Копия Дело ...
Строка 2.129
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
... года ...
Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Е.В. Фахрутдиновой, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Государственному жилищному фонду при Президенте РТ о признании незаконными действия Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" и обязании произвести перерасчет размера задолженности по оплате и размера платы по договору социальной ипотеки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9., ФИО7.А.обратились в суд с иском к НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании незаконными действия и обязании произвести перерасчет размера задолженности по оплате и размера платы по договору социальной ипотеки.
В обоснование указано, что истцами и ответчиком в лице потребительского кооператива «Строим будущее», ... был заключен договор социальной ипотеки ... и Протоколом участия выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от ... к договору ... от ... истцам предоставлена квартира, площадью 45,2 кв. м по адресу: ..., утвержден размер ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров выбранной будущей собственной квартиры на дату подведения итогов в размере 7% годовых. В п. 2.6 Протокола указано, что указанный размер изменяется решением Кабинета Министров Республики Татарстан. При осуществлении расчета по внесению сумм задатка применяется действующий на дату внесения задатка размер изменения стоимости неоплаченных квадратных метров выбранной будущей собственной квартиры, но не более чем установленный Кабинетом Министров Республики Татарстан на дату подведения итогов выбора.
В противоречие условиям договора социальной ипотеки ... от ... и Протокола участия от ... с ... согласно сведениям из Графика внесения денежных средств, размер ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров, выбранной будущей собственной квартиры был увеличен с 7% до 14% годовых (14%/12 мес.)
Указанное повышение, по мнению истцом, незаконно, так как согласно п. 1.7 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке (утв. постановлением КМ РТ от ... ...) предложено «организациям, участвующим в финансировании социальной ипотеки, бюджетным организациям учитывать в коллективных и/или трудовых договорах либо локальных нормативных актах, а специализированной организации - в договорах социальной ипотеки» условия увеличения размера ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров выбранной будущей собственной квартиры в два раза в случае, если работник организации или учреждения бюджетной сферы прекратит в течение 10 лет после получения жилого помещения трудовые отношения с организацией, работа в которой позволила ему получить жилье в системе социальной ипотеки. Иными словами, увеличение в два раза размера изменения стоимости возможно только при условии наличия такого соглашения в договоре социальной ипотеки.
Договор социальной ипотеки ... от ... заключен до принятия указанного Постановления КМ РТ от ... ... и не только не содержит рекомендуемые им условия изменения размера стоимости, но и само постановление не распространяется на договор, заключенный до принятия постановления. Дополнительное, соглашение о внесении изменений, предусматривающих условия увеличения размера ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров выбранной будущей собственной квартиры в два раза между сторонами не заключалось. Таким образом, истцы указывают, что увеличение произведено незаконно.
... истцы обратились в НО ГЖФ при Президенте РТ с заявлением о перерасчете стоимости квадратных метров квартиры по адресу: ..., исходя из размера ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров, установленного в Протоколе участия от ... с ... (приложение к Договору социальной ипотеки ... от ...), 7% годовых. На которое истцы получили ответ, в котором указано, что ставка была увеличена на основании обращения работодателя ООО «ТНГ-Групп», предложено обратиться с запросом в ООО «ТНГ-Групп» о предоставлении информации о наличии условий по ставке увеличения стоимости невыкупленной площади жилого помещения в коллективных и/или трудовых договорах, при этом перерасчет по старой ставке платежей по договору социальной ипотеки ... от ... произведен не был.
Исходя из вышеизложенного, истцы указывают, что указанное увеличение ставки ежемесячного увеличения стоимости невыкупленных квадратных метров не основано на Законе, действовавшем на день заключения договора социальной ипотеки, и/или на договоре. В силу чего, рассчитанные из новой ставки стоимости квадратных метров выкупаемой истцами квартиры с ..., должны быть пересчитаны исходя из старой ставки 7% годовых.
