Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-17/2020 (2-681/2019;) ~ М-564/2019 от 12.08.2019

     Дело № 2- 17.2020(2-681/2019)

УИД: 18RS0024-01-2019-000744-73

Решение

именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года                                                                    <адрес>

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Старковой А.С.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО3,

           рассмотрев в открытом судебном заседании с применением видеоконференц-связи на базе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР гражданское дело по иску ФИО3 к органу опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» об установлении юридический факта оставления его в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обязании включить в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права на получение единовременных выплат при отчислении из организации для детей-сирот,

установил:

           Истец ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к органу опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» об установлении юридический факта оставления его в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обязании включить в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права на получение единовременных выплат при отчислении из организации для детей-сирот.

В обоснование иска истец указал, что является лицом, из числа детей-сирот имеющим право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а так же на получение единовременных выплат при выпуске из организации для детей сирот в соответствии со ст.ст.6,8 ФЗ №159-ФЗ. Прокуратурой УР выявлены нарушения закона со стороны органов опеки и попечительства <адрес>, администрации учреждения для детей сирот, в которых находился истец под надзором. Поскольку ООиП, а так же организация для детей сирот не обратились в суд с иском для решения вопроса о лишении либо ограничении родителей истца родительских прав, либо с заявлением об установлении факта оставлении в несовершеннолетнем возрасте без попечительства родителей. В связи с тем, что указанными организациями не были своевременно приняты меры, истец был лишен права на предоставление социальных гарантий, как лицо из числа детей-сирот, в том числе на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а так на получение единовременных выплат при выпуске из организации для детей-сирот.

Истец просит установить факт оставления его в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обязать ответчика включить ФИО3 в список детей-сирот либо детей оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот либо детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилья из специализированного жилищного фонда, обязать ответчика признать за ФИО3 право на получение единовременной выплаты при выпуске из организации для детей сирот.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки УР.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО1.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики и труда УР.

Истец ФИО3 исковые требования подержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что после отчисления из ПУ-29 в Соколовскую школу-интернат не возвращался, поскольку сотрудники ПУ-29 отказались доставлять его в интернат, выставили на улицу без денег и теплой одежды, поэтому он уехал попутным транспортом в <адрес>, вел бродяжнический образ жизни, ночевал в подвалах домов. С 2002 года за совершенные преступления отбывал наказание в местах лишения свободы.

Ответчик ООиП Администрации МО «<адрес>» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили. Представитель ФИО5 представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя органа опеки.

В возражениях на иск от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку ФИО3 в журнале первичного учета несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей не значится. Документов подтверждающих, что ФИО3 относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. В архиве личного дела ФИО10 нет, так как по достижению совершеннолетия на учете в органе опеки и попечительства <адрес> он не состоял. Решение о закреплении жилого помещения за ФИО3 не принималось. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «<адрес>» поступило заявление ФИО3 об обеспечении жилым помещением и включении в республиканский список. ФИО10 даны разъяснения о порядке включения в список с приложением бланка заявления и перечня необходимых документов. В последующем ФИО10 с указанным заявлением не обращался.

Третьи лица Министерство образования и науки УР, Министерство социальной политики и труда УР о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили.

Третье лицо ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, причины неявки не сообщил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как установлено в статье 267 ГПК РФ, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства.

В соответствии с положениями части 1 статьи 8 ГПК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до достижения истцом совершеннолетия) родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Из свидетельства о рождении, копии записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ являются ФИО1 и ФИО2.

По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «<адрес>» актовая запись о лишении ФИО1, ФИО2 либо ограничении их в родительских правах в отношении сына ФИО3 отсутствует.

Согласно решению Сарапульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отобран у матери ФИО2. ФИО3 передан органу опеки и попечительства. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Отец ребенка ФИО1 в указанный период проходил службу в рядах Советской армии.

<адрес> Совета народных депутатов УАССР ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о просьбе Министерства здравоохранения УАССР выделить ФИО3 путевку в детское учреждение.

По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ запись акта о смерти ФИО1 в комплексной системе обработки «ЗАГС» и в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния – отсутствует.

