Дело № 12-90/2022
УИД 75MS0018-01-2022-000990-96
РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
26 апреля 2022 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Судья Черновского районного суда г.Читы Петров А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита, в помещении суда, административное дело по жалобе гр.Федорова Ю.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, на постановление от 17 марта 2022 года мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района г.Читы по делу № 5-160/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.10 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Мировым судьей судебного участка № 25 Черновского судебного района г.Читы в отношении гр.Федорова Ю.В. 17.03.2022г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Федоров Ю.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.10 КоАП РФ (Незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей с конфискацией гладкоствольного огнестрельного оружия марки <данные изъяты>.
Не согласившись с принятым мировым судьей решением и полагая указанное выше постановление о привлечении Федорова Ю.В. к административной ответственности незаконным, последний подал на него жалобу, в которой просит суд названное постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Умысла у него на совершение данного правонарушения не имелось. Кроме того, указывает, что инспектором ОЛРР по городу Чите и Читинскому району Управления Росгвардии по Забайкальскому краю З.В.В. с нарушением требований ст. 27.10 КоАП РФ было изъято огнестрельное оружие марки <данные изъяты>, без участия понятых. Кроме того, в протоколе изъятия огнестрельного оружия от 09.02.2022г инспектором ОЛРР по городу Чите и Читинскому району Управления Росгвардии по Забайкальскому краю З.В.В. не указаны основания изъятия, предусмотренные ст. 27.10 КоАП РФ, не указано, что изъятое оружие является предметом административного правонарушения и какого именно.
Кроме того, заявитель жалобы не согласен с квалификацией правонарушения по ст.20.10 КоАП РФ. Согласно Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002г. №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», им законно было приобретено оружие, хранение осуществлял надлежащим образом, нарушений за период владения не допускалось.
В судебном заседании Федоров Ю.В. заявленную жалобу дополнил и уточнил – просил оспариваемое постановление мирового судьи изменить, исключив из него такой вид административного наказания, как конфискация огнестрельного оружия (л.д.__).
Представитель административного органа – Центра лицензионно-разрешительной работы (по г.Чите и Читинскому району) Управления войск Национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил. Вместе с тем его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав Федорова Ю.В. – лицо, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему:
В отношении Федорова Ю.В. 09.02.2022г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.10 КоАП РФ, о том, что 09.02.2022г. в 16 час. 30 мин. при обращении Федорова Ю.В. в Отдел лицензионно-разрешительной работы по г.Чите и Читинскому району, расположенный по адресу: г.Чита, ул.Нечаева, 74, было установлено, что Федоров Ю.В. незаконно хранил гладкоствольное оружие марки <данные изъяты>, по месту жительства: <адрес>, в период с 05.09.2021г. по 09.02.2022г., не имея на это действующего разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия, чем нарушил п.54 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, и положений Федерального закона от 13.12.21996г. № 150-ФЗ «Об оружии». Срок действия прежней лицензии <данные изъяты> Федорова Ю.В. истек 05.09.2021г.
По факту выявленного со стороны Федорова Ю.В. инспектором ОЛРР по г.Чита и Читинскому району Управления Росгвардии по Забайкальскому краю З.В.В. 09.02.2022г. в отношении Федорова Ю.В. был составлен протокол № об административном правонарушении по ст.20.10 КоАП РФ, а само оружие, согласно протокола изъятия от 09.02.2022г., изъято (л.д.__).
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с незаконным приобретением, продажей, передачей, хранением, перевозкой или ношением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Субъектом правонарушения в данном случае является гр.Федоров Ю.В.
С субъективной стороны совершение им указанного правонарушения возможно рассматривать как умышленное, так и совершенное по неосторожности.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее – 150-ФЗ или ФЗ «Об оружии»), который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию (преамбула Закона).
В силу положений статьи 22 ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Во исполнение Федерального закона "Об оружии" Правительством Российской Федерации принято постановление от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которым утверждены "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814», не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления, хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также изложена в определении Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановлении Верховного суда РФ от 01.12.2016г. № 41-АД16-17, в соответствии с которой хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
Согласно материалам дела Федоров Ю.В. осуществлял незаконное хранение по месту жительства гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения на его хранение.