Истцами сделан расчет платежей по договору социальной ипотеки ... от ..., при этом до ... размер платежей на оплату выкупаемых квадратных метров и задатков на право пользования неоплаченными кв. метрами определяется в соответствии с данными Государственного жилищного фонда РТ, а с ... (...) сумма платежей определяется из сведений из личного кабинета ФИО5 на портале ГЖФ, а расчет стоимости оплаты квадратных метров исходя из ее роста в 7% годовых (а не 14% как у ГЖФ), таким образом с каждым платежом размер выкупленных метров должен быть фактически больше, чем по сведениям ГЖФ, а размер платы за пользование невыкупленными квадратными метрами меньше. До ... расчет платежей сделан на основе фактических платежей, а после ... на основе плановых платежей, скорректированных с учетом, того что на ... осталось невыкупленных 10,4345 кв. м и 43 периода платежа с ... до ... таким образом каждый платеж (гр.17 Расчета) должен обеспечить оплату ежемесячно 0,24266 кв. м. с учетом роста их стоимости на 7% годовых (гр. 13 Расчета) и ежемесячную оплату npaв пользования невыкупленных квадратных метров (исчисляемые как 5,07 руб./кв. м * кол-ве невыкупленных квадратных метров).
Исходя из выше изложенного, истцы просят суд:
-Признать незаконными действия Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в виде изменения, установленной в п. 2.6. протокола от ... участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору ... от ... размера ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров выбранной «будущей собственной квартиры» с 7% годовых до 14 % годовых.
-Обязать Некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президент Республики Татарстан» сделать перерасчет размеров оплаченных и неоплаченных квадратных метров в соответствии с прилагаемым к настоящему исковому заявлению расчетом стоимости платежей по договору социальной ипотеки ... от ..., заключенному между ФИО2, ФИО3 и НО "ГЖФ при Президенте РТ", согласно которому по состоянию на ... рода размер оплаченных по договору социальной ипотеки ... от ... квадратных метров составляет 34,76554 кв. м, соответственно, размер неоплаченных квадратных метров 10,43446 кв. м (45,2 кв. м - 34,76554 кв. м) и установить примерный график платежей по договору социальной ипотеки с ... по ... год согласно гр. 12, гр. 16 и гр. 17 Расчета стоимости платежей по договору социальной ипотеки ... от ... (исходя из размера выкупаемых кв. м гр. 13 Расчета 0,24266 кв. м. ежемесячно).
Истцы судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебном заседании иск не признал.
Третье лицо ООО "ТНГ-Групп" в судебное заседание представителей не направило, судом извещались.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В ... отношения, направленные на реализацию конституционного права граждан на жилище, в том числе в системе социальной ипотеки, урегулированы Законом Республики Татарстан от ... N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в ...".
Статьей 3 Закона определено, что под социальной ипотекой понимается предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Под основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, понимаются определяемые в соответствии с настоящим Законом требования к условиям предоставления жилья в рассрочку, порядку заключения и существенным условиям договоров, регулирующих отношения между участниками системы социальной ипотеки.
Специализированные организации - республиканские некоммерческие организации или органы, созданные или уполномоченные Главой (Раисом) Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом в целях его непосредственной реализации;
Государственная поддержка развития жилищного строительства в ..., в соответствии со статьей 4 Закона осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в ... реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защить прав граждан и инвесторов.
В реализации настоящего Закона принимают участие в том числе организации всех форм собственности, участвующие в финансировани] программ развития жилищного строительства в ... (далее - организации всех форм собственности), взаимодействующие на договорно й основе со специализированными организациями, специализированным: ипотечными организациями, (п. 7 ст. 5 Закона).
В соответствии пунктом 5 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотек в ..., утвержденных Постановлением Кабинета Министре Республики Татарстан от ... N 190, норма постановки на уче нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социально ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров обще площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте организации.
Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 366 от ... "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от ... N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в ..." и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки", утверждены Порядок предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке и Порядок определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке.
Положением пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 366 от ..., предусмотрено, что предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором и (или) локальным нормативным актом.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ..., предоставление жилья по социальной ипотеке гражданам происходит в рамках устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан квот, в том числе:
квоты предприятия - для работников предприятий, участвующих в финансировании социальной ипотеки;
бюджетной квоты - для работников бюджетной сферы;
квоты неотложников - для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке.
