Дело № 2-2502/2023
УИД 44RS0001-01-2023-001713-30
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
судьи Шершневой М.А.,
при секретаре Кузнецовой А.Д.,
с участием представителя истца Жулинской Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Рубцову Анатолию Анатольевичу, Рубцовой Анне Анатольевне о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Рубцову А.А., Рубцовой А.А. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия. В обоснование своих требований указали, что здание по адресу: <адрес> («Здание пекарни Тарутина» ок. 1907 г.) входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль», ХХ в. (далее – Объект). Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от <дата> № «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от <дата> №-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. В соответствии с данным ЕГРН здание (Кадастровый №) находится в собственности Рубцова Анатолия Анатольевича (доля 2/3), Рубцовой Анны Анатольевны (доля 1/3). Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от <дата> № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно охранному обязательству по сохранению объекта культурного наследия и его территории правообладателю необходимо провести следующие работы: п. 1 – восстановить исторический облик здания путём демонтажа рольставней с окон и установки деревянных накладок на металлические двери в срок до <дата>, п. 2 – организовать проведение обследования фасадов здания организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до <дата>, п. 3 – по результатам обследования организовать работы по ремонту фасадов в срок до <дата>, п. 4 – выполнить установку информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством в срок до <дата>. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Актами рейдового осмотра от <дата> установлено, что объект требует проведения работ по его сохранению, требования охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в установленный срок не исполнены. Обязательные требований ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ не соблюдены. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиками на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объект, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате. На основании изложенного, просят суд обязать собственников объекта культурного наследия регионального значения «Здание пекарня Тарутина», ок. 1907 г. расположенного по адресу: <адрес>: Рубцова Анатолия Анатольевича и Рубцову Анну Анатольевну исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно (участи соразмерно занимаемой доли):
организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до <дата>;
организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.
в судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Жулинская Е.Г. поддержала исковое заявление по доводам, в нем изложенным.
Ответчики Рубцов А.А., Рубцова А.А. в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом в установленном процессуальном порядке по адресу регистрации по месту жительства, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля (надзора) за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от <дата> № «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» признано объектом культурного наследия регионального значения «Ансамбль», ХХ в.
Приказом Минкультуры России от <дата> №-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (Памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №).
Рубцову А.А. в размере 2/3 долей и Рубцовой А.А. в размере 1/3 доли вышеуказанное здание, кадастровый №, принадлежит на праве общей долевой собственности с <дата>.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 данного Федерального закона.
В силу ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п. п. 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 47.6 настоящего Федерального закона.
Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Приказом инспекции от <дата> № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приложением № к охранному обязательству установлен состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия. Согласно Приложению № необходимо в срок до <дата> восстановить исторический облик здания путём демонтажа рольставней с окон и установки деревянных накладок на металлические двери; организовать проведение обследование фасадов здания, организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, по результатам обследования организовать работы по ремонту фасадов в срок до <дата>; в срок до <дата> выполнить установку информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством.
До настоящего времени данные мероприятия не проведены.
<дата> при проведении сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области осмотра здания было установлено, что объект требует проведения работ по его сохранению.
Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
Статьей 27 Закона № 73-ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенного в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, согласно требованиям действующего законодательства, возлагается на собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия.
Однако эти требования ответчиками выполнены не были.
Таким образом, в рамках рассмотрения спора установлено, что ответчиками выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не организовано. Доказательств свидетельствующих о проведении строительных работ в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлено.
Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ гражданам РФ гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Исходя из совокупности норм права, закрепленных в ГК РФ и в Федеральном законе № 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Учитывая, что ответчиками Рубцовым А.А., Рубцовой А.А. до настоящего времени в полном объеме работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены, что может привести к его утрате, суд считает требования истца в отношении ответчиков подлежащими удовлетворению, установленный срок истцом для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.
Обязать Рубцова Анатолия Анатольевича, паспорт №, Рубцову Анну Анатольевну, паспорт № (участие соразмерно занимаемой доле):
1) организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание пекарни Тарутина», ок. 1907 г., расположенного по адресу: <адрес>, в срок до <дата>;
2) организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание пекарни Тарутина», ок. <дата> расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.А. Шершнева