Дело №2-78/2024
УИД 21RS0017-01-2023-001282-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шумерля 12 февраля 2024 года
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.,
при секретаре Нефедовой О.С.,
с участием помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Мирзабекова Ф.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ........................ Республики о возложении обязанности в течение 06 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85»,
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации ........................ Республики о возложении обязанности в течение 06 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега.
Требования прокурора мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации администрацией ........................ Республики полномочий по уборке территории населенных пунктов от снега.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее- СанПиН 2.1.3684-21), вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега площадки для вывоза и временного складирования снега, оборудованные водонепроницаемым покрытием, и обвалованных сплошным земляным валом, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
На основании требований «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр (далее - СП 32.13330.2018), устройство снегоплавильных пунктов допускается при сооружениях водоотведения с применением для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепловой энергии сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотечную сеть водоотведения. Количество подаваемых на плавление снега сточных вод должно определяться теплотехническим расчетом. Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой на очистные сооружения, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удаленность от жилья и т.п.
В нарушение п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 и п. 6.11 СП 32.13330.2018 специализированные площадки, снегоплавильные установки на территории муниципального округа отсутствуют.
По данному факту в адрес администрации ........................ "___" ___________ г. внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу площадки для размещения снега и льда в соответствии с санитарными правилами не созданы.
В соответствии с пп. 5, 11, 25 ст. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечения безопасности дорожного движения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с правилами благоустройства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы от зимней уборки улиц (в т.ч. снег) имеют код 7 31 210 00 00 0, и относятся к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению.
Кроме того, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог, код 7 31 205 11 72 4 относятся к 4 классу опасности.
Исходя из закрепленного в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, оценка воздействия деятельности по обращению с отходами производства и потребления на объекты окружающей среды должна осуществляться до начала ее реализации.
Указанное ведет к необходимости соблюдения требований ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», а также требований ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ - отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Органы местного самоуправления, в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега, а также являясь правообладателями земельных участков, входящих в состав муниципального образования, в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации вправе осуществлять права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством, в том числе определять места складирования снежных масс от уборки территорий муниципального образования в зимний период.
Несанкционированное складирование снега на необорудованных местах может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву в связи с тем, что собранный при зимнем содержании снег является отходом 4-5 класса опасности, а также нарушение прав граждан, и может быть причинен вред в результате несвоевременного принятия мер к недопущению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. )
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Выявленные в деятельности органа местного самоуправления нарушения закона не обеспечивают защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивается реализация государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обращения! с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Просит:
Возложить на администрацию ........................ Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85»
В судебном заседании помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Мирзабеков Ф.Я. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик – представитель администрации ........................ Якушев В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал. Представил в суд возражение на исковое заявление.
Третье лицо – представитель Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике в судебное заседание не явился. От них поступило заявление о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо – представитель Управление градостроительства и городского хозяйства Администрации ........................ Республики в судебное заседание не явился. Причина неявки суду неизвестна, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В силу положений ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Приложения к Правилам дорожного движения «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктами 8.7-8.9 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлены запреты на формирование снежных валов.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.11 ч.1 ст.16) и Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п.2 ст.7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа относят к вопросам местного значения муниципального округа.
Пунктами 24 и 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (п.11 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Пунктами 1 и 10 ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
В соответствии с п.36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4).
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.1 ст.12, п.2 ст.21, п.1, п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, отходы от зимней уборки улиц (в т.ч. снег) имеют код 7 31 210 00 00 0, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода, что ведет к необходимости соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Кроме того, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог, код 7 31 205 11 72 4 относятся к 4 классу опасности.
В процессе таяния вывозимых с территорий поселения снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Так, в случае отсутствия надлежащей гидроизоляции дна площадок для складирования снега, образовавшаяся талая вода попадает в почву, что вызывает порчу почв, а также опасность загрязнении грунтовых вод. В случае нахождения площадок для складирования образованных при уборке проезжей части загрязненных снежных масс в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, талая вода с растворенными в ней загрязняющими веществами естественным образом попадает в поверхностные водные объекты.
Органы местного самоуправления, в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега, а также являясь правообладателями земельных участков, входящих в состав муниципального образования, в соответствии со ст.40 Земельного кодекса РФ вправе осуществлять права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством, в том числе определять места складирования снежных масс от уборки территорий муниципального образования в зимний период.
Как следует из материалов дела, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации администрацией ........................ Республики полномочий по уборке территории населенных пунктов от снега.
В нарушение п.34 СанПиН 2.1.3684-21 и п. 6.11 СП 32.13330.2018 специализированные площадки, снегоплавильные установки на территории ........................ отсутствуют.
По данному факту в адрес администрации ........................ "___" ___________ г. внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу площадки для размещения снега и льда в соответствии с санитарными правилами не созданы.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что складирование снега, вывозимого с территории ........................ Республики, осуществляется на необорудованной для этого площадке. В нарушение п.34 СанПиН 2.1.3684-21 и п.6.11 СП 32.13330.2018 специализированные площадки, снегоплавильные установки на территории муниципального округа отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями по организации благоустройства территории, обеспечению безопасности дорожного движения, органы местного самоуправления обязаны организовать места складирования снега.
Суд приходит к выводу, что несанкционированное складирование снега на территории муниципального образования может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву в связи с тем, что собранный при зимнем содержании снег является отходом 4-5 класса опасности, а также нарушение прав граждан, и может быть причинен вред в результате несвоевременного принятия мер к недопущению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, администрация должна принимать меры к созданию (обустройству) площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории ........................ Республики, соответствующей требованиям п.34 СанПиН 2.1.3684-21. В то же время, каких-либо доказательств принятия данных мер ответчиком суду не представлено.
Обоснованные возражения, подтвержденные относимыми и допустимыми доказательствами, о необоснованности исковых требований прокурора ответчиком суду, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представлено. Ходатайств об оказании содействия в собирании доказательств в порядке ст.57 ГПК РФ ответчиком так же не заявлено.
Следовательно, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока следует учитывать принцип исполнимости судебного постановления, предполагающего реальную фактическую возможность исполнения решения суда в целях восстановления нарушенного права.
Ответчиком не заявлено о недостаточности срока исполнения решения суда – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, о чем просит прокурор, учитывая требования бюджетного законодательства, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что, по мнению суда, свидетельствует о его согласии с требованиями прокурора в этой части и признании указанного срока разумным.
Таким образом суд находит обоснованными доводы прокурора о достаточности срока для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, признавая его разумным. При установлении данного срока обеспечивается баланс прав и законных интересов участников правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию ........................ Республики в течение 06 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 года