Дело об административном правонарушении № 5-689/2019 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 25 декабря 2019 года город Липецк Мировой судья судебного участка № 24 Левобережного судебного района г.Липецка Лагута К.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Олейник Вадима Викторовича, <ДАТА2>,
УСТАНОВИЛ:
Олейник В.В. вменяется то, что он 18.06.2019 года в23 час. 30 минут, находясь в состоянии опьянения, управлял в районе дома <НОМЕР> по <АДРЕС> г. <АДРЕС> автомобилем «<НОМЕР><НОМЕР>, при этом его действие не содержит уголовно наказуемого деяния, то есть совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании Олейник В.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что при медицинском освидетельствовании были допущены процессуальные нарушения как сотрудниками полиции, так и медицинскими работниками.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Главой 27 КоАП РФ определен порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в числе которых - отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ).
В силу ч.4 ст. 27.12 КоАП РФ в протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Из смысла ч.5 ст. 27.12 КоАП РФ следует, что протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяется, в том числе его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого протокола в нем делается соответствующая запись.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений ч. 3, 5 ст. 27.12 и ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование, равно как и в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении. Без его участия такие изменения могут быть внесены в перечисленные процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протоколов об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в эти процессуальные акты.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в составленные в отношении Олейник В.В. протоколы - о направлении на медицинское освидетельствование и об отстранении от управления транспортным средством внесены изменения, а именно: в протокол о направлении на медицинское освидетельствование внесены основания для направления на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения: отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (подчеркнутое основание) (л.д. 12); в протокол об отстранении от управления транспортным средством внесено основание - наличие достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения с признаком поведение, не соответствующее обстановке (подчеркнутое основание) (л.д. 11). Вместе с тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствования на состояние опьянения были внесены при составлении указанных процессуальных актов в присутствии Олейник В.В. Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. Отсутствуют и сведения об извещении Олейник В.В. о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в названные протоколы, а также данные, указывающие на то, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, направлены копии протоколов с внесенными в них изменениями. Допрошенный в судебном заседании инспектор Гончарук С.О., составивший указанные процессуальные документы, показал, что об исправлениях и дописках Олейник В.В. он не уведомлял. Сам Олейник В.В. также подтвердил, что его не вызывали для внесения изменений в протоколы и копия протоколов с внесенными изменениями ему не направлялась. Об исправлениях ему стало известно только в судебном заседании. Данные обстоятельства подтверждаются определением мирового судьи судебного участка №23 Левобережного судебного района г.Липецка о возвращении протокола об административном правонарушении от 15.08.2019 года в котором указано об отсутствии в протоколах (не подчеркнуты) оснований как для направления на медицинское освидетельствование, так и оснований для отстранения от управления транспортным средством (л.д.22-24). Также в наряде судебного участка №23 Левобережного судебного района г.Липецка №05-11 «определения о возвращении протокола об административном правонарушении органу, должностному лицу, его составившему» имеются копии протокола об отстранении от управлениятранспортными средствами и протокола о направлении на медицинское освидетельствование, в которых отсутствуют подчеркнутые основания, имеющиеся в настоящий момент.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения внесены должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ, не имеется.
На основании вышеизложенного протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и протокол об административном правонарушении подлежат признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлены с нарушением требований названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влекут административную ответственность по статье 12.8 КоАП РФ, а невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - по статье 12.26 данного кодекса. Определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимых в установленном порядке. Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ). При этом судье следует учитывать, что невыполнение уполномоченным должностным лицом обязанности предложить водителю предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является нарушением установленного порядка направления на медицинское освидетельствование, за исключением случаев нахождения водителя в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и другое), когда для вынесения заключения о наличии или об отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей. Коль скоро, протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование составлены с нарушением требований названного Кодекса и являются недопустимыми доказательствами, выводы о наличии в действиях Олейник В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ сделан быть не может ввиду отсутствия соответствующих доказательств. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья П О С Т А Н О В И Л: производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Олейник Вадима Викторовича прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Копию постановления направить для сведения в адрес ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г.Липецку. Постановление может быть обжаловано в Левобережный районный суд города Липецка через мирового судью судебного участка № 24 Левобережного судебного района города Липецка в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Мировой судья К.П.Лагута Мотивированное постановление составлено 27 декабря 2019<ДАТА>