Согласно справке МСЭ-2016 ФИО3 установлена третья группа инвалидности, с детства.

По информации БУЗ УР «РДКПНБ «Нейрон» МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в доме ребенка <адрес>, выбыл в детский дом <адрес>.

Согласно архивной справке выданной архивным отделом по личному составу Управления по делам архивов Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ прибыл в Ижевский детский <адрес>, принят на дальнейшее воспитание с полным государственным обеспечением, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ передан на дальнейшее воспитание и обучение в школу-интернат <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ из школы-интерната направлен в школу .

Согласно архивной справке выданной архивным отделом по личному составу Управления по делам архивов Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зачислен в состав учащихся школы-интерната в 1 «а» класс. На основании решения МПК ФИО3 приказом от ДД.ММ.ГГГГ отчислен из состава учащихся школы-интерната , выбыл в школу .

Как указано в справке выданной МКОУ «Школа » ФИО3 являлся учеником Вспомогательной школы-интерната <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении, выбыл в Соколовскую вспомогательную школу.

По информации МКОУ Соколовская школа-интернат от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 действительно обучался в Соколовской вспомогательной школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился на полном государственном обеспечении. Выбыл в связи с окончанием школы, личное дело передано в ПУ <адрес> для дальнейшей учебы.

Согласно справке ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по УР ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в воспитательной колонии УИН Минюста России по УР, ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН Росси по УР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-3 УФСИН Росси по УР, ДД.ММ.ГГГГ этапирован в ФКУ ИК-6 УФСИН Росси по УР.

Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован по адресу: УР <адрес>, д.Ендовка <адрес>, совместно с матерью ФИО2, братьями ФИО6 и ФИО7

По информации ОД ОНД и ПР <адрес>, Сарапульского, Камбарского и <адрес>ов в жилом доме по адресу: УР <адрес>, д.Ендовка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание, в доме никто не проживал.

Из писем прокуратуры УР адресованных ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно имеющимся документам ФИО3 не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО2 и ФИО3 не лишались (не ограничивались) в родительских правах, судом решение о том, что в несовершеннолетнем возрасте ФИО3 остался без попечения родителей не выносилось. Вместе с тем проверка показала, что ООиП <адрес>, администрацией организации для детей-сирот, в которых ФИО3 находился под надзором, органом опеки по месту нахождения указанных организаций меры по решению вопроса о лишении (ограничении) родителей ФИО3 родительских прав, либо установлению факта оставления в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей своевременно не приняты, в связи с чем ФИО3 лишился права на предоставление социальных гарантий как лицо из числа детей-сирот, в том числе на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, получение единовременных выплат при выпуске из организации для детей-сирот в соответствии со ст.6,8 ФЗ №159-ФЗ. Проверкой так же установлено, что исходя из положений ст.1 и ч.4 ст.6 ФЗ №159-ФЗ ФИО3 не являлся выпускником ГОУ НПО «Профессиональное училище », поскольку не завершил обучение по образовательной программе начального профессионального образования, соответственно право на обеспечение одеждой и обувью, а так же на получение единовременного пособия при отчислении из образовательной организации у ФИО3 не возникало.

Из письма Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по информации Администрации МО «<адрес>» ФИО3 из ПУ был переведен в Соколовкую школу-интернат, в связи с тем, что не подлежал дальнейшему обучению.

Указанное подтверждается копией приказа директора ГОУ НПО «ПУ-29» -к от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО3 отчислен из образовательного учреждения, в связи медицинскими противопоказаниями.

По информации МКОУ Соколовская школа-интернат от ДД.ММ.ГГГГ в Соколовской вспомогательной школе-интернате ФИО10 обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дальнейшее его место нахождения не известно, в школу он не возвращался.

По информации БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР» ФИО3 установлен диагноз «Олигофрения в стадии выраженной дебильности, обусловленной перинатальной интоксикацией с эмоционально-волевой неустойчивостью». Для обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище » по профессии «повар» имелись медицинские противопоказания, на основании справки ВК от ДД.ММ.ГГГГ дальнейшему обучения не подлежал, рекомендовано устройству в интернат. В настоящее время наблюдается с диагнозом «лёгкая умственная отсталость».

По информации Администрации <адрес> ФИО3 не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения на территории <адрес>.

По информации Администрации МО «<адрес>» ФИО3 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

По информации Администрации МО «<адрес>» ФИО3 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

Из уведомления Управления Росреестра по УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения в ЕГРН о наличии зарегистрированного за ФИО3 недвижимого имущества отсутствуют.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 14,5 лет относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Сарапульского районного суда УАССР от ДД.ММ.ГГГГ он отобран у матери ФИО2, с указанного времени воспитывался в различных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а отец несовершеннолетнего ФИО3 после прохождения службы в рядах Советской Армии ребенка к себе не забрал, самоустранился от его воспитания.

Доказательства надлежащего исполнения ФИО2 и ФИО3 родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетнего сына ФИО3, после того как он был отобран у матери и до достижения им возраста 14 лет, в материалах дела отсутствуют, однако по достижении 14 летнего возраста, после отчисления из ГОУ НПО «Профессиональное училище » ФИО3 в органы опеки не обращался, в Соколовскую школу-интернат не вернулся, в качестве беспризорного ребенка органами опеки и полиции не выявлялся.

Основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются такие обстоятельства, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и законных интересов, предоставление таким детям дополнительных гарантий по их социальной поддержке, а доводы истца об уклонении матери ФИО2 от его воспитания могут быть необходимыми для разрешения судом требований об ограничении родителя в родительских правах, о лишении ее родительских прав, постановления органов исполнительной власти об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними. При этом, только лишь факт отобрания ребенка у матери не может свидетельствовать о том, что ФИО3 является лицом, оставшимся без попечения родителей, тем более, что согласно выписке из похозяйственной книги с 2004 года был зарегистрирован с матерью по одному адресу.

Из объяснений истца и представленных письменных доказательств усматривается, что ФИО2 и ФИО1 родительских прав в отношении ФИО3 не лишены и в них не ограничены. Факт отсутствия должной степени заботы со стороны матери и отца сам по себе не может являться основанием для вынесения судом решения об установлении юридического факта нахождения без попечения родителей.

Истцом в материалы дела не представлены доказательства, того, что его отец ФИО1 был лишен родительских прав, либо ограничен в родительских правах или умер. Отсутствуют и доказательства того, что отец не участвовал в его воспитании и содержании.

При рассмотрении заявления об установлении факта нахождения без попечения родителей, юридическое значение имеет статус родителей, были ли они лишены родительских прав либо ограничены в правах, признавались ли безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, либо они неизвестны.

Ни один из перечисленных случаев к данному спору отношения не имеет.

В случае отсутствия желания родителей заботиться о ребенке к ним применяются меры ответственности, в том числе лишение либо ограничение родительских прав.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (пункт 1).

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (пункт 2).

Основаниями, позволяющими отнести ребенка к категории детей, оставшихся без попечения родителей, служат такие обстоятельства, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость в связи с этим осуществления государством защиты его прав и интересов, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Истцом не представлено доказательств того, что после отчисления ДД.ММ.ГГГГ из ПУ-29 и до достижения совершеннолетия он не находился под опекой родителей.

          Сведений о том, что родители истца предупреждались или привлекались к административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего сына ФИО3 материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, суд считает, что с момента отобрания несовершеннолетнего ФИО3 у матери и до ДД.ММ.ГГГГ, он остался без попечения родителей, однако установить данный факт после указанного времени не представляется возможным, в силу отсутствия доказательств о месте нахождения и проживания истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания ФИО3 лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей не имеется.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенной нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на указанных лиц в случае обращения в уполномоченные органы для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из положений вышеприведенного Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

В силу ст. 2 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Государственным Советом УР ДД.ММ.ГГГГ N 93-V) право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики.

Сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - республиканский список), формируется уполномоченным органом на основании: списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, сформированных органами опеки и попечительства на территории соответствующего муниципального образования в Удмуртской Республике (п.1 ч.1 ст.6 Закона УР -РЗ).

