УИД 10RS0010-01-2022-001095-10
№ 5-389/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 августа 2022 года г. Олонец
Судья Олонецкого районного суда Республики Карелия Курсов И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием Слижевской Н.В. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Слижевской Натальи Васильевны, хх.хх.хх г. года рождения, уроженки ....
установил:
из протокола об административном правонарушении от 16.07.2022 следует, что в 12 час. 41 мин. хх.хх.хх г., находясь в ..... .... по .... в .... Республики Карелия, используя мобильный телефон на зарегистрированной на свое имя странице в социальной сети «Вконтакте» по адресу .... под именем «ФИО5», будучи несогласной с решением Президента Российской Федерации о проведении специальной операции по защите Донецкой и Луганской Народных Республик, утвержденной постановлением Совета Федерации Российской Федерации № 35-СФ от 22.02.2022, осуществила публичные действия к неопределенному кругу лиц, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а именно: разместила пост с печатным текстом: «…....?» с прикрепленной к тексту записью «.... при этом ее страница находилась в открытом доступе для других пользователей социальной сети «Вконтакте» при этом ее страница находилась в открытом доступе для других пользователей социальной сети «Вконтакте». Указанными действиями Слижевская Н.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Слижевская Н.В. не оспаривала изложенные в протоколе факты, однако полагала, что каких-либо нарушений закона она указанными действиями не допустила.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом. Иной представитель ОМВД России по Олонецкому району в судебное заседание также не явился.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав Слижевскую Н.В., изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что к ведению Совета Федерации относится, в том числе, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 71 и № 72 Донецкая и Луганская Народные Республики признаны в качестве суверенных и независимых государств. Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести с Донецкой и Луганской сторонами переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами; Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечить осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской Народных Республик функций по поддержанию мира (п. 1, 2 и 4 Указов).
Согласно ратифицированным 22.02.2022 Договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой, Луганской Народными Республиками Договаривающиеся Стороны решили, что будут тесно сотрудничать в области внешней политики, взаимодействовать в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности и регулярно проводить в этих целях консультации по международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес. Они обязуются прилагать скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Договаривающихся Сторон.
Также Договаривающиеся Стороны договорились, что будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой, Луганской Народных Республик. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Договаривающаяся Сторона окажет другой Договаривающейся Стороне в целях содействия устранению возникшей угрозы. Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» (далее - Федеральный закон «Об обороне») под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ч. 1) В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации (ч. 4).
Согласно ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона «Об обороне» решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами адрес от вооруженного нападения на них.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обороне»).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в Конституции РФ (п. «г» ч. 1 ст. 102).
Постановлением Совета Федерации СФ РФ от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации, Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статьей 27 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве доказательств вины Слижевской Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, представлены:
- протокол об административном правонарушении № от хх.хх.хх г., на составлении которого присутствовала Слижевская Н.В. и указала на согласие с отраженными в протоколе данными;
- рапортом УУП ОУУПиПДН ОМВД России по Олонецкому району от хх.хх.хх г.;
- рапортом оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ МВД по Республике Карелия от хх.хх.хх г.;
- сообщением о признаках противоправной деятельности Слижевской Н.В. от хх.хх.хх г., составленным начальником отделения в г. Олонце УФСБ России по Республике Карелия;
- рапортом наблюдения электронного ресурса со скриншотами;
- справкой оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ МВД по Республике Карелия от хх.хх.хх г.;
- объяснениями Слижевской Н.В. от хх.хх.хх г..
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Слижевской Н.В. в инкриминируемом правонарушении и квалифицирует ее действия по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ как публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях.
Обстоятельств, установленных ст. 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем судья учитывает следующее.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
На момент рассмотрения настоящего дела предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения Слижевской Н.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ истек.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Слижевской Натальи Васильевны прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, ...., ВОХ №, фактический адрес: ....).
Судья (подпись) И.А. Курсов
Копия верна. Судья И.А. Курсов