и ответчика по встречному иску по доверенности Кудрявцева М.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без участия представителя.
Ответчик Аспатова Н., представитель ответчика и третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени, представитель ответчика и третьего лица по встречному иску Департамент городского хозяйства Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились, ответчик и истец по встречному иску представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из отзыва Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени следует, что департамент городского хозяйства администрации г. Тюмени после расторжения договора социального найма жилого помещения и освобождении нанимателем спорного жилого помещения наделен полномочиями собственника по осуществлению соответствующих мероприятий по приведению спорного жилого помещения в прежнее состояние.
Выслушав заключение прокурора, полагавшей первоначальные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Управы Восточного административного округа Администрации города Тюмени надлежит отказать, а встречный иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения производятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, произведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 того же кодекса, и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 этого кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно пункту 1 части 5 названной статьи, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 означенной статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 данной статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Таким образом, по общему правилу переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки является самовольным и должно быть приведено в прежнее состояние.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образования городской округ <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-31).
Ответчик является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> комната 2 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
В соответствии с положением об управе Восточного административного округа Администрации <адрес>, утвержденным решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, управа является органом, уполномоченным на согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
На основании акта проверки №№ от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Государственной жилищной инспекцией Тюменской области, установлен факт самовольной перепланировки спорного жилого помещения, Аспатова Н. привлечена к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации, акт инспекционного обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-23).
Из указанного акта проверки в жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес> выявлен факт самовольной перепланировки и переустройства помещения, а именно: <адрес> <адрес> присоединены места общего пользования <адрес>: часть общего коридора, моек, на местах общего пользования коридора устроена кухня (мойка), выполнена прокладка сетей водоснабжения и водоотведения. На местах общей мойки устроен санузел (унитаз и ванна с подводкой сетей водоснабжения и водоотведения). Данные изменения в комнате № не соответствуют техническому паспорту, что является самовольной перепланировкой и переустройством.
Постановлением администрации города Тюмени от 10.02.2014 № 15-пк утвержден Порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, который распространяется на собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка Управа является органом, уполномоченным на вынесение предупреждения о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.
Согласно пункту 2.2 Порядка основанием для подготовки и направления уполномоченным органом предупреждения о приведении самовольно перепланированного и (или) переустроенного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние собственнику или нанимателю помещения является копия решения Государственной жилищной инспекции Тюменской области, подтверждающего факт самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
21.09.2021 Управой Восточного административного округа Администрации города Тюмени нанимателю квартиры по адресу: <адрес>, комната 2 вынесено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние, в котором Аспатовой Н. предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести квартиру в прежнее состояние в соответствии с техпаспортом жилого помещения.
В указанный срок предписание не выполнено, иного в суде не добыто.
А потому истцом по первоначальному иску обоснованно предъявлены исковые требования к Аспатовой Н. о расторжении договора социального найма и возложении обязанности по приведению жилого помещения в прежнее состояние.
Вместе с тем, в силу ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушатся права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Аспатовой Н. в рамках рассмотрения настоящего спора заявлено о сохранении комнат № и № <адрес>. <адрес> по <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч.2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску назначена судебная техническая экспертиза с целью определения технического состояния жилого помещения.
Согласно выводов, содержащихся в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>» выполненные переустройство и перепланировка в жилом помещении № и №, расположенные в <адрес> по адресу: <адрес>, соответствуют техническим (градостроительным) нормам и правилам. Эксплуатация жилого помещения - комнат № и № возможна в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) для постоянного проживания граждан в переустроенном и перепланированном состоянии. Техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> позволяет сохранить его в качестве самовольно переустроенном и перепланированном состоянии не нарушая права и охраняемые законом интересы других лиц, а также техническое состояние объекта исследования не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом принимается вышеуказанное экспертное заключение, которое достаточно полно мотивировано и обосновано, соответствует требованиям действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно технического паспорта жилого помещения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом произведенных перепланировки и переустройства в виде присоединения мест общего пользования, а именно части общего коридора, моек, с устройством в местах общего пользования кухни (мойки), выполнение прокладки сетей водоснабжения и водоотведения, устройство санузла на местах общей мойки (поставлены унитаз и ванна с подведением сетей водоснабжения и водоотведения) общая площадь переданных в пользование ФИО5 жилых помещений составила 35,3 кв.м, (по экспликации помещений №).
Кроме того, согласно справки о технико-экономических показателях № от ДД.ММ.ГГГГ, по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ новых изменений после проведенной технической инвентаризации в 2011 не зафиксировано, общая площадь квартиры составляет 195,5 кв.м., жилая площадь составляет 135,2 кв.м., до изменений общая площадь квартиры составляла 198,6 кв.м.
Невыполнение ФИО5 в установленный предупреждением срок требований о сохранении перепланировки и переустройства или приведение квартиры в положение, существующее до них, не является безусловным основанием для удовлетворения первоначального иска, что является преждевременной мерой.
Более того, состояние внутренних стен и перегородок пригодно к безопасной эксплуатации жилого помещения. На основании визуального осмотра <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, выявлено, что в целом выполненные перепланировка и переустройство соответствуют действующим техническим нормам и правилам, не ухудшают несущей способности строительных конструкций обследуемой квартиры и пространственной жесткости здания в целом, не нарушают функционирования инженерных коммуникаций, не снижают уровень благоустройства. Работы по монтажу перегородок выполнены надлежащим образом и отвечают требованиям их приемки и эксплуатации. Внутренние сети отопления сохранены; отвод сточных вод от санитарных приборов осуществляется внутренней системой канализации в систему водоотведения жилого дома. Вентиляция не нарушена. Установленные в санузле сантехприборы отвечают строительным нормам и правилам: СП 31.13330.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;СП 30.13330.2020 «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СП 73.13330.2016 «Внутренние санитарно-технические системы» и отвечают требованиям их приемки и эксплуатации. В результате проведенных мероприятий жилищные условия проживания нанимателя улучшились. Жилое помещение пригодно для его использования по назначению, а именно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным, техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства, в частности, по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату. По состоянию на дату обследования жилые помещения - комнаты № и № эксплуатируются в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) для постоянного проживания граждан. Выполненные перепланировка и переустройство <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, выполнены с целью улучшения комфортности проживания, не нарушают несущей способности здания, соответствуют требованиям санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, не нарушают законные права и интересы граждан, а также обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
А потому, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что произведенная в спорном жилом помещении перепланировка и переустройство отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, не нарушает права и законные интересы граждан и не создают угрозы их жизни и здоровью.
Поскольку встречный иск удовлетворен, не подлежит удовлетворению первоначальный иск о расторжении договора социального найма, возложении обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Управы Восточного административного округа Администрации города Тюмени к Аспатовой ФИО11, Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени о расторжении договора социального найма, возложении обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние - отказать.
Сохранить в перепланированном и переустроенном состоянии жилые помещения - комнаты № и №, расположенные в <адрес> по адресу: <адрес>, а именно: к комнате № и № <адрес> присоединены места общего пользования <адрес>, часть общего коридора, моек, на местах общего пользования коридора устроена кухня (мойка), выполнена прокладка сетей водоснабжения и водоотведения, на местах общей мойки устроен санузел (унитаз и ванна с подводкой сетей водоснабжения и водоотведения).
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.
Председательствующий судья подпись Калашникова С.В.
В окончательной форме решение изготовлено 30.12.2022.