Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1240/2018 ~ М-1047/2018 от 14.06.2018

                                        Дело № 2-1240/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 августа 2018 г.                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Степанниковой Е.П.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Новошахтинска Серебрянниковой Э.В.,

истца Маликовой Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Маликова К.Д., Маликовой А.Д., Маликова Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новошахтинска в интересах Маликовой Ю.В., Маликова Д.А., Рогожникова В.В., Маликова К.Д., Маликовой А.Д., Маликова Д.Д., к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Маликовой Ю.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Маликова К.Д., Маликовой А.Д. и Маликова Д.Д., Маликовым Д.А., Рогожниковым В.В., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 2019 году.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города в связи с поступившим обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Х.Г.П. в интересах Маликовой Ю.В.., проведена проверка исполнения Администрацией города требований жилищного законодательства.

Установлено, что обращение связано с реализацией на территории г. Новошахтинска мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», участником которых является Маликова Ю.В.

Семья заявителя составом 6 человек (Маликова Ю.В., Маликов Д.А., Маликов К.Д., Маликова А.Д., Маликов Д.Д., Рогожников В.В.) включена в дополнительный список граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: <адрес>, протоколом, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации от 18.07.2016 №АЯ-345 пр.

Вместе с тем, заявитель и члены ее семьи до настоящего времени проживают и зарегистрированы в ветхом жилом помещении, техническое состояние которого создает угрозу для жизни и здоровья, и может привести к нарушению её прав не только на жилье, но и на жизнь и здоровье, так как не исключена возможность обрушения жилого дома №... по <адрес>.

В силу положений ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение возложенных на них публично-правовых обязательств и обязанность реального устранения последствий неисполнения публичным образованием его обязательств.

Несоблюдение установленных требований порождает обоснованные жалобы и обращения граждан за защитой своих нарушенных прав в различные контролирующие органы и органы прокуратуры.

Обратившись в Администрацию г. Новошахтинска, Маликовы предоставили весь необходимый пакет документов для их переселения, и при заполнении информационной карты, они указали, что желают использовать социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке. Администрация города заверила, что при поступлении финансирования по программе переселения граждан из ветхого жилья, с их семьей будет заключен соответствующий договор о предоставлении социальной выплаты. Они неоднократно направляли письменные обращения, а также устно обращались в Администрацию г. Новошахтинска с просьбой заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты. Однако на все обращения они получили ответы и устные объяснения с обещанием заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья только в случае поступления средств из федерального бюджета. В свою очередь средства федерального бюджета, предназначенные для реализации мероприятия по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, в 2017 г. и 2018 г. распределены в полном объеме.

Проживать в доме №... по <адрес> фактически невозможно, поскольку дом непригоден для проживания, что создает угрозу их жизни и безопасности. До настоящего времени конкретный срок переселения их семьи не установлен.

В соответствии с п. 6 Положения от 04.03.2016 № 149 о рабочей комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, очередность предоставления гражданам социальных выплат формируется исходя из случаев причастности граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, к льготной категории лиц, установленной федеральным и областным законодательством.

Среди членов семьи Маликовых имеются льготные категории граждан: Маликова Ю.В. - .... группы инвалидности, ....; Рогожников В.В. - .... группа инвалидности, .... заболевание; многодетная семья (3 несовершеннолетних детей).

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - рабочая комиссия).

При проведении заседаний рабочей комиссии как в 2017 г., так и 2018 г. данное право в отношении семьи Маликовой Ю.В. не рассмотрено и не реализовано.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил)

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).

В соответствии со ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Представитель истца – помощник прокурора г. Новошахтинска Серебрянникова Э.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании истец Маликова Ю.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Маликова К.Д., Маликовой А.Д., Маликова Д.Д., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просит удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание истцы Маликов Д.А. и Рогожников В.В. не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истцов Маликова Д.А. и Рогожникова В.В. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Возражений по делу не предоставили и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в том числе и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил).

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).

Из материалов дела следует, что истцы включены в дополнительный Список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой .... ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности под № ТЭО 6782. Данный список утвержден протоколом Минэнерго РФ от 18.07.2016 № АЯ-345.

На обращение истца Маликовой Ю.В. 30.03.2017 по поводу рассмотрения соответствия выбранных её жилых помещений для приобретения, требованиям, установленным Порядком оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, в её адрес 28.04.2017 был направлен ответ о том, что по итогам проведенного заседания рабочей комиссией список расчета размера предоставляемых субсидий сформирован и согласован с Минэнерго РФ. При таких условиях рассмотрение варианта жилого помещения, выбранного ею в целях приобретения, нецелесообразно. Вопрос об оказании ей содействия в переселении подлежит рассмотрению при условии поступления дополнительного финансирования в текущем году либо в последующих финансовых годах.

Суд находит позицию ответчика ошибочной, нарушающей права истцов на переселения из непригодного для проживания жилого помещения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.

Согласно п. 1.5 Положения…, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Как установлено в судебном заседании, при проведении заседаний рабочей комиссии как в 2017 г., так и 2018 г. вопрос об очередности предоставления семьи Маликовой Ю.В., в состав которой входят два человека, отнесенные к гражданам льготной категории, социальной выплаты не рассмотрен. До настоящего времени конкретный срок переселения их семьи не установлен.

Изложенное выше, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрация г. Новошахтинска, умышленно, по неустановленным причинам, при наличии полного пакета документов, представленного истцами, наличия у них первоочередного права на заключение договора о предоставлении социальной выплаты, уклонилась от заключения с ними договора о предоставлении соцвыплаты, давая при этом достаточно неопределенные ответы в части даты заключения соответствующего договора. Причины и обоснования проведения столь выборочного варианта переселения, ответчиком суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что в настоящее время истцы вправе требовать направление данной выплаты как на приобретение жилья на вторичном рынке.

Кроме того, судья обращает внимание на то, что истец Маликова Ю.В. является инвалидом .... группы, ...., истец Рогожников В.В. - инвалидом .... группы, .... заболевание, в семье трое несовершеннолетних детей, проживать в доме №... по <адрес> фактически невозможно, поскольку дом непригоден для проживания, что создает угрозу их жизни и безопасности.

В соответствии с п. 6 Положения от 04.03.2016 № 149 о рабочей комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, очередность предоставления гражданам социальных выплат формируется исходя из случаев причастности граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, к льготной категории лиц, установленной федеральным и областным законодательством.

В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Новошахтинска в интересах Маликовой Ю.В., Маликова Д.А., Рогожникова В.В., Маликова К.Д., Маликовой А.Д., Маликова Д.Д. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Маликовой Ю.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Маликова К.Д., Маликовой А.Д. и Маликова Д.Д., Маликовым Д.А., Рогожниковым В.В., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 2019 году.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение составлено в окончательной форме .....

2-1240/2018 ~ М-1047/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маликов Денис Александрович
Рогожников Владимир Валерьевич
прокурор г. Новошахтинска
Информация скрыта
Маликова Юлия Валерьевна
Ответчики
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Селицкая Марина Юрьевна
Дело на странице суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
14.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2018Передача материалов судье
19.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2018Подготовка дела (собеседование)
09.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2018Судебное заседание
14.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2018Дело оформлено
17.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее