Дело № 2-141 10 февраля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка № 2 Соломбальского округа г. Архангельска Бакина Р.Н., при секретаре Пекишевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г<АДРЕС>, гражданское дело по иску <ФИО1> к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в г. Архангельске, отделу пенсионного фонда Российской Федерации в Соломбальском административном округе г. Архангельск о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Истец обратился к мировому судье с исковыми требованиями о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование исковых требований указал, что в период <ДАТА> 2012<ДАТА> выезжал на отдых в <АДРЕС>), расходы по проезду составили 11 902 руб. Право на компенсацию проезда один раз в два года к месту отдыха на территории РФ и обратно она имеет как пенсионер на основании ст.34 Закона РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». При обращении в орган пенсионного фонда с заявлением, в выплате расходов по проезду к месту отдыха и обратно было отказано.
Истец извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Отдела Пенсионного фонда в Соломбальском административном округе г. Архангельск в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске в судебное заседаниетакже не явился, извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил:
Истец является получателем пенсии по старости, что подтверждается имеющийся в материалах дела копией пенсионного удостоверения, не работает и предпринимателем не является.
Как следует из материалов дела, истец в период с <ДАТА><ДАТА> выезжала на отдых на <АДРЕС>
Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске от <ДАТА4> в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда истцу было отказано.
Суду не представлено сведений о том, что истец не имеет права на компенсацию расходов по оплате проезда. Как указано в решении ПФ РФ об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда - компенсация по оплате проезда истцу в 2010-2011 гг. не производилась.
Право определенной категории пенсионеров на оплату проезда к месту отдыха и обратно и источник финансирования затрат на эти цели установлены Законом РФ № 4520-1 от 19.02.1993 г. «Огосударственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (в редакции Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> - ФЗ).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно". Пунктом 1 Постановления утверждены соответствующие Правила, которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Пунктом 3 постановлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения о применении Правил, утвержденных этим Постановлением. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н утверждено разъяснение о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Разъяснение).Согласно пункту 7 Разъяснения в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Правила), в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории. Как следует из буквального толкования вышеизложенных норм, Правила связывают оплату проезда к месту отдыха и обратно не с местом проведения такого отдыха (на территории Российской Федерации), а с проездом по территории Российской Федерации. Предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации данной категории граждан предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, следовательно, наличие или отсутствие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость ни от выбранной гражданином формы отдыха, ни от места отдыха. При этом ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании того, что пенсионер отдыхал не на территории России, ставит таких пенсионеров в неравное положение с теми, кто отдыхает на территории России, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации. На основании чего суд приходит к выводу, что стоимость проезда подлежит компенсации независимо от места отдыха, компенсация проезда должна осуществляться исходя из маршрута до границы по территории Российской Федерации. Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Предусмотренная Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 в статье 34 компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсационный характер. При этом определение порядка, размера и условий предоставления этой льготы федеральный законодатель возложил на Правительство Российской Федерации, которое в пункте 10 Правил определило, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии. Ни статья 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, ни пункт10 Правил не предусматривают выплату компенсации на расходы, связанные с приобретением постельного белья и получением в транспортной организации документов о стоимости проезда. Статья 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предусматривая право физических лиц приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров, установила, что полная стоимость проезда состоит из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета) (абзац восьмой). В соответствии с пунктом 143 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, стоимость проезда во всех типах вагонов и категорий поездов состоит из стоимости билета и стоимости плацкарты и определяется по таблицам соответствующего прейскуранта. Приложением к Приказу Федеральной службы по тарифам от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 установлено, что плата за пользование комплектом постельного белья относится к дополнительным работам (услугам), связанным с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов (пункт 2.2.1.7). Из вышеуказанных положений следует, что расходы, связанные с приобретением постельного белья, не входят в стоимость проезда и относятся к расходам за оказание дополнительных работ (услуг). Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, в пункте 32 определено, что при проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечиваетсякомплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.
Следовательно, плата за пользование постельным бельем подлежит включению в стоимость проезда и представляет собой единую сумму лишь при проезде в вагонах с 2-местными купе (СВ) и 4-местными купе всех категорий поездов, в плацкартных вагонах обеспечение постельным бельем является дополнительной услугой, предоставляемой перевозчиком по желанию пассажира, стоимость которой взыскивается в билетной кассе при оформлении проездного документа.
Согласно оригиналам проездных документов, истец приобрел проездные билеты по маршруту <АДРЕС>, в том числе в купейном вагоне и поезде фирменной категории.
Стоимость проезда по маршруту <АДРЕС>(по территории РФ) составила 4 751 руб. 40 коп. (сервисный сбор - оплата пастельного белья - 302 руб. 60 коп.), что подтверждается справкой ОАО «РЖД».
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил, возмещению подлежит компенсация реальных затрат истца на проезд без учета сервисного сбора по территории Российской Федерации, что составляет 4448 руб. 80 коп. (4751,4-302,6).
Как следует из пп.1.1. п.1 Положения об отделе Пенсионного фонда РФ в Соломбальском административном округе г. Архангельск - Отдел пенсионного фонда в Соломбальском округе г. Архангельска не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Архангельске и не может отвечать по обязательствам учреждения. Учитывая, что источник финансирования и полномочия по назначению и выплате пенсий, социальных пособий сосредоточены в одном лице и осуществляются исключительно органами Пенсионного фонда, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком будет являться ГУ -управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске, являющееся самостоятельным юридическим лицом. Указанная сумма компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежит взысканию с ГУ - управление Пенсионного фонда РФ в г. АрхангельскТаким образом, расходы по стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежат взысканию с ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Архангельске.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер госпошлины определяется в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья
решил:
Исковые требования <ФИО1> о компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно - удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Архангельске за счет средств, выделяемых на государственные гарантии и компенсации, в пользу <ФИО1> по проезду к месту отдыха и обратно в сумме 4 448 руб. 80 коп.
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Архангельске государственную пошлину в доход бюджета в размере 400 руб.
В иске к отделу пенсионного фонда Российской Федерации в Соломбальском административном округе г. Архангельск - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Соломбальский районный суд г. Архангельскачерез мирового судью в течение месяца.
Мировой судья Р.Н. Бакина