Дело №2-1835/2024
УИД 50RS0052-01-2024-000154-27
Мотивированное решение суда изготовлено 24 апреля 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года г. Щёлково Московская область
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
при помощнике судьи Ковалевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой ФИО6 к МКУ "Централизованная ритуальная служба" об обязании в разрешении установки общего памятника,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Л.Л., уточнив исковые требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к МКУ "Централизованная ритуальная служба" об обязании в разрешении установки общего памятника.
В обоснование заявления указано, что Иванова Л.Л., получив удостоверение о захоронении №, не обнаружила в списке захороненных – ФИО1 (отчим истца), умершего ДД.ММ.ГГГГ, который был захоронен на кладбище в д.<адрес> в 1979 году.
В 2016 году ФИО2 (мать истца), была захоронена к своему мужу – ФИО1 с разрешения «Централизованной ритуальной службы» ГО Щёлково, на основании Закона Московской области № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области».
В настоящее время истец желает установить памятник ФИО1 и ФИО2 один на двоих, который уже изготовлен по договору № от 29.05.2023 года.
В ответ на заявку о разрешении установки памятника в МФЦ городского округа Фрязино Московской области по поступил отказ от МКУ городского округа Щёлково «Централизованная ритуальная служба», поскольку в настоящее время нет сведений о захоронении ФИО1. В ответ на аналогичный запрос в Администрацию городского округа Щёлково Московской области получен отказ.
При захоронении ФИО2 в июле 2016 года, памятник ФИО1 был демонтирован. Данные о захоронениях у ответчика основываются на фотографиях мест захоронения, архив 1979 года отсутствует.
На основании изложенного истец просит суд обязать МКУ "Централизованная ритуальная служба" выдать Ивановой Л.Л. разрешение на установку общего памятника ФИО1 и ФИО2 на месте их захоронения на кладбище <адрес>
В судебное заседание истец Иванова Л.Л. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика – МКУ "Централизованная ритуальная служба" в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В силу части 1 статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно п. 5.1 Постановления администрации городского округа Щелково Московской области от 04.10.2023 N 3657 "Об утверждении Положения о погребении и похоронном деле в городском округе Щелково Московской области" к отдельным функциям уполномоченного органа, осуществляемым МКУ ГОЩ "Централизованная ритуальная служба", относятся:
1) выполнение исполнительно-распорядительных функций с целью реализации полномочий уполномоченного органа;
2) предоставление в уполномоченный орган отчетности в сфере погребения и похоронного дела;
3) формирование и ведения реестра общественных кладбищ, расположенных на территории городского округа Щелково, а также ведение учета всех захоронений, произведенных на подведомственной территории кладбищ;
4) проведение инвентаризации общественных кладбищ не реже одного раза в три года;
5) приведение общественных кладбищ, расположенных на подведомственной территории, в соответствии с требованиями Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев, расположенных на территории Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. N 1178/52;
6) выполнение работ по содержанию общественных кладбищ (в том числе уборка газонов, тротуаров, обочин, дорог, зоны захоронения от мусора, листвы, снега; косьба травы; обработка противогололедными материалами; организация вывоза мусора с территории общественных кладбищ, вырубка сухостойных и аварийных деревьев, уборка общественных туалетов, установленных на территории кладбищ);
7) утверждение схем движения и стоянок транспортных средств на территории общественных кладбищ;
8) обеспечение режима работы и функционирования общественных кладбищ;
9) организация предоставления муниципальной услуги по предоставлению мест для захоронения (подзахоронения), регистрации (перерегистрации) захоронений с выдачей удостоверения ответственного за захоронение, извлечению останков (праха) умершего для последующего перезахоронения, установке (замене) надмогильного сооружения (надгробия), ограждения мест захоронений в соответствии с утвержденным административным регламентом, включая:
а) предоставление мест для одиночного, родственного, семейного (родового), почетного, воинского захоронений, захоронений в стенах скорби, с выдачей удостоверения на соответствующее захоронение, выдача разрешения на подзахоронение с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Московской области;
б) регистрация (перерегистрация) захоронений, произведенных на территории общественных кладбищ, с внесением соответствующей записи в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и в соответствующее удостоверение о захоронении;
в) выдача разрешений на извлечение останков (праха) умершего для последующего перезахоронения с внесением соответствующей записи в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и в РГИС;
г) выдача разрешений на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия), ограждения места захоронения с последующей регистрацией надмогильного сооружения (надгробия) путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в РГИС с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Московской области;
10) участие в определении и установлении размера платы за место для создания семейного (родового) захоронения на подведомственной территории на основании методики расчета платы, установленной Правительством Московской области;
11) участие в определении и установлении размера платы за часть земельного участка, превышающего установленный органами местного самоуправления размер родственного, почетного, воинского захоронения на подведомственной территории на основании методики расчета платы, установленной Правительством Московской области;
12) осуществление контроля за проведением вырубки деревьев и кустарников на объектах похоронного назначения;
13) проведение осмотра мест захоронений с документальной фиксацией результатов в соответствии с внутренними распорядительными документами МКУ ГОЩ "Централизованная ритуальная служба";
14) выдача разрешений на извлечение урн с прахом из мест захоронений на объектах похоронного назначения, с целью последующего перезахоронения на ином месте;
15) подготовка и направление уведомлений о нарушениях, допущенных при установке надмогильных сооружений (надгробий), ограждений мест захоронения, а также несоблюдения срока выполнения работ по устранению допущенных нарушений;
