Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1183/2023 ~ М-821/2023 от 17.05.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>    11 июля 2023 года

Краснокамский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,

при секретаре ФИО1,

с участием прокурора <адрес> ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>», ООО УК «Пермтрансжелезобетон», администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,

Установил:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности совершить определенные действия.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства при организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено что на территории Краснокамского городского округа расположен многоквартирный <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2044 годы. Согласно перечню к указанной программе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ, 1961 года постройки, по состоянию на 2014 год имел величину износа 47%, в связи с чем, были определены плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: на 2018-2020 годы – комплексное обследование, ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения. НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» в установленные региональной программой сроки работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, которые должны были быть проведены в период 2018-2020 годы, не провел. С учетом изложенного, в силу требований действующего законодательства на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» возлагается обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ. Деятельность по управлению указанным многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Пермтрансжелезобетон» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с тем, что НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» длительное время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации региональной Программы в части проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения), расположенном по адресу: <адрес>, жизнь и здоровье граждан, проживающих в вышеуказанном доме, а также других граждан, посещающих данный дом, подвергаются опасности, что в свою очередь влечет нарушения прав граждан, а также создает препятствия управляющей организации в осуществлении обязательств по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования.

Ответчик НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, с исковыми требованиями не согласились, указали, что выполнение всего комплекса закупочных процедур и непосредственного выполнения работ исполнимо не ранее марта 2024 года, в связи с чем, просили в исковых требованиях отказать.

Ответчик администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в суд направили отзыв на исковое заявление, согласно которому, они согласны с исковым заявлением прокурора <адрес>, считают обоснованным обращение в суд, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика ООО УК «Пермтрансжелезобетон» в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в удовлетворении исковых требований не возражал.

Третье лицо Министерство ЖКХ и благоустройства <адрес> в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. В письменных возражениях, просило в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Региональную программу с плановым проведением работ. Полагает, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации. Обязанности регионального оператора установлены в силу закона. Полагает, что определение состава комиссии по приемке является производственной деятельностью регионального оператора. Суд не вправе вмешиваться в осуществление юридическим лицом хозяйственной (производственной) деятельности в силу п. 1 ст. 1 ГК РФ (л.д. 33-34).

Заслушав пояснения представителя истца, приняв во внимание позицию сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.6.1 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

На основании ч.10.1 ст.12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в то числе определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

На основании ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с ч.6 ст.178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

В силу ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

В силу п.5 ч.2 ст.182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.6 ст.182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Согласно ч.2 ст.190 ЖК РФ основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме). Порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» (далее по тексту - Закон от ДД.ММ.ГГГГ -ПК) региональным оператором на территории <адрес> является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>».

Согласно положениям ст.22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.

Функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; контроль за целевым использованием средств фонда капитального ремонта, приостановление финансирования в случае выявления нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.

Согласно положениям ст. 24 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2044 годы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес> осуществляется управляющей компанией ООО «УК «Пермтрансжелезобетон» (л.д. 16-19).

В соответствии с п.4.1.2 вышеуказанного договора управляющая организация приняла на себя обязательство обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме в зависимости от фактического состояния общего имущества (л.д. 16).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в многоквартирном доме: 2018-2020 годы – комплексное обследование технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; ремонт внутридомовых инженерных систем (система теплоснабжения); ремонт крыши (л.д. 9-15).

До настоящего времени НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» свои обязательства по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения) многоквартирного <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес> не выполнил, что подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривается. Установленные сроки проведения работ не переносились, доказательств обратного суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснокамского городского округа было направлено письмо прокурору <адрес>, а также генеральному директору НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>», где указано, что меры по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес> так и не приняты (л.д. 20).

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Сроки, установленные Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> для проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения) многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес>, нарушены.

Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>».

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и наличии оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» обязанности по проведению работ внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения) многоквартирного <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес>, обязанности осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, обязанности обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес> посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту крыши и внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения) многоквартирного дома, учитывая возражения ответчика, суд считает необходимым и достаточным предоставить ответчику срок продолжительностью шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч. 2 ст.182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ. Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика. В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Ненадлежащее состояние общего имущества в многоквартирном доме (внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения)) приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном доме и создает препятствия управляющей организации в осуществлении обязательств по договору на оказание услуг и/или выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что на протяжении нескольких лет НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» меры по обеспечению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения) многоквартирного <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес> своевременно не принимал, работы до настоящего времени не выполнены.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, суд находит не состоятельными.

В силу абз. 8 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (системы теплоснабжения, водоснабжения) многоквартирного <адрес>, расположенного в <адрес>, Краснокамский городской округ <адрес>, по выполнению в установленные сроки необходимых действий и по восстановлению прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.

Прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.

Суд считает не состоятельным довод третьего лица о превышении судом полномочий в части определения состава комиссии, создаваемой для приемки работ по капитальному ремонту.

Исполнителями программы являются: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <адрес>, НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>», органы местного самоуправления муниципальных образований, собственники помещений в многоквартирных домах, управляющие организации и др.

Обеспечение участия в принятии выполненных работ представителя органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочных планов, необходимо с целью исключения фактов приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома ненадлежащего качества и, как следствие, возмещения убытков, причиненных в результате некачественного оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту.

ООО УК «Пермтрансжелезобетон» и администрация Краснокамского городского округа в удовлетворении исковых требований не возражали.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования прокурора <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ.

Обязать НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>» обеспечить приемку выполненных работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ, в составе соответствующей комиссии.

Обязать ООО УК «Пермтрансжелезобетон» принять участие в приемке выполненных работ по капитальному ремонту крыши вышеуказанного многоквартирного дома внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ, в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>».

Обязать Администрацию Краснокамского городского округа принять участие в приемке выполненных работ по капитальному ремонту крыши вышеуказанного многоквартирного дома внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а также системы холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Краснокамский городской округ, в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>».

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Краснокамский городской суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Азанова О.Н.

2-1183/2023 ~ М-821/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Краснокамска
Ответчики
ООО УК "Пермтрансжелезобетон"
Администрация Краснокамского городского округа
НО" Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае"
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края"
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Азанова Оксана Николаевна
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
18.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.06.2023Предварительное судебное заседание
11.07.2023Предварительное судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее