УИД: 29MS0072-01-2022-002067-03
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4-542/2022
по делу об административном правонарушении
г. Нарьян-Мар 06 сентября 2022 г.
Мировой судья Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 2 Сухановская Е.Н. (и. о. обязанности мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке 3),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шаститко <ФИО>.,
должностного лица составившего протокол аудитора Контрольно-счетной палаты Муниципального района «Заполярный район» Ненецкого АО» Кокиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера Управления муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» Шаститко <ФИО2><ДАТА> года рождения, уроженки г. <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО> проживающей по адресу: <АДРЕС>, паспорт <НОМЕР>,
установил:
Шаститко <ФИО>., являясь главным бухгалтером Управления муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» (далее - УМИ Администрации МР «Заполярный район») (юридический и фактический адрес - Ненецкий автономный округ, Заполярный район, п. Искателей, ул. Губкина, д. 10), совершила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:
При проведении 15.12.2021 г. контрольного мероприятия - «Проверка соблюдения УМИ Администрации МР «Заполярный район» бюджетного законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности за 2020 год» установлено следующее.
В соответствии с муниципальным контрактом № 13 на продление неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения «Kaspersky Endpoint Securite для бизнеса - Стандартный Russian Edition», заключенным с ООО «Легион», от 23.09.2020 стоимость составляет 13450,0 руб. (далее - Контракт от 23.09.2020).
На основании счета на оплату № ББЛг-007813 от 28.09.2020 и акта приема - передачи № 4331 от 28.09.2020 (вх. от 01.10.2020 № 957) 05.10.2020 произведена оплата в сумме 13450,0 руб. (заявка на кассовый расход № 0000-000225 от 05.10.2020) и данная сумма списана на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года» (Д-т 401.20 К-т 302.26 «Расчеты по прочим работам, услугам»).
В соответствии с пунктом 1.4 Контракта от 23.09.2020 срок использования неисключительных прав продляется с момента передачи на 1 год.
Пунктом 3.1 Контракта от 23.09.2020 установлено, что права на продление программного обеспечения УМИ Администрации МР «Заполярный район» передаются 11.12.2020.
Как указано выше, акт приема-передачи № 4331 неисключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности оформлен 28.09.2020. Дата подписания акта представителем УМИ Администрации МР «Заполярный район» не указана.
Из письма Минфина России от 18.03.2016 № 02-07-10/15362 следует, что согласно пунктам 32, 333 Инструкции № 157н, материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества.
В связи с чем нематериальные активы - программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, следует учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
В соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191 н), сумма 13450,0 руб., подлежала отражению по строке 010 графы 5 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах баланса (ф. 0503130).
Из справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130, далее - баланс (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2021 имущество, полученное в пользование не отражено.
Расчет искажения (в соответствии с примечанием к ст. 15.15.6 КоАП РФ): 13450,0 руб./0 руб. х 100 % = 100 %.
Вышеизложенное свидетельствует о грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503130).
Кроме того, в соответствии с муниципальным контрактом на поставку государственных знаков почтовой оплаты № 232/11 от 15.09.2020, заключенным с АО «Почта России» (далее - Контракт от 15.09.2020), и товарной накладной № 042042а00001447 от 19.10.2020 приобретены маркированные конверты на сумму 2000,0 руб. (21 шт*32,0 руб.; 22 шт*34,0 руб.; 4 шт *145,0 руб.).
На основании Контракта от 15.09.2020 и счета на оплату №042000а00000376 от 12.10.2020 оплата суммы 2 000,0 руб. произведена 15.10.2020 (заявка на кассовый расход № 0000-000231 от 14.10.2020).
Из карточки счета 302.21 «Расчеты по услугам связи» следует, что сумма 2000,0 руб. отнесена на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года» (Д-т 401.20 и К-т 302.21).
В соответствии с пунктом 169 Инструкции № 157н для учета конвертов с марками предназначен счет 201.35 «Денежные документы» и денежные документы хранятся в кассе учреждения.
Пунктом 170 Инструкции № 157н предусмотрено, что: прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются Приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и Расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с оформлением на них записи «Фондовый».
Приходные и расходные кассовые ордера с записью «Фондовый» регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от приходных и расходных кассовых ордеров, оформляющих операций с денежными средствами.
Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах Кассовой книги учреждения с проставлением на них записи «Фондовый».
В нарушение вышеуказанных положений учет маркированных конвертов на счете 201.35 «Денежные документы» не осуществлялся и, соответственно, не велись кассовая книга, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и не оформлялись приходные и расходные ордера с записью «Фондовый».
В связи с данным нарушением на основании приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации (ф. 0317018) денежных документов № 204 от 21.10.2021 проведена инвентаризация денежных документов. По результатам данной инвентаризации выявлены излишки денежных документов (маркированных конвертов) на сумму 1020,0 руб., которые на основании приходного кассового ордера с записью «Фондовый» №1 от 21.10.2021 поставлены на учет (Д-т счета 201.35 К-т счета 401.10 «Доходы текущего финансового года»).
Из представленной УМИ Администрации МР «Заполярный район» таблицы следует, что за период 05.11.2020 по 31.12.2020 использованы маркированные конверты на сумму 288,0 руб. (9 шт*32,0 руб.). Соответственно, остаток маркированных конвертов по состоянию на 01.01.2021, приобретенных на основании Контракта от 15.09.2020, составил 1712,0 руб. В соответствии с пунктом 17 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, данная сумма подлежала отражению по строке 207 и строкам 200 и 340 соответственно граф 6 и 8 баланса (ф. 0503130).
Из баланса (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2021 следует, что денежные документы на сумму 1712,0 руб., по строке 207 граф 6 и 8 не отражены.
Расчет искажения (в соответствии с примечанием к ст. 15.15.6 КоАП РФ): 1712,0 руб./ 0 руб. х 100% = 100%.
В соответствии со ст. 6 БК РФ УМИ Администрации МР «Заполярный район» является получателем бюджетных средств. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 162 БК РФ к полномочиям получателей бюджетных средств, в том числе, относится ведение бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности и её представление соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Бюджетная отчетность включает в себя отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку (п. 3 ст. 264.1 БК РФ).
Форма по ОКУД 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» утверждена Приказом Минфина России от <ДАТА11> <НОМЕР> н (в редакции от <ДАТА21> <НОМЕР>) (далее - Инструкция <НОМЕР>) и включает в себя Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, по счету 01 которой указывается, в том числе, показатель «имущество, полученное в пользование» (код строки 010).
Согласно п. 20 Инструкции <НОМЕР> справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе, по счету 01 (коды строк 010). Показатели отражаются в данной справке в составе баланса в разрезе показателей на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5).
Вышеизложенное свидетельствует о грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503130).
Согласно Распоряжению от <ДАТА22> <НОМЕР> <АДРЕС> <ФИО>. принята на должность главного бухгалтера УМИ Администрации МР «Заполярный район» (исполнение обязанностей отсутствующего работника).
Подпунктами 2.1.2 и 2.1.8 должностной инструкции главного бухгалтера от <ДАТА22> на <АДРЕС> <ФИО>. возложены обязанности по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности в Управлении в соответствии с действующим законодательством; составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, формирование, составление и представление в контролирующие органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Баланс по форме 0503130 содержащие описанные выше искажения подписан электронной подписью <АДРЕС> <ФИО>. <ДАТА23>
В судебном заседании <АДРЕС> <ФИО>. пояснила, что с протоколом об административном правонарушении не согласна, поскольку представленные в протоколе расчеты процентов искажения являются не верными, совершенное ею правонарушение является малозначительным, так как процент искажения составляет менее 1%. Также указала, что не была извещена о дате, времени и месте составления протокола надлежащим образом, поскольку находилась в отпуске.
Должностное лицо составившее протокол <ФИО3> полагает, что вина главного бухгалтера УМИ Администрации МР «Заполярный район» <АДРЕС> <ФИО>. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, нашла подтверждение представленными письменными материалами дела.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шаститко <ФИО>., должностное лицо составившее протокол <ФИО3>, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 1, 4 примечания к данной статье административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:
более чем на 10 процентов;
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;
2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета.
Исследовав представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что вина главного бухгалтера УМИ Администрации МР «Заполярный район» Шаститко <ФИО>. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ установлена и подтверждается письменными материалами дела:
- протоколом <НОМЕР>/07 об административном правонарушении от <ДАТА24>, в котором изложен факт имевшего место административного правонарушения;
- распоряжением Управления муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» от <ДАТА25> <НОМЕР> о принятии <АДРЕС> <ФИО>. на должность главного бухгалтера с <ДАТА25>;
- должностной инструкцией главного бухгалтера, с которой <АДРЕС> <ФИО>. ознакомлена <ДАТА25>;
- отчетом о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения Управлением муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» бюджетного законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности за 2020 год»;
- формой по ОКУД 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» на 01.01.2021;
- справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;
- актом инвентаризации наличных денежных средств от 21.10.2021 о принятии маркированных конвертов в количестве 17 штук в общей сумме 1020 руб. на бухгалтерский учет (счет 201.35);
- приказом Управления муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» о проведении инвентаризации № 204 от 21.10.2021;
- служебной запиской Шаститко <ФИО>. от 21.10.2021, из которой следует, что в период проведения контрольно-счетной палатой Заполярного района контрольного мероприятия «Проверка соблюдения Управлением муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» бюджетного законодательства РФ при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности за 2020 год» выявлено, что в 2020 году Управлением приобретены маркированные конверты на сумму 2000 рублей и списаны на расходы без отражения на счете 201.35 «Денежные документы»;
- инвентаризационной описью (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов № 0000-000001 от 21.10.2021.