Пунктом 3 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, предусмотрено, что начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, ежемесячные платежи по рассрочке рассчитываются исходя из стоимости 1 кв. метра жилого помещения, помноженной на невыкупленную площадь жилого помещения на момент платежа и поделенной на срок рассрочки платежа в месяцах. Таким образом, платежи в счет оплаты невыкупленной площади жилого помещения производятся исходя из стоимости 1 кв.м. жилого помещения на момент платежа.
Из материалов дела следует, ... на основании распоряжения ... руководителем администрации ... и ... по заявлению ФИО2 ее семья составом из двух человек, в том числе заявитель - ФИО2, сын -ФИО3 были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
... между ФИО2, ФИО3 и НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в лице потребительского кооператива «Строим будущее», года был заключен договор социальной ипотеки ... (договор на право участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с правом ее использования и правом оформления её в собственность), ... сторонами подписан протокол участия выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору ... от ... на условиях обеспечивающих приобретение права оформления квартиры в собственность. ... истцами осуществлен выбор жилого помещения общей площадью 45,2 кв.м., расположенного по адресу: .... Далее истцам была предоставлена вышеуказанная квартира, утвержден размер ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров выбранной будущей собственной квартиры на дату подведения итогов в размере 7% годовых.
Согласно раздела 2.2 протокола стоимость 1 кв.м. общей площади составляет 17000 рублей. Сверхнормативная стоимость 1 кв.м. общей площади составляет 17000 рублей. Норматив для данного учетного дела 50,4 кв.м. Площадь сверхнормы составляет 0 кв.м.
Из раздела 5 протокола следует, что количество «неоплаченных квадратных метров» выбранной «будущей собственной квартиры» составляет 31,581 кв.м.
Подписывая договор социальной ипотеки и протокол участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры», истцы согласились на участие в выборе «будущей собственной квартиры» на условиях, содержащихся в республиканских нормативных актах, регулирующих отношения по государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке (п. 1.1 договора социальной ипотеки, п. 1.4 протокола).
В соответствии с п.3.1.6, 3.1.7 договора социальной ипотеки, истцы обязались ежемесячно увеличивать сумму «задатка» по итогам «выбора» с целью обеспечения «права использования» «неоплаченных квадратных метров» выбранной «будущей собственной квартиры»; ежемесячно увеличивать сумму задатка до полного покрытия неоплаченных квадратных метров путем равномерного внесения самостоятельно рассчитанной с учетом «изменения стоимости неоплаченных квадратных метров» суммы в течение срока рассрочки с целью приобретения права на оформление права собственности будущей квартиры.
Согласно п.2.14 договора социальной ипотеки, «изменение стоимости неоплаченных квадратных метров» - увеличение (уменьшение) «заявленной стоимости 1 кв.м.» на размер «изменения стоимости неоплаченных квадратных метров будущей квартиры», указанной в Протоколе.
В силу п.2.15 договора социальной ипотеки, «размер изменения стоимости неоплаченных квадратных метров будущей квартиры» - величина процентной ставки «изменения стоимости неоплаченных квадратных метров будущей собственной квартиры», установленная Кабинетом Министров Республики Татарстан. При внесении сумм «задатка» применяется «размер изменения стоимости неоплаченных квадратных метров будущей собственной квартиры», действующий на дату внесения «задатка», но не более чем установленный Кабинетом Министров Республики Татарстан на «дату подведения итогов выбора».
Согласно условиям договора социальной ипотеки, обязанностью истцов является ежемесячная оплата стоимости 0,13851393 кв.м. квартиры, исходя из стоимости одного кв.м. с учетом изменения стоимости неоплаченных квадратных метров «выбранной «будущей квартиры» согласно пункту 2.6 Протокола.
Согласно Протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки, размер ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров квартиры составляет 7% годовых. При осуществлении расчетов по внесению сумм задатка применяется действующий на дату внесения задатка размер «изменения стоимости неоплаченных квадратных метров» выбранной «будущей собственной квартиры», но не более, чем установленный Кабинетом Министров Республики Татарстан на «дату подведения итогов выбора».
