Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-51/2024 (3а-2151/2023;) ~ М-1542/2023 от 25.09.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             18 января 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-51/2024 (3а-2151/2023) по административному исковому заявлению Адякина С.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- здания с кадастровым номером , площадью 800,3 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 927 171 рубля,

- здания с кадастровым номером , площадью 286,4 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 935 863 рубля,

- здания с кадастровым номером , площадью 1481 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 371 693 рублей,

- здания с кадастровым номером , площадью 428,7 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 975 112 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , , , кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01.01.2021 в размере 18 266 893, 92 рублей, 4 917 877, 15 рублей, 15 958 836, 80 рублей, 9 643 117, 81 рублей соответственно. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке, что влечет нарушение прав и обязанностей истца, как плательщика налога, исчисляемого от кадастровой стоимости объекта.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, администрация г.п. Смышляевка м.р. Волжский, администрация м.р. Волжский Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

В письменном отзыве на иск с учетом дополнительных пояснений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорных объектов, определенная в отчете об оценке в отношении объекта с кадастровым номером и заключении эксперта в отношении объектов с кадастровыми номерами , , , находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- здание с кадастровым номером , площадью 800,3 кв.м, по адресу: <адрес>,

- здание с кадастровым номером , площадью 286,4 кв.м, по адресу: <адрес>,

- здание с кадастровым номером , площадью 1481 кв.м, по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , площадью 428,7 кв.м, по адресу: <адрес>.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № по состоянию на 01.01.2021 установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером в размере 18 266 893, 92 рублей, здания с кадастровым номером в размере 4 917 877, 15 рублей, здания с кадастровым номером в размере 15 958 836, 80 рублей, здания с кадастровым номером в размере 9 643 117, 81 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены в январе 2022 года.

Административный истец, будучи собственником указанных объектов, является плательщиком налога физических лиц. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости зданий в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 20.09.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 20/07-23/1 от 11.08.2023 оценщика Куликовой А.В. независимой оценочной компании ООО «Независимый кадастровый центр» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов недвижимого имущества:

с кадастровым номером в размере 4 927 171 рубль,

с кадастровым номером в размере 1 935 863 рублей,

с кадастровым номером в размере 7 371 693 рубля,

с кадастровым номером в размере 4 975 112 рублей.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по инициативе административного ответчика ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» в связи с возникшими сомнениями судом первой инстанции с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , назначена судебная экспертиза определением суда от 30.10.2023, производство которой поручено эксперту ООО «Консалтинговый центр «Слово».

Заключением эксперта № 38/2023-СЭ от 20.12.2023 ООО «Консалтинговый центр «Слово» установлена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2022 земельных участков:

с кадастровым номером в размере 2 610 358 рублей 54 коп.,

с кадастровым номером в размере 11 046 512 рублей 76 коп.,

с кадастровым номером в размере 6 378 146 рублей 58 коп.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости объекта с кадастровым номером на дату определения кадастровой стоимости не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что эксперт при оценке объекта недвижимого имущества руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами , , является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости рассматриваемых объекта с кадастровым номером отчет об оценке № 20/07-23/1 от 11.08.2023 ООО «Независимый кадастровый центр», объектов с кадастровыми номерами , , заключение эксперта № 38/2023-СЭ от 20.12.2023 ООО «Консалтинговый центр «Слово».

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого здания равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта и в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 20.09.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Адякина С.А. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 927 171 рубль.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 610 358 рублей 54 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 11 046 512 рублей 76 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 378 146 рублей 58 коп.

Датой подачи заявления в суд считать 20.09.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22.01.2024.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-51/2024 (3а-2151/2023;) ~ М-1542/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Адякин С.А.
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского поселения пгт Смышляевка
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
ООО "Независимый кадастровый центр"
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.09.2023Регистрация административного искового заявления
25.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
25.12.2023Производство по делу возобновлено
12.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
09.02.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
01.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.04.2024Судебное заседание
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее