Дело № 2-380/2023
УИД 44RS0028-01-2022-001563-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 18 мая 2023 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Прыгунове Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамберга А.В. к некоммерческому садоводческому товариществу «Трохач» о признании недействительным (ничтожным) в части решения общего собрания,
у с т а н о в и л:
Тамберг А.В. обратился в суд с иском к НСТ «Трохач» о признании недействительным (ничтожным) в части решения общего собрания.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является членом НСТ «Трохач» и собственником земельных участков №....
25июня 2022 года было проведено собрание членов НСТ «Трохач» с повесткой:
1. Отчет председателя ревизионной комиссии за сезон 2021 года.
2. Отчет казначея НСТ о расходовании денежных средств.
3. Отчет председателя о проделанной работе в 2021 году.
4. План работы на 2022 год.
5. Разное.
Истец присутствовал на указанном собрании, но копия протокола собрания участников НСТ была вручена его представителю по доверенности Романову А.В. 07 сентября 2022 года.
В протоколе собрания указано, что в ходе рассмотрения четвертого вопроса повестки поступило предложение отменить целевой взнос, а размер членского взноса установить 500 или 600 рублей за сотку. От кого поступило предложение в протоколе не указано.
Истец считает, что в ходе проведения собрания на обсуждение и голосование был поставлен вопрос, который не был включен в повестку собрания, что запрещено правовой нормой, содержащейся в п. 15 ст. 17 Закона о садоводстве.
Указал, что согласно протоколу собрания в собрании приняли участие 57 человек из 107 членов НСТ «Трохач», в связи с чем в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 185.1 ГК РФ оспариваемое решение является ничтожным.
На основании изложенного, со ссылками на положения п. 1 ч. 1 ст. 185.1 ГК РФ, п. 3 ст. 4, п. 1, 15 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 9.5 Устава НСТ «Трохач» истец просил признать недействительным (ничтожным) решение общего собрания членов НСТ «Трохач», оформленное протоколом от 25 июня 2022 года в части отмены целевых взносов и установления членских взносов в размере 600 рублей за сотку.
В судебном заседании истец Тамберг А.В., представитель истца Романов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Также указали, что нарушение прав Тамберга А.В. принятым решением заключается в следующем, он не был готов к обсуждению данного вопроса, увеличение членских взносов, исчисляемых с сотки, влечет для него значительное увеличение оплаты, так как в собственности истца три земельных участка. В том случае, если бы указанный вопрос был заранее указан в повестке собрания, то возможно на собрании присутствовало бы больше членов НСТ и результаты голосования могли быть другими.
Представители НСТ «Трохач» - председатель Крохмаль В.Л. и Семенов С.В., действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что решение по вопросу отмены целевых взносов и увеличения размера членских взносов принято большинством членов товарищества, присутствующих на собрании, в связи с чем полагать, что будет другой результат голосования оснований не имеется. Указанный вопрос был инициирован на заседании правления НСТ 28 мая 2022 года и затем вынесен на голосование общего собрания. Считали, что никаких нарушений со стороны НСТ при принятии оспариваемого решения не допущено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Тамберг А.В. согласно членской книжке садовода с 1990 года является членов НСТ «Трохач». Ему на праве собственности принадлежат три земельных участка в составе НСТ №..., что стороной ответчика не оспорено.
В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 1).
При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания (п. 2).
Проведение заседания участников гражданско-правового сообщества и результаты голосования на заседании подтверждаются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160), и подписывается в случае проведения заседания председательствующим на заседании и секретарем заседания (п. 3).
В протоколе должны быть указаны, в том числе: результаты голосования по каждому вопросу повестки дня (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (п. 1).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в заседании или заочном голосовании либо голосовавший против принятия оспариваемого решения (п. 3).
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5).
Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными (п. 6).
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (п. 7).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Согласно пункту 3 части 13 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения размещается, в том числе на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества, а также способ ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению на общем собрании членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается (часть 15 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ).
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, 25 июня 2022 года проведено очередное общее собрание членов НСТ «Трохач», оформленное соответствующим протоколом.
Из протокола следует, что на момент проведения общего собрания по списочному составу членов товарищества - 107 человек, из них 7 человек только числятся (участки №...); 3 собственника умерли - участки №...; Р.В.Н. участок №... - не является членом НСТ, участка №... проданы, собственники неизвестны; итого - 93 человека; присутствовало 48 человек, согласно явочному листу и 9 голосов по доверенности.
Указанные обстоятельства, а также наличие кворума на собрании стороной истца не оспариваются.
Первоначально проведение собрания запланировано было на 18 июня 2022 года на 11.00 час., а впоследствии ввиду неблагоприятных погодных условий перенесено на 25 июня 2022 года на 11.00 час., о чем члены НСТ уведомлены через мессенджеры WhatsApp и Viber.
В повестку собрания включены следующие вопросы:
1. Отчет председателя ревизионной комиссии за сезон 2021 года.
2. Отчет казначея НСТ о расходовании денежных средств.
3. Отчет председателя о проделанной работе в 2021 году.
4. План работы на 2022 год.
5. Разное.
Аналогичная повестка собрания содержалась в объявлении о проведении собрания, размещенном правлением НСТ:
- Отчет председателя НСТ о проделанной работе.
- Отчет бухгалтера о расходовании денежных средств.
- Отчет ревизионной комиссии.
- План мероприятий на предстоящий сезон.
- Разное.
Согласно итоговой части протокола следует, что собранием приняты следующие решения:
1. Работу правления признать удовлетворительной.
2. Установить членские взносы в сумме 600 рублей за сотку, отменить целевые взносы.
3. Выделить деньги на ремонт дорог.
4. Провести субботник.
5. Купить еще один контейнер для мусора (крупногабаритный мусор и строительный у баков не оставлять, вывозить самостоятельно).
6. По вопросу апелляционной жалобы Тамберга А.В., В .О.В., Б.А.Н. в отношении бывшего председателя К.Т.В. и действующего Крохмаль В.Л., принято решение, что судебные расходы по искам Тамберга А.В. и услуги адвокатов были потрачены целенаправленно, правомерно и обоснованно.
Между тем, из содержания протокола общего собрания следует, что
- по первому вопросу повестки решение не принималось;
- по второму вопросу указано на принятие отчета бухгалтера (казначея) сведения о проведении голосования не содержатся;
- по третьему вопросу единогласно работа правления признана удовлетворительной;
- по четвертому вопросу единогласно утвержден план работы на новый сезон (списочно).
Также по четвертому вопросу повестки дня - план работы на 2022 год указано, что поступило предложение целевой взнос отменить, но членские взносы установить 500 или 600 рублей за сотку, поступило предложение 600 рублей, проголосовали за 600 рублей за сотку - 55 человек, против 2 человека; поступило предложение от садоводов повысить денежное вознаграждение всему обслуживающему персоналу (4 человека) на 2 тысячи рублей каждому ежемесячно, с 1 июля, проголосовали единогласно.
- по пятому вопросу поставлен на голосование вопрос правомерности, обоснованности израсходованных средств на судебные расходы, услуги адвоката, проголосовали за - 56 человек, против - 1 человек (Тамберг А.В.).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится, в том числе определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов.
Устав некоммерческого садоводческого товарищества «Трохач», утвержденный общим собранием членов НСТ 25 июня 2005 года, содержит аналогичные положения (п. 9.1, п. 9.2.4).
Таким образом, вопрос изменения размера членских взносов и отмены целевых взносов должен был быть прямо указан в повестке дня общего собрания.
Однако, ни в объявлении о проведении собрания, ни в повестке собрания, отраженной в протоколе, данный вопрос не содержится.
Довод стороны ответчика, о том, что указанный вопрос обсуждался на заседании правления НСТ, об обратном не свидетельствует, поскольку не исключает обязанность заблаговременно довести до всех членов товарищества перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании (часть 15 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ).
Иных допустимых доказательств соблюдения установленного законом порядка уведомления о проведении общего собрания членов товарищества стороной ответчика не представлено, как не представлено и сведений о том, что при принятии оспариваемого решения принимали участия все члены НСТ «Трохач». В связи с чем довод ответчика о принятии решения большинством голосов и предположение, что при новом голосовании решение будет прежним, являются также несостоятельными.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца Тамберга А.В. подлежат удовлетворению, решение общего собрания членов НСТ «Трохач», оформленное протоколом от 25 июня 2022 года, в части отмены целевых взносов и установления членских взносов в размере 600 рублей за сотку, подлежит признанию недействительным (ничтожным).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тамберга А.В. к некоммерческому садоводческому товариществу «Трохач» о признании недействительным (ничтожным) в части решения общего собрания, удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) решение общего собрания членов некоммерческого садоводческого товарищества «Трохач», оформленное протоколом от 25 июня 2022 года, в части отмены целевых взносов и установления членских взносов в размере 600 рублей за сотку.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения
Судья С.Ю.Иванова
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.