В силу ч.3 ст.3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

Согласно ч.4 указанного Закона по заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет (поданному в уполномоченный орган), жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Свои требования о признании нуждающимся в предоставлении жилья, включении в список нуждающихся и о предоставлении жилья, истец заявляет применительно к тому, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не по каким-то иным основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 в установленном законом порядке до достижения возраста 18 лет не устанавливались статусы "ребенок-сирота" и "ребенок, оставшийся без попечения родителей", он не передавался под опеку, следовательно не может являться "лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", таким образом на него не могут быть распространены положения Федерального закона №159-ФЗ.

Поскольку, суд пришел к выводу, о том, что оснований для признания ФИО3 лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей не имеется, поэтому истец не может быть включен в список лиц, нуждающихся в получении жилой площади, как лицо, оставшаяся без попечения родителей, т.к. он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того необходимо учесть следующее.

В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Так, к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Из материалов дела следует, что ФИО3 достиг возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с исковым заявлением достиг возраста 32 лет.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в адрес ООиП Администрации МО «<адрес>» с заявлением о включении его в республиканский список детей-сирот на получение жилого помещения на территории УР.

Письмом ООиП Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 даны разъяснения по порядку обращения с заявление о включении в список по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением образца заявления и перечня необходимых документов.

Указанное письмо получено администрацией ФКУ СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что на учете в администрации района как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении ФИО8 ранее не состоял, с заявлением о постановке на такой учет обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после достижения 23 летнего возраста.

В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ ФИО3 не представил суду доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств того, что истец не знал о возможности подачи заявления о постановке на учет. В течение всего времени. До достижения возраста 30 лет ФИО3, пренебрегал предоставленным ему правом, в результате чего именно по своей вине, а не по вине органа опеки и попечительства лишил себя возможности встать на учет в качестве нуждающегося.

Ссылка в исковом заявлении на ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства, обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним, не может быть принята во внимание, учитывая, что законом предусмотрена в таком случае возможность защиты прав таких лиц самостоятельно в течение пяти лет после достижения возраста совершеннолетия. Однако истец не представил доказательств, что он в возрасте от 18 до 23 лет обращался в уполномоченный орган для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо, что ему незаконно было отказано в постановке на учет, либо, что он не мог обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет по уважительной причине.

Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста ФИО3 не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований об обязании ответчика включить ФИО3 в список детей-сирот либо детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилья из специализированного жилищного фонда.

С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 по достижении возраста 23 лет утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства, в связи с чем, оснований для удовлетворения указанных исковых требований не имеется.

Разрешая требование истца о признании за ним права на получение единовременных выплат при выпуске из организации для детей сирот, судом учитывается следующее.

В силу ч.8 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Однако судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец был отчислен из ГОУ НПО «Профессионального училища » по медицинским показаниям, в связи, с чем выпускником указанного образовательного учреждения не является, соответственно право на получение единовременного денежного пособия у истца не возникло.

В связи с эти в удовлетворении требований истца в данной части так же надлежит отказать.

       Учитывая, выше изложенное в удовлетворении исковых требований ФИО3 к органу опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» об установлении юридический факта оставления его в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обязании включить в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права на получение единовременных выплат при отчислении из организации для детей-сирот, надлежит отказать в полном объеме.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

    В удовлетворении исковых требований ФИО3 к органу опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» об установлении юридический факта оставления его в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обязании включить в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права на получение единовременных выплат при отчислении из организации для детей-сирот – отказать.

       Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате и может быть обжаловано в Верховный суд УР со дня его изготовления в окончательном виде в течение месяца.

       Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГг.

                     Судья                                                               Старкова А.С.

2-17/2020 (2-681/2019;) ~ М-564/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пьянков Виталий Михайлович
Ответчики
Отдел по делам семьи и охране прав детства АМО "Сарапульский р-н"
Другие
Министерство образования и науки УР
Пьянков Михаил Николаевич
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики
Суд
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Старкова Анастасия Сергеевна
Дело на странице суда
sarapulskiy--udm.sudrf.ru
12.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2019Передача материалов судье
15.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2019Предварительное судебное заседание
11.11.2019Судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Дело оформлено
02.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее