Дело №2-4423/2023
51RS0001-01-2023-003731-09
Изготовлено 16 ноября 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
при секретаре Рабинчук Е.И.,
с участием прокурора Савиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Мурманска к Исановой Р.Р., Егорову А.В., Фатиной О.Ю., <данные изъяты> о запрете использовать для целей проживания помещений, расположенных в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, путем переселения в жилые помещения маневренного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Мурманска обратилась в суд с иском о запрете использовать для целей проживания помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу, путем переселения в жилые помещения маневренного фонда.
В обоснование заявленных требований указано, постановлением администрации города Мурманска от 04.04.2016 №836 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в подпрограмму «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы Муниципальной программы г.Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, согласно которой срок окончания расселения дома – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан следствие внезапного обрушения конструкций указанного многоквартирного дома было рекомендовано администрации принять меры по срочному отселению граждан, проживающих в жилых помещениях и отключению систем водоотведения, тепло-, газо-, электро- и водоснабжения в данном доме.
Администрацией г.Мурманска было предложено гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. прекратить использование указанных жилых помещений для целей проживания. Комитету имущественных отношений г.Мурманска поручено, в случае обращения граждан, предоставить им жилые помещения маневренного фонда муниципального жилищного фонда города Мурманска для временного проживания.
06.04.2023г. в адрес граждан направлены уведомления о необходимости прекратить использование жилых помещений для целей проживания.
Однако, до настоящего времени жилые помещения в многоквартирном доме используются ответчиками.
С учетом уточнения исковых требований просит суд: запретить Фатиной О.Ю., зарегистрированной по адресу: <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, а также предоставление указанного жилого помещения третьим лицам для целей проживания; <данные изъяты>; запретить Исановой Р.Р., зарегистрированной по адресу: город Мурманск, <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, а также предоставление указанного жилого помещения третьим лицам для целей проживания; запретить Егорову А.В., нанимателю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, путем переселения его в жилое помещение маневренного фонда общей площадью 14,30 кв.м, жилой площадью 10 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>), а также предоставление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, третьим лицам для целей проживания; запретить Борденкову А.Н., зарегистрированному по адресу: <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, а также предоставление указанного жилого помещения третьим лицам для целей проживания.
Представитель истца Администрации г.Мурманска в судебном заседании уточнил исковые требования, просил ранее заявленные исковые требования в отношении Борденкова А.Н. не рассматривать, против вынесения заочного решения не возражал.
Ответчики Фатина О.Ю., ФИО35 Исанова Р.Р., Егоров А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представили.
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений г.Мурманска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования администрации г.Мурманска поддержал.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства комитета по образованию администрации г.Мурманска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования администрации г.Мурманска поддержал, указав, что проживание <адрес>, который признан аварийным, не соответствует интересам несовершеннолетнего и может нести угрозу их жизни и здоровью.
При указанных обстоятельствах, суд, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилого фонда.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.
В соответствии с пунктом «и» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
По смыслу закона, если жилое здание создает угрозу жизни здоровью граждан, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о запрете эксплуатации данного объекта.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правоотношения, возникающие в связи с утратой гражданами жилья в результате чрезвычайных ситуаций, регулируются специальным законодательством Российской Федерации.
Нормы главы 5 и 8 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и устанавливающие основания и порядок предоставления органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания либо сносом дома не могут быть применены к ситуациям возникновения угрозы утраты жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, требующих принятия органом местного самоуправления соответствующих мер, направленных на сохранение жизни и здоровья людей и на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь, в том числе по защите населения путем проведения мероприятий по эвакуации граждан, проживающих в аварийном доме.
В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу пункта 3 части 1 статьи 2, пунктов 1, 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда следует понимать принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При это в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, в которую входит подпрограмма «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанными аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы.
Согласно выпискам из реестра муниципального имущества ответчики Фатина О.Ю., ФИО36., Исанова Р.Р., Егоров А.В. зарегистрированы в жилых помещениях в многоквартирном <адрес>
В адрес собственников указанного многоквартирного дома были направлены уведомления о необходимости прекращения использования жилых помещений для целей проживания, по вопросу предоставления помещений маневренного фонда было рекомендовано обратиться в КИО г.Мурманска.
Кроме того, был совершен обход указанного многоквартирного дома с целью доведения до проживающих в доме граждан информации о начале мероприятий по расселению данного дома.
Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений маневренного фонда», утвержденному постановлением администрации г. Мурманска от 14.05.2012 № 988, данная муниципальная услуга носит заявительный характер.
Судом установлено, что Администрацией г.Мурманска с Исановой Р.Р. заключен договор мены жилого помещения от №. предоставлено благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>
Комитетом имущественных отношений г.Мурманска с Фатиной О.Ю. и ФИО37 заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с которым им предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 60,90 кв.м., жилой площадью 32,40 кв.м., по адресу: <адрес>
Егорову А.В. предоставляется для временного проживания жилое помещение маневренного фонда - комната жилой площадью 14,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае переселение ответчика Егорова А.В. в жилое помещение маневренного фонда следует рассматривать в качестве меры, носящий временный характер, вызванной необходимостью соблюдения обязанности, возложенной на администрацию города Мурманска, по соблюдению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. При этом конституционное право ответчика на жилище не нарушено, поскольку ему предоставлено другое благоустроенное жилье маневренного фонда.
Администрацией города Мурманска, являющейся органом местного самоуправления, обязанным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, обоснованно приняты меры для недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, при этом права граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, на обеспечение их жильем для временного проживания на период завершения расчетов за утрачиваемые жилые помещения либо до предоставления других жилых помещений для постоянного проживания, соблюдены.
Таким образом, суд принимает решение о запрете ответчикам Фатиной О.Ю., ФИО38., Исановой Р.Р., Егорову А.В. использования помещений в многоквартирном <адрес> и переселении Егорова А.В. в жилое помещение маневренного фонда.
Рассматривая требования истца в части переселения Егорова А.В. в жилое помещение маневренного фонда, суд учитывает, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса).
В соответствии с положениями части 1, пункта 3 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Проверив жилое помещение маневренного фонда, заявленное к предоставлению, суд полагает его соответствующим нормами действующего законодательства.
При этом суд учитывает, что с учетом существа заявленных требований, направленных на решение вопроса обеспечения безопасности жителей многоквартирного дома, а не улучшение их жилищных условий, предложенное истцом ответчику Егорову А.В. для временного переселения помещение маневренного жилищного фонда расположено в границах г. Мурманска и отвечает установленным требованиям для проживания.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Мурманска к Исановой Р.Р., А.В., Фатиной О.Ю., ФИО40, о запрете использовать для целей проживания помещений, расположенных в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, путем переселения в жилые помещения маневренного фонда – удовлетворить.
Запретить Фатиной О.Ю., зарегистрированной по адресу: <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, а также предоставление указанного жилого помещения третьим лицам для целей проживания.
<данные изъяты>
Запретить Исановой Р.Р., зарегистрированной по адресу: <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, а также предоставление указанного жилого помещения третьим лицам для целей проживания;
Запретить Егорову А.В., нанимателю жилого помещения, расположенного по адресу: город Мурманск, <адрес>, использование указанного помещения многоквартирного дома для целей проживания, путем переселения его в жилое помещение маневренного фонда общей площадью 14,30 кв.м, жилой площадью 10 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, а также предоставление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> третьим лицам для целей проживания.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Ю.А. Волкова