Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2502/2023 ~ М-1309/2023 от 13.04.2023

                            Дело № 2-2502/2023

УИД 44RS0001-01-2023-001713-30

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2023 года                                         г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Шершневой М.А.,

при секретаре Кузнецовой А.Д.,

с участием представителя истца Жулинской Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Рубцову Анатолию Анатольевичу, Рубцовой Анне Анатольевне о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Рубцову А.А., Рубцовой А.А. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия. В обоснование своих требований указали, что здание по адресу: <адрес> («Здание пекарни Тарутина» ок. 1907 г.) входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль», ХХ в. (далее – Объект). Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от <дата> «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от <дата> -р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный . В соответствии с данным ЕГРН здание (Кадастровый ) находится в собственности Рубцова Анатолия Анатольевича (доля 2/3), Рубцовой Анны Анатольевны (доля 1/3). Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от <дата> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно охранному обязательству по сохранению объекта культурного наследия и его территории правообладателю необходимо провести следующие работы: п. 1 – восстановить исторический облик здания путём демонтажа рольставней с окон и установки деревянных накладок на металлические двери в срок до <дата>, п. 2 – организовать проведение обследования фасадов здания организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до <дата>, п. 3 – по результатам обследования организовать работы по ремонту фасадов в срок до <дата>, п. 4 – выполнить установку информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством в срок до <дата>. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Актами рейдового осмотра от <дата> установлено, что объект требует проведения работ по его сохранению, требования охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в установленный срок не исполнены. Обязательные требований ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ не соблюдены. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиками на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объект, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате. На основании изложенного, просят суд обязать собственников объекта культурного наследия регионального значения «Здание пекарня Тарутина», ок. 1907 г. расположенного по адресу: <адрес>: Рубцова Анатолия Анатольевича и Рубцову Анну Анатольевну исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно (участи соразмерно занимаемой доли):

организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до <дата>;

организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.

в судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Жулинская Е.Г. поддержала исковое заявление по доводам, в нем изложенным.

Ответчики Рубцов А.А., Рубцова А.А. в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом в установленном процессуальном порядке по адресу регистрации по месту жительства, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля (надзора) за проведением работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от <дата> «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» признано объектом культурного наследия регионального значения «Ансамбль», ХХ в.

Приказом Минкультуры России от <дата> -р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (Памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный ).

Рубцову А.А. в размере 2/3 долей и Рубцовой А.А. в размере 1/3 доли вышеуказанное здание, кадастровый , принадлежит на праве общей долевой собственности с <дата>.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 данного Федерального закона.

В силу ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п. п. 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 47.6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Приказом инспекции от <дата> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приложением к охранному обязательству установлен состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия. Согласно Приложению необходимо в срок до <дата> восстановить исторический облик здания путём демонтажа рольставней с окон и установки деревянных накладок на металлические двери; организовать проведение обследование фасадов здания, организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, по результатам обследования организовать работы по ремонту фасадов в срок до <дата>; в срок до <дата> выполнить установку информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством.

До настоящего времени данные мероприятия не проведены.

<дата> при проведении сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области осмотра здания было установлено, что объект требует проведения работ по его сохранению.

Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Статьей 27 Закона № 73-ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенного в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, согласно требованиям действующего законодательства, возлагается на собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия.

Однако эти требования ответчиками выполнены не были.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора установлено, что ответчиками выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не организовано. Доказательств свидетельствующих о проведении строительных работ в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлено.

Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ гражданам РФ гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.

Исходя из совокупности норм права, закрепленных в ГК РФ и в Федеральном законе № 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

Учитывая, что ответчиками Рубцовым А.А., Рубцовой А.А. до настоящего времени в полном объеме работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены, что может привести к его утрате, суд считает требования истца в отношении ответчиков подлежащими удовлетворению, установленный срок истцом для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.

Обязать Рубцова Анатолия Анатольевича, паспорт , Рубцову Анну Анатольевну, паспорт (участие соразмерно занимаемой доле):

1) организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание пекарни Тарутина», ок. 1907 г., расположенного по адресу: <адрес>, в срок до <дата>;

2) организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание пекарни Тарутина», ок. <дата> расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                  М.А. Шершнева

2-2502/2023 ~ М-1309/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране обьетов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Рубцов Анатолий Анатольевич
Рубцова Анна Анатольевна
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Шершнева Мария Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
24.08.2023Дело оформлено
14.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее