Дело № 2-1434/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием
представителя ответчика Журавлева А.В. – Журавлевой Г.П., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" – Молчанова Е.В., действующего на основании доверенности,
помощника прокурора Ленинского района города Севастополя – Эммер В.А.,
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Журавлеву Артему Валерьевичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», Управление по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю, с участием прокурора Ленинского района города Севастополя об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд,
установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО г. Севастополя) обратился в суд с иском к Журавлеву А.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, ссылаясь на то, что распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2022 № 170-РП предусмотрено изъятие для государственных нужд города Севастополя жилого дома площадью 49,3 кв.м., земельного участка площадью 964 кв.м. и нежилого здания (сарай) площадью 23,8 кв.м, нежилого здания (летняя кухня) площадью 26 кв.м., нежилого здания (сарай) площадью 15,8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> Стоимость земельного участка с расположенными на нем жилым домом и иными объектами установлена в размере <данные изъяты> руб. Департаментом в адрес ответчика направлено уведомление о планируемом изъятии, однако соглашения о выкупной стоимости сторонами не достигнуто. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ДИЗО г. Севастополя просило суд изъять путем выкупа для государственных нужд города Севастополя у Журавлева А.В. земельный участок, жилой дом и нежилые здания по указанному адресу по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате в размере <данные изъяты> руб.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.09.2023 привлечены к участию в деле прокурор Ленинского района города Севастополя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю.
Истец Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Доказательств уважительности причин неявки представителя не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельства, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя истца в порядке ч. 3 ст.167 ГПК РФ.
Ответчик Журавлев А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен судом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие Журавлева А.В. в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Управление по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Журавлева А.В. – Журавлева Г.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ее доверитель не возражает против изъятия, однако выражает несогласие с размером возмещения, предложенным истцом, в материалах дела имеется несколько исследований, определяющих размер возмещения, при этом обоснованным является заключение эксперта ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского».
Представитель третьего лица ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" – Молчанова Е.В., действующий на основании доверенности, заявленные Департаментом требования поддержал, полагал определить размер выкупной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского», просил возложить исполнение решения на ГКУ.
Помощник прокурора Ленинского района города Севастополя – Эммер В.А., дала заключение о возможности удовлетворения требований истца.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Журавлев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 964 кв.м. и здания с кадастровым номером № площадью 49,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 17-20 т. 1).
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2022 № 170-РП «Oб изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)» принято решение изъять имущество принадлежащее в том числе Журавлеву А.В.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В развитие предписаний Конституции Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, которое должно быть предварительным и равноценным и в размер которого для собственника земельного участка включаются рыночная стоимость участка и убытки, причиненные его изъятием (пункты 1, 2 и 4 статьи 281). При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд; в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Вместе с тем, как предусмотрено пунктами 1 и 2 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 названного Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 названного Кодекса (пункт 4).
В соответствии с пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ предусмотрено, что с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 названного Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
Согласно статье 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
В соответствии с п. 10 этой статьи отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу приведенных норм права, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии равноценного возмещения его стоимости и полной компенсации понесенных убытков.
Размер возмещения должен быть определен не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю изымаемой недвижимости соглашения об изъятии и только в таком случае отчет об оценке может считаться действительным и быть принятым судом в качестве доказательства размера возмещения.
Согласно представленному истцом отчету об оценке земельного участка и объекта капитального строительства № Н-92/19-ГК22/22112825 от 29.11.2022, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составила <данные изъяты> руб., размер убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием составил <данные изъяты> руб. Общая сумма возмещения составила <данные изъяты> руб. (л.д. 22-99 т. 1).
16.12.2022 в адрес Журавлева А.В. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд (л.д. 13 т. 1).
Исходя из положений статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, и, принимая во внимание, что ответчиком оспаривается выкупная стоимость земельного участка и расположенного на нем жилого дома, рыночная стоимость изымаемого земельного участка и расположенного на нем жилого дома на момент рассмотрения настоящего дела, и размер убытков, связанных с изъятием объекта недвижимого имущества, являются юридически значимыми обстоятельствами дела.
Поскольку разрешение вопросов о рыночной стоимости изымаемых объектов требует специальных познаний в области оценки, которыми суд не обладает, и входит в область задач, решаемых посредством проведения судебной оценочной экспертизы, в соответствии со ст. ст. 79, 86 ГПК РФ для установления юридически значимых обстоятельств дела требуется заключение эксперта-оценщика.
Для разрешения вопроса о размере возмещения за изымаемые объекты, а также определения размера убытков, определением Ленинского районного суда города Севастополя от 27.04.2023 назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО.
Согласно заключению судебной экспертизы № 96/23-Э от 31.08.2023 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки составила <данные изъяты> руб., рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером № на дату оценки составила <данные изъяты> руб., размер убытков, причиненных собственнику жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> связанных с их изъятием, определен экспертом в сумме <данные изъяты> руб. Общая сумма возмещения составила <данные изъяты> руб.
Оценивая указанное заключение, принимая его как доказательство, суд исходит из того, что оно отвечает требованиям статей 84-86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробный анализ документации, ссылки на нормативные документы и специальную литературу. Судом учитывается квалификация эксперта, наличие необходимого образования, достаточный стаж работы оценщиком, а также то обстоятельство, что при даче заключения эксперт был предупреждён об уголовной ответственности.
Оснований сомневаться в правильности и обоснованности экспертизы, судом не установлено. Вышеуказанное экспертное заключение не содержит неясности или неполноты, в связи с чем, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности или обоснованности экспертного заключения.
При этом суд критически относится к отчету специалиста, представленного истцом на этапе подписания соглашения о выкупной стоимости, поскольку указанное исследование проводились в 2022 году, без учета доказательств, имеющихся в материалах дела, специалист не был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным при определении выкупной стоимости изымаемых объектов недвижимости руководствоваться заключением судебной экспертизы № 96/23-Э от 31.08.2023, выполненным ООО, определив размер возмещения за изымаемые объекты в сумме <данные изъяты> руб., из них <данные изъяты> руб. рыночная стоимость земельного участка, <данные изъяты> руб. рыночная стоимость жилого дома, <данные изъяты> руб. размер убытков, связанных с изъятием объектов.
С учетом положений ч. 1 ст. 96, ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ООО расходы на проведение судебной экспертизы в сумме <данные изъяты> руб., которые оплачены не были.
В силу части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание положения постановления Правительства Севастополя от 20.05.2022 № 196-ПП, плательщиком по возмещению при выплате в случае изъятия для государственных нужд недвижимого имущества считать ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Журавлеву Артему Валерьевичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», Управление по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю с участием прокурора Ленинского района города Севастополя об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, удовлетворить частично.
Изъять путем выкупа для государственных нужд города Севастополя у Журавлева Артема Валерьевича, в целях «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)», земельный участок с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес> по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества в размере <данные изъяты> за счет средств плательщика ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
В удовлетворении остальной части иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – отказать.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ООО расходы на проведение судебной экспертизы в размере <данные изъяты> руб.
Решение в части изъятия объектов допустить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 19 сентября 2023 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова