Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2020 года город Владимир
Владимирский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего – Шарапова Г.А.,
при секретаре судебного заседания – Ермолаевой С.А.,
с участием командира войсковой части 30616-5 полковника Трунина Д.Ю.,
ответчика Староверова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело № 2-19/2020 по иску командира войсковой части 30616-5 к бывшему военнослужащему этой же воинской части капитану запаса Староверову А.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Капитан Староверов А.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части 30616-5 на должности командира 2 учебной зенитной батареи.
Приказом командующего войсками Западного военного округа (далее – ЗВО) от 24 сентября 2019 года № 345 Староверов уволен с военной службы в связи с не выполнением военнослужащим условий контракта и приказом командира войсковой части 30616-5 от 6 ноября 2019 года № 288 ответчик с указанной даты исключен из списков личного состава части.
Приказом командира войсковой части 30616-5 от 29 октября 2019 года № 948 назначена комиссия для сдачи Староверовым дел и должности, в результате работы которой была установлена недостача материальных средств по вещевой службе – 32 комплектов ветроводозащитных костюмов на общую сумму 353 626 рублей 24 коп., с учетом износа сумма ущерба составила 89 500 рублей 16 коп..
Полагая, что Староверовым причинен ущерб в виде утраты имущества, которое ему было передано под отчет для хранения и выдачи личному составу роты, командир войсковой части 30616-5 обратился в суд с исковым заявлением к Староверову для привлечения его к полной материальной ответственности на сумму 89 500 рублей 16 коп..
Командир войсковой части 30616-5 полковник Трунин Д.Ю. в судебном заседании требования иска поддержал и просил удовлетворить его в полном объеме по указанным выше основаниям, также пояснив, что при проведении плановой проверки вещевого имущества в войсковой части 30616-5 в июне 2019 года во 2 учебной зенитной батареи была обнаружена недостача вещевого имущества на общую сумму 11 114 рублей 90 коп., в том числе и 7 ветроводозащитных костюмов на сумму 9 788 рублей 70 коп., которые Староверов получил по накладной № 451 от 11 апреля 2019 года и приказом командира войсковой части 30616-5 от 13 июня 2019 года № 499 Староверов привлечен к ограниченной материальной ответственности в размере 11 114 рублей 90 коп., которые добровольно оплатил, те самым, по мнению должностного лица фактически подтвердил получение указанных комплектов с вещевого склада части.
Ответчик Староверов иск командира войсковой части 30616-5 не признал и пояснил, что вещевое имущество, а именно 32 комплекта ветроводозащитных костюмов со склада он не получал, подпись в требовании-накладной № 451 от 11 апреля 2019 года ему не принадлежит, в этот день ответчик находился на занятиях и получением вещевого имущества занимался старшина батареи старший прапорщик С., который ему доложил о получении только матрасов, на основании изложенного просил в удовлетворении иска командира войсковой части 30616-5 отказать.
Начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Владимирской области» (далее – ФКУ УФО МО РФ по Владимирской области), привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не прибыл, сообщив о своем согласии на рассмотрение дела без его участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.
На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается, в том числе к материальной ответственности в соответствии с федеральными законами.
Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ущерба установлены Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (пункт 1 статьи 1 названного закона; далее также - Федеральный закон от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона и ст. 29 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности являются его виновные действия (бездействие), в результате которых военному ведомству был причинен реальный ущерб.
В соответствии с абзацем пятым статьи 2 Федерального закона под реальным ущербом следует понимать утрату или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона определено, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Перечень случаев, когда военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба, приведен в статье 5 Федерального закона.
К ним относятся случаи, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона установлено, что за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда данным федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона в случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном данным федеральным законом.
Из приведенных нормативных положений следует, что необходимыми условиями для наступления полной материальной ответственности военнослужащего за ущерб, причиненный им при исполнении обязанностей военной службы закрепленному за воинской частью имуществу, являются: причинение военнослужащим ущерба при исполнении обязанностей военной службы, наличие реального ущерба у воинской части, вина военнослужащего в причинении ущерба, наличие предусмотренных ст. 5 Федерального закона оснований для наступления материальной ответственности военнослужащего в полном размере причиненного ущерба.
Указанный перечень случаев полной материальной ответственности военнослужащих является исчерпывающим.
В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Западного военного округа от 29 декабря 2018 года № 500 капитан Староверов назначен на должность командира учебной зенитной батареи учебного центра (подготовки младших специалистов зенитной артиллерии) 467 гвардейского окружного учебного центра (подготовки младших специалистов) Западного военного округа.
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 30616-5 от 23 августа 2018 года № 644 назначена комиссия по приему и сдачи дел и должности командира 2 учебной зенитной батареи.
Из выписки из приказа командира войсковой части 30616-5 от 29 октября 2019 года № 948 следует, что в связи с отсутствием капитана Староверова на службе назначена комиссия приема дел и должности командира 2 учебной зенитной батареи в одностороннем порядке лейтенантом К..
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 30616-5 от 6 ноября 2019 года капитан Староверов, уволенный приказом командующего войсками Западного военного округа по личному составу от 24 сентября 2019 года № 3345 в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 6 ноября 2019 года исключен из списков личного состава части.
Как следует из акта приема-передачи материальных средств 2 учебной зенитной батареи войсковой части 30616-5 обнаружено отсутствие 32 комплектов ветрозащитных костюмов.
Из справки-расчет от 5 ноября 2019 года № 31, подписанной начальником продовольственной и вещевой службы войсковой части 30616-5 видно, что общая стоимость 32 костюмов ветрозащитных ВКПО с учетом износа составляет 89 500 рублей 16 коп.
При этом как следует из п. 59 инвентаризационной описи (сличительной ведомости) № 0000003 от 6 ноября 2019 года отсутствуют 32 костюма ветрозащитных ВКПО.
Согласно акта приема – передачи материальных средств 2 учебной зенитной батареи войсковой части 30616-5 от 6 ноября 2019 года следует, что при сдаче ответчиком дел и должности обнаружена недостача 32 комплектов ВКПО.
Из копии требования-накладной № 451 от 11 апреля 2019 года следует, что во 2 учебную зенитную батарею с вещевого склада текущего довольствия передано 78 костюмов ветроводозащитных ВКПО.
Вместе с тем, как показал в судебном заседании свидетель С., который в апреле 2019 года исполнял обязанности старшины 2 учебной зенитной батареи войсковой части 30616-5, 11 апреля 2019 года он по накладной № 451 получал с вещевого склада текущего довольствия вещевое имущество, в том числе и 78 костюмов ветроводозащитных ВКПО, которые затем провел по книге учета 2 батареи, Староверов в этот день имущество со склада не получал, так как находился на занятиях и в требовании-накладной № 451 от 11 апреля 2019 года не расписывался, подпись в накладной мог поставить кто-то из военнослужащих, в некоторых накладных на получение вещевого имущества за Староверова расписывался он, как например в накладной № 919 от 30 июля 2019 года на получение со склада трех костюмов ветроводозащитных ВКПО.
Кроме того, свидетель Ш. – исполняющий обязанности начальника вещевого склада текущего довольствия войсковой части 30616-5 показал, что С. прибыл за получением ветрозащитных костюмов ВКПО с тремя экземплярами накладной № 451 от 11 апреля 2019 года в которых уже имелась в графе получил подпись от имени Староверова, которую, скорее всего, исполнил за Староверова кто-то из военнослужащих батареи.
Таким образом, суд считает, что командиром войсковой части 30616-5 не доказан факт получения указанных костюмов ответчиком, на этом основании он не может быть привлечен к полной материальной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ссылки командира войсковой части 30616-5 в судебном заседании на то, что фактическим подтверждением получения ответчиком указанных комплектов с вещевого склада части является внесением им денежных средств по недостаче вещевого имущества, обнаруженной в июне 2019 года, признаются судом несостоятельными, так как опровергается как показаниями свидетелей С. и Ш., так и материалами дела.
В соответствии со ст. ст. 144 и 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, командир роты в мирное и военное время отвечает, помимо прочего, за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, за ведение ротного хозяйства и обязан: организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; проверять не реже одного раза в месяц их наличие, состояние и учет; всегда точно знать наличие, состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; сличать один раз в месяц данные ротного учета материальных средств с учетными данными полка; руководить ротным хозяйством.
Согласно ст. ст. 242, 268, 269 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года № 333 (далее - Руководство), должностные лица соединения (воинской части), в том числе командир роты, осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом и обязаны организовывать: хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание вооружения, военной и специальной техники; принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; организовывать ведение учета имущества.
На основании изложенного, с учетом пункта 1 статьи 4 Федерального закона, суд приходит к выводу, что за материальный ущерб, причиненный военнослужащим по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению лишь к ограниченной материальной ответственности, то есть в размере причиненного им ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Согласно письма начальника ФКУ УФО МО РФ по Владимирской области от 24 марта 2020 года № 1350 размер оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки за выслугу лет Староверова на 6 ноября 2019 года составляет 43 606 рублей 80 коп..
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рассматриваемое исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, а именно на сумму 43 606 рублей 80 коп..
Оснований же для удовлетворения иска сверх указанной суммы не имеется.
Иных оснований для привлечения Староверова к полной материальной ответственности из числа предусмотренных упомянутой нормой Федерального закона из материалов дела не усматривается.
Утверждения ответчика о том, что отсутствуют основания для привлечения его к материальной ответственности в этом случае, суд признает несостоятельными, так как в соответствии со ст. 2 Федерального закона под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Материалами дела подтверждено, что утрата указанного вещевого имущества явилась следствием ненадлежащего исполнения Староверовым своих должностных обязанностей, что повлекло причинение войсковой части 30616-5 ущерба на указанную сумму.
Таким образом, Староверов в период исполнения обязанностей командира батареи был обязан организовать хранение, сбережение горючего и смазочных материалов, принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей, организовывать ведение учета имущества. Однако не сделал этого, что привело к утрате материальных ценностей вещевой службы, а именно: 32 костюмов ветрозащитных ВКПО.
По смыслу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 1 ч. ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Так как иск удовлетворен частично, то суд в соответствии с ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.3 Бюджетного кодекса РФ считает необходимым взыскать со Староверова в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 508 рублей 20 коп., от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 30616-5 ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 30616-5 – 43 606 (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 80 ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 30616-5 ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ 45 893 ░░░░░ 36 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 508 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 20 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░