Таким образом, действия Федорова Ю.В., вопреки доводов жалобы, верно были квалифицированы должностным лицом Управления Росгвардии по ст.20.10 КоАП РФ, как незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия. В связи с изложенным не подлежат применению доводы Федорова Ю.В. о неверной квалификации совершенного им правонарушения, как и не подлежат применению его ссылки на необходимость квалифицировать его действия как малозначительные. Иные доводы жалобы о фиктивном привлечении понятых к процедуре изъятия оружия у Федорова Ю.В. не влекут отмену оспариваемого постановления мирового судьи, поскольку такие доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вина Федорова Ю.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.10 КоАП РФ подтверждается протоколом от 09.02.2022г. об административном правонарушении по ст.20.10 (л.д.__), протоколом изъятия оружия от 09.02.2022г. (л.д.__), учетной карточкой на Федоров Ю.В. о хранении и ношении оружия № сроком действия с 05.09.2016г. до 05.09.2021г. (л.д.__), рапортом ст. инспектора ОЛРР В.В. Б. (л.д.__), а также объяснениями, данными им в судебном заседании.
Как усматривается, протокол об административном правонарушении по ст.20.10 КоАП РФ составлен уполномоченным должностным лицом с участием самого Федорова Ю.В. которому были разъяснены его права и было предоставлено право на дачу пояснений, содержание и оформление протокола соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, оснований сомневаться в достоверности данных сведений у мирового судьи не было.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении дела мировым судьей факт допущения Федоровым Ю.В. вменяемого правонарушения по ст.20.10 КоАП РФ был подтвержден совокупностью доказательств, надлежащим образом исследованных мировым судьей и получивших правильную оценку в постановлении. Следовательно, вывод мирового судьи о наличии события правонарушения и виновности Федорова Ю.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
В связи с вышеизложенным доводы жалобы об отсутствии события правонарушения несостоятельны. Доводы заявителя жалобы об отсутствии времени для оформления соответствующего разрешения суд находит неубедительными и поэтому не подлежащими применению.
При возбуждении дела об административном правонарушении, оформлении соответствующих материалов и передаче дела в суд уполномоченным органом, рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировым судьей процессуальных нарушений, в том числе повлиявших на выводы, сделанные по данному делу, не допущено.
Постановление о привлечении Федорова Ю.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.10 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого постановления мирового судьи не имеется. По ст.20.11 КоАП РФ его действия квалифицировать нельзя, поскольку данная статья имеет другой состав правонарушения.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы заявителя жалобы Федорова Ю.В. о возможности изменения оспариваемого постановления мирового судьи в связи со следующим.
Санкция ст.20.10 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
Как следует, из оспариваемого постановления мирового судьи, Федорову Ю.В. было назначено наказание как в виде наложения административного штрафа, так и в виде конфискации огнестрельного оружия.
Вместе с тем, мировым судьей в постановлении по делу указано, что отсутствуют отягчающие административную ответственность Федорова Ю.В. обстоятельства. Из материалов дела также не следует, что Федоров Ю.В. ранее привлекался к ответственности за совершение однородных административных правонарушений, более того, характеризуется положительно, кроме того, имеются смягчающие его административную ответственность обстоятельства – признание им вины в совершенном правонарушении, раскаяние в содеянном (л.д.__).
Исходя из положений ст.ст.1.6, 4.1 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом; применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание, что отягчающих административную ответственность Федорова Ю.В. обстоятельств не установлено, суд полагает возможным изменить резолютивную часть постановление мирового судьи путем исключения такого вида административного наказания, как конфискация огнестрельного оружия.
При этом изъятое нарезное огнестрельное оружие марки <данные изъяты>, подлежит возвращению Федорову Ю.В. после получения им соответствующего разрешения в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Уточненную жалобу Федорова Ю.В. удовлетворить:
Постановление от 17 марта 2022 года мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района г.Читы по делу № 5-160/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.10 КоАП РФ, вынесенное в отношении Федорова Ю.В., изменить.
Изложить первый и второй абзац резолютивной части указанного постановления в следующей редакции:
Признать Федорова Ю.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей без конфискации огнестрельного оружия.
Гладкоствольное огнестрельное оружие марки <данные изъяты>, возвратить Федорову Ю.В., после получения им соответствующего разрешения в установленном законом порядке.
В остальной части оспариваемое постановление оставить без изменения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, в дальнейшем может быть обжаловано по правилам, установленным главой 30 КоАП РФ, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья: А.В. Петров