16) инициирование в судебном порядке принудительного демонтажа надмогильного сооружения (надгробия), ограждения;
17) принятие и подписание решений о принудительном демонтаже деревянных ограждений, металлических ограждений (ковка) без фундамента по периметру ограждения, установленных в нарушение положений действующего законодательства;
18) организация процедур по принудительному демонтажу деревянных ограждений, металлических ограждений (ковка) без фундамента по периметру ограждения;
19) эксплуатация, реконструкция, ремонт существующих общественных кладбищ на территории городского округа Щелково;
20) определение конкретных сроков выполнения работ по произведению ремонта неисправностей и поломок на объектах похоронного назначения;
21) подготовка предложений по открытию, расширению, закрытию или переносу существующих общественных кладбищ, а также по созданию новых кладбищ;
22) подготовка предложений по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на подведомственной территории;
23) формирование базы данных об умерших, захороненных на общественных кладбищах, подведомственных МКУ ГОЩ "Централизованная ритуальная служба" и ведение реестра семейных (родовых) захоронений с использованием системы РГИС;
24) организация работ по извлечению останков (праха) умерших для последующего перезахоронения в случаях установления их личности с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;
25) организация перезахоронений останков погибших при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений и обеспечение обозначения и регистрации места таких захоронений;
26) подготовка предложений уполномоченному органу об определении зон захоронений на общественных кладбищах, расположенных на подведомственной территории;
27) подготовка предложений уполномоченному органу по установлению размера места для одиночного, родственного захоронения почетного и воинского захоронения;
28) ведение приема посетителей по вопросам в сфере погребения и похоронного дела;
29) участие в подготовке расчетов стоимости транспортировки умерших в морг, включая погрузо-разгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия для производства судебно-медицинской экспертизы, оказываемой за счет дополнительного финансирования из бюджета городского округа Щелково Московской области;
30) выполнение функций муниципального заказчика - Администрации городского округа Щелково в сфере погребения и похоронного дела, в том числе по транспортировке умерших в морг, включая погрузо-разгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия для производства судебно-медицинской экспертизы с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Московской области, включая:
а) подготовку документации по размещению муниципальных контрактов (договоров) в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
б) заключение муниципальных контрактов (договоров) в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
31) осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями условий муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ и оказание услуг в сфере погребения и похоронного дела;
32) координация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере погребения и похоронного дела в городском округа Щелково, в пределах предоставленных МКУ ГОЩ "Централизованная ритуальная служба" полномочий, с целью недопущения нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, муниципальных правовых актов городского округа Щелково по вопросам погребения и похоронного дела;
33) участие в пределах предоставленных полномочий в разработке и реализации областных и муниципальных программ в сфере погребения и похоронного дела, осуществление контроля над их исполнением подрядными организациями;
34) участие в пределах предоставленных полномочий в определении мест для торговли на территории общественного кладбища и на территориях, прилегающих к общественным кладбищам;
35) взаимодействие с структурными подразделениями Администрации городского округа Щелково Московской области по вопросам финансовой, бюджетной, инвестиционной, ценовой, тарифной политики и градостроительной деятельности в сфере погребения и похоронного дела;
36) информирование органов внутренних дел о незаконных захоронениях (подзахоронениях) на кладбищах.
Из материалов гражданского дела следует и судом установлено, что Иванова Л.Л., получив удостоверение о захоронении №, не обнаружила в списке захороненных – ФИО1 (отчим истца), умершего ДД.ММ.ГГГГ, который был захоронен на кладбище в д.<адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году.
В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 (мать истца), была захоронена к своему мужу – ФИО1 с разрешения «Централизованной ритуальной службы» ГО Щёлково, на основании Закона Московской области № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области».
В настоящее время истец желает установить памятник ФИО1 и ФИО2 один на двоих, который уже изготовлен по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на заявку о разрешении установки памятника в МФЦ городского округа Фрязино Московской области по поступил отказ от МКУ городского округа Щёлково «Централизованная ритуальная служба», поскольку в настоящее время нет сведений о захоронении ФИО1. В ответ на аналогичный запрос в Администрацию городского округа Щёлково Московской области получен отказ.
При захоронении ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ года, памятник ФИО1 был демонтирован. Данные о захоронениях у ответчика основываются на фотографиях мест захоронения, архив 1979 года отсутствует.
Согласно статье 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, совокупности указанных обстоятельств, суд полагает доказанным факт захоронения ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ на кладбище по адресу: <адрес> факт отсутствия сведений о месте захоронения указанного лица в архивных документах, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, не может являться доказательством обратного, в этой связи суд полагает исковые требования Ивановой Л.Л. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой ФИО7 – удовлетворить.
Обязать МКУ "Централизованная ритуальная служба" выдать Ивановой ФИО8 разрешение на установку общего памятника ФИО1 и ФИО2 на месте их захоронения в соответствии с удостоверением о захоронении № на кладбище по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий :
Судья И.Ю. Кулагина