Таким образом, размер ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров квартиры по договору составлял 7% годовых.
Между тем, в апреле 2015 года в адрес ответчика поступили документы о том, что истец ФИО2 исключена из списка работников предприятия, в связи с увольнением и утратила право на льготную цену приобретения жилья, с последующей уплатой остатка невыплаченной за жилое помещение суммы с начислением двойной ставки процентов, действующей в системе социальной ипотеки, согласно Генеральному соглашению об исполнении обязательств .../Ф от 16.02.2011г.
Согласно пункту 1.7 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 366 от 02.08.2007» (в редакции от15.01.2015г.), предложить предприятиям, участвующим в финансировании социальной ипотеки, бюджетным организациям учитывать в коллективных и/или трудовых договорах, а специализированной организации - в договорах социальной ипотеки следующие условия. В случае, если работник предприятия или учреждения бюджетной сферы прекратит в течение 10 лет после получения жилого помещения трудовые отношения с юридическим лицом, работа в котором позволила ему получить жилье в системе социальной ипотеки, он утрачивает право на льготный порядок приобретения жилья. Основанием для утраты права на льготную цену приобретения жилья является направленное в специализированную организацию письменное ходатайство руководителя, одобренное решением его жилищной комиссии (для работников предприятий, осуществляющих платежи на развитие жилищного строительства в ...), либо решение муниципального образования (для работников бюджетной сферы муниципального образования), либо решение руководителя учреждения, ведомства (для работников бюджетной сферы республики). В случае утраты льготы остаток не выплаченной работником за получаемое жилое помещение суммы пересчитывается и подлежит уплате им с начислением двойной ставки процентов, действующей в системе социальной ипотеки.
В этой связи, Фондом с ... размер ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров квартиры по договору социальной ипотеки составил 14% годовых.
Поскольку истец ФИО2 прекратила в течение 10 лет после получения жилого помещения трудовые отношения с юридическим лицом, работа в котором позволила получить жилье в системе социальной ипотеки, она утратила право на льготный порядок приобретения жилья.
Данное условие приобретения жилья по социальной ипотеки отражено не только в содержащихся в республиканских нормативных актах, регулирующих отношения по государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке, но также в коллективном и/или трудовом договоре либо локальных нормативных актах предприятия ООО «ТНГ-Групп». С данными условиями истец согласилась.
Таким образом, увеличение ответчиком размера ежемесячного изменения стоимости неоплаченных квадратных метров квартиры по договору социальной ипотеки до 14% годовых произведено законно и обосновано.
Производное требование об обязании ответчика произвести перерасчет размеров оплаченных и неоплаченных квадратных метров также удовлетворению не подлежит.
Представителем ответчика также заявлено о применении срока исковой давности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... ... «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года со да определяемого в соответствии со ст. 200 этого кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу положений ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В данном случае судом учитывается тот факт, что в связи с образованием просроченной задолженности, в июле 2018 г. ответчик обращался в Бугульминский городской суд. К исковому заявлению были приложены - справка о внесенных денежных средствах, а также график внесения денежных средств, в которых отражена информация о стоимости квадратного метра жилья и ее ежемесячного изменения. Решением Бугульминского городского суда от ... иск НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» к ФИО2, ФИО3 удовлетворен.
Таким образом, истцам с июля 2018 г. было известно о начислении двойной ставки процентов по договору социальной ипотеки, данный иск истцами направлен в суд ..., то есть с пропуском срока исковой давности.
Ходатайство о восстановлении пропущенного истцом срока исковой давности истцы в судебном заседании не заявили, доказательств наличия обстоятельств, перечисленных в ст. 205 ГК РФ, а именно: уважительных причин пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), суду не представлено.
Каких-либо причин пропуска срока, объективно препятствующих обращению в суд в установленный законом срок, и доказательств их уважительности истцом суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2, ФИО3 к Государственному жилищному фонду при Президенте РТ о признании незаконными действия Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" и обязании произвести перерасчет размера задолженности по оплате и размера платы по договору социальной ипотеки,- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2023г.
Судья : подпись
Копия верна
Судья Е.В. Фахрутдинова