Все доказательства, собранные по делу, суд признает допустимыми и достаточными, полученными в полном соответствии с действующим законодательством, согласующимися между собой.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
Таким образом, Шаститко <ФИО>., будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе формирование числовых показателей отчетов, счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Мировой судья действия главного бухгалтера Управления муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» Шаститко <ФИО>. квалифицирует по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ - грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Довод Шаститко <ФИО>. о том, что представленные в протоколе расчеты процентов искажения являются не верными, а совершенное ею правонарушение является малозначительным, является несостоятельным, по ниже следующему.
Пунктом 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 года № 191н, установлено, что на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, формируется справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, в которой должно быть отражено имущество, полученное в пользование. Сумма в размере 13450,00 руб. подлежала отражению по строке 010 графы 5 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах баланса. Вместе с тем, по состоянию на 01.01.2021 г. имущество, полученное в пользование не отражено, расчет искажения составил 100 %.
Кроме того, в соответствии с п. 17 вышеуказанной инструкции сумма в размере 1712,00 руб. подлежала отражению в строке 207 и строкам 200 и 340 соответственно граф 6 и 8 баланса (ф. 0503130).
Как указано должностным лицом при составлении протокола, вмененные Шаститко <ФИО>. нарушения, заключающиеся в 100% искажении показателя строки бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, имеют признаки объективной стороны состава административного правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Довод лица, в отношении которого ведется производство по делу о том, что она не была извещена о дате, времени и месте составления протокола надлежащим образом, поскольку находилась в отпуске, не может служить основанием для освобождения Шаститко <ФИО>. от ответственности. Как следует из представленных и исследованных материалов, Контрольно-счетной палатой МР «Заполярный район» НАО» 31.05.2022 г. исходящий № 292, в адрес регистрации и проживания Шаститко <ФИО>. направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, что подтверждается кассовым чеком от 01.06.2022 г., а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 16670071000745 из которого также следует, что почтовое отправление 05.07.2022 г<ДАТА> возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
Признаков малозначительности совершенное Шаститко <ФИО>. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Сведений о привлечении Шаститко <ФИО>. к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ в материалы дела не представлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, мировой судья признает наличие на иждивении одного малолетнего ребенка, и двух совершеннолетних детей, проходящих учебу по очной форме обучения и находящихся на иждивении Шаститко <ФИО>. признание вины, устранение нарушений, совершение правонарушения впервые. Отягчающих ответственность обстоятельств мировой судья не усматривает.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью, освобождения Шаститко <ФИО>. от административной ответственности, мировым судьей не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, данные о личности правонарушителя, отсутствие тяжких последствий, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, для достижения целей наказания, достижения публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, мировой судья считает возможным назначить Шаститко <ФИО>. наказание в виде административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Руководствуясь ч. 4 ст. 15.15.6, ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать главного бухгалтера Управления муниципального имущества Администрации муниципального района «Заполярный район» Шаститко <ФИО2> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15 200 (Пятнадцать тысяч двести) рублей в доход бюджета с зачислением на счет:
Получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (КСП Заполярного района л/с 04843249800), ИНН: 2983009515, КПП: 298301001, Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ АРХАНЕЕЛЬСК БАНКА РОССИИ//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск СЧЕТ ЕКС (Единый казначейский счет) 401 028 100 4537 00000 16, Номер казначейского счета: 031 006 43 000 00 001 2400, БИК: 011117401, КБК: 046 1 16 01157 01 0000 140, ОКАТО: 11811000.
Мировой судья разъясняет Шаститко <ФИО>. о том, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. В соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить мировому судье Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 3 по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 35-А.
Постановление может быть обжаловано в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через мирового судью.
Мировой судья Е.Н. Сухановская
Мировой судья Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 3 находится по адресу: ул. Ленина, д. 35-а, г. Нарьян-Мар, 166000.
Вступило в законную силу: ____________
Дата выдачи постановления: 06.09.2022 г.
Срок предъявления: 2 г.