№ 2-2492/2024 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень | 13 февраля 2024 года |
Центральный районный суд города Тюмени
в составе председательствующего судьи Бажухина В.Д.,
при секретаре Маколкине И.Е.,
с участием представителя ответчика Власовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дереченниковой Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости
у с т а н о в и л:
Дереченникова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту также - ОФСР по Тюменской области) с иском о признании незаконным решения ответчика в части отказа включении в специальный стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры в медицинском лечебно-профилактическом предприятии Роддом №, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ с момента возникновения права. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Истец считает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем решение ответчика об отказе в их учете подлежит признанию незаконным, истцу надлежит назначить пенсию по старости с момента возникновения такого права.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, об отложении слушания дела не просили.
Представитель ответчика Власова Л.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ). Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи отсутствием права. Указано, что льготный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 21 год.
В стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры в медицинском лечебно-профилактическом предприятии Роддом №, поскольку организационно правовая форма «Предприятие» не предусмотрена Списками № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ГБУЗ ТО «Родильный дом №», поскольку имело место отвлечение от основной деятельности в соответствии с выпиской ИЛС.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из части 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства РФ № 665), принятого в реализацию части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781);Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список № 1066);Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно(подпункт «н» пункта 1 постановления Правительства РФ №).
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено медицинским сестрам, медицинским сестрам палатным, операционным медицинским сестрам, осуществляющие трудовую деятельность в лечебных учреждениях - больницах всех наименований, перинатальных центрах, диагностических центрах, родильных домах.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года
Из справки ГБУЗ Тюменской области «Родильный дом №» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Тюменский городской Родильный дом № переименован в Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое предприятие «Родильный дом №» на основании постановления Главы Администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое предприятие «Родильный дом №» переименовано в Муниципальное унитарное медицинское лечебно-профилактическое предприятие «Родильный дом №» на основании распоряжения Администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное унитарное медицинское лечебно-профилактическое предприятие «Родильный дом №» реорганизовано путем присоединения к Муниципальному медицинскому лечебно-профилактическому учреждению «Родильный дом №» на основании распоряжения Администрации г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение «Родильный дом №» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Родильный дом №» на основании приказа Управления по здравоохранению Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Родильный дом №» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Родильный дом №» на основании Распоряжения Правительства Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также из указанной справки следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила курсы повышения квалификации, с сохранением места работы, должности и средней заработной платы. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплата за рабочее время в расчетных листках отсутствует.
Истец в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом предприятии «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работала в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тюменской области «Родильный дом №» в должности старшей медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тюменской области «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, что подтверждается данными из трудовой книжки.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом предприятии «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Родильный дом №», указанная организация являлась учреждением здравоохранения, которое, несмотря на неоднократные переименования, выполняло одни и те же функции и задачи, связанные с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В указанный период истец всегда выполняла одну и ту же работу медицинской сестры, указанная должность в спорный период относилась к среднему медицинскому персоналу, то есть работала в должности, предусмотренной Списками, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Следует отметить, что периоды работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанной медицинской организации после её реорганизации зачтены в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при этом характер профессиональной работы и должность истца в связи с реорганизацией не изменились.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы Дереченниковой Н.В. для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать, поскольку в указанные периоды истец находилась в отпусках по уходу за ребенком после внесения изменений в законодательство.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также надлежит отказать, поскольку в указанные периоды оплата за рабочее время в расчетных листках отсутствует.
Таким образом, исковые требования о признании незаконным решения ответчика об отказе Дереченниковой Н.В. во включении в стаж работы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом предприятии «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, включении в стаж работы Дереченниковой Н.В. для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом предприятии «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Курсы повышения квалификации имели место во время работы истца в должности медицинской сестры, которая дает право на досрочное назначение страховое пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В связи с изложенным, исковые требования в части признания незаконным решения ответчика об отказе во включении в специальный стаж работы периода курса повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и включении в стаж работы истца для досрочного назначения страховой пенсии указанных периодов также подлежат удовлетворению, поскольку в указанные спорный период истец направлялась по приказам работодателя, за ней в эти периоды сохранялся средний заработок, а также производилось отчисление взносов в Пенсионный фонд.
Таким образом, специальный стаж истца, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 25 лет 11 месяцев 10 дней (21г. + 3г. 7м. + 1г. 1м. 16д. + 24д. + 9д. + 21д.), при требуемом стаже не менее 30 лет, вследствие чего в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Дереченниковой Н.В. (паспорт №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области об отказе Дереченниковой Н.В. во включении в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом предприятии «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области включить в стаж работы Дереченниковой Н.В. для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом предприятии «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Родильный дом №» в должности медсестры <данные изъяты>, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2024 г.
Председательствующий судья В.Д. Бажухин