Дело <НОМЕР>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. <АДРЕС> Республики <АДРЕС> Мелихова Н.А.
при секретаре <ФИО1>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. <АДРЕС> <ДАТА1> дело по иску <ФИО2> к Министерству финансов Республики <АДРЕС>, ГИБДД ОВД по Усть - <АДРЕС> району о возмещении материального ущерба, судебных расходов,
установил:
Истец обратилась к мировому судье с иском к Министерству финансов Республики <АДРЕС>, ГИБДД ОВД по Усть - <АДРЕС> району о возмещении материального ущерба в размере 20 700 руб., судебных расходов в размере 821 руб., в обоснование исковых требований указала, что <ДАТА2> инспектором ДПС ГИБДД ОВД по Усть - <АДРЕС> району <ФИО3>, в отношении истца составлен протокол 11 АА <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 ч.1 КРФ об АП, привлечение к административной ответственности истец считала незаконным с самого начала, о чем сообщила инспектору Балину А.В., однако, тот, продолжая произвол, составил протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КРФ об АП. Постановлением мирового судьи Айкинского судебного участка Усть - <АДРЕС> района РК истец была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.26 ч. 1 КРФ об АП. Решением Федерального судьи Усть - <АДРЕС> районного суда <ФИО4> от <ДАТА3> постановление мирового судьи Айкинского судебного участка Усть — <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> от <ДАТА4> было отменено. Незаконными действиями инспектора ГИБДД истцу был причинен материальный вред, истец была вынуждена обратиться за консультационной помощью и воспользоваться юридическими услугами, стоимость услуг защитника составила 20 000 рублей по договору от <ДАТА>., также было уплачено 700 руб. за оформление нотариусом доверенности. Итого причиненный материальный ущерб составляет 20 700 рублей. Данный вред истец просит взыскать с ответчиков.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представила заявление об уточнении исковых требований, указала, что надлежащим ответчиком будет Министерство финансов Республики <АДРЕС>.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики <АДРЕС> с иском не согласился, представил письменные возражения.
Представитель ответчика ГИБДД ОВД по Усть - <АДРЕС> району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Привлеченный в качестве третьего лица сотрудник ГИБДД ОВД по Усть-Вымскому р-ону <ФИО3> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Мировой судья определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, а также дела <НОМЕР> об административном правонарушении в отношении истца, мировой судья приходит к следующему.
По делу установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА6>, составленному должностным лицом ГИБДД ОВД по Усть-Вымскому р-ону <ФИО3>, <ДАТА7> в 1 час. 15 мин., водитель <ФИО2> в нарушение п. 2.3.2 ПДД РФ управляя автомашиной марки ВАЗ 11183 г.р.з. Н936 РА 11 у <АДРЕС> не выполнила законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.26 ч.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что сотрудник ГИБДД по Усть-Вымскому р-ону <ФИО3> был составлен протокол об административном правонарушении в отношении истца по ст. 12.26 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Айкинского судебного участка от <ДАТА8> <ФИО2> привлечена к административной ответственности по ст. 12.26 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за не выполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
<ФИО2> обратилась в суд с жалобой об отмене указанного постановления, считая его законным и необоснованным.
При рассмотрении жалобы <ФИО2> судья <АДРЕС> районного суда рассматривая жалобу истца пришел к выводу о том, что административный материал в отношении <ФИО2> поступил в Айкинский судебный участок <АДРЕС> района <ДАТА4>. <ДАТА4> мировой судья Айкинского судебного участка <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие <ФИО2>, признав её виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначив ей административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
Согласно записей на протоколе об административном правонарушении 11АА 365746 от <ДАТА10>, протоколе об отстранении от управления транспортным средством 11 О А 027328 от <ДАТА10>, протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения 11 РР 006106 от <ДАТА10>, расписке о явке на судебное заседание к мировому судье, <ФИО2> отказалась от подписи на составленных сотрудниками ГИБДД документах. Имеющаяся в материалах дела судебная повестка, не содержит сведений о том, что судебная повестка передана органам почтовой связи либо иным способом была доставлена адресату, отказ <ФИО2> от участия в составлении протокола об административном правонарушении и отказ от получения судебной повестки не может быть признан судом доказательством надлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Иных данных о том, что на момент рассмотрения дела <ДАТА4> мировой судья Айкинского судебного участка располагал сведениями о надлежащем извещении <ФИО2> о времени и месте его рассмотрения, материалы дела не содержат.
Судья пришёл к выводу о том, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело было рассмотрено мировым судьей в отсутствие <ФИО2> и без надлежащего ее извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы <ФИО2> срок давности привлечения её к административной ответственности, истек, решением от <ДАТА11> постановление мирового судьи Айкинского судебного участка <АДРЕС> района РК от <ДАТА4> в отношении <ФИО2> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что истцом в качестве защитника был привлечен <ФИО6> и <ФИО7> на основании договора оказания консультационных и юридических услуг от <ДАТА12> Указанными лицами в рамках данного дела об административном правонарушении истцу были оказаны юридические услуги - консультации, подготовка процессуальных документов, анализ материалов дела, участие в судебных заседаниях. Согласно п. 4.1. договора оказания консультационных и юридических услуг составила 20 000 рублей.
Квитанциями <НОМЕР> от <ДАТА13>, <НОМЕР> от <ДАТА14> сумма по договору в размере 20 000 рублей была истцом перечислена на счет <ФИО8>
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Вывод о виновности истца в совершении административного правонарушения был установлен должностным лицом ГИБДД на основании материалов административного дела: протокола об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, объяснениями- шт.
По указанным материалам должностное лицо ГИБДД (инспектор <ФИО3>) установило событие и состав административного правонарушения и составило протокол об административной ответственности по ст. 12.26 ч.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол фиксирует событие и состав административного правонарушения.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <ДАТА15> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» также разъяснено, что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
В силу положений ст.1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч.2 указанной статьи, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <ДАТА16> <НОМЕР> "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от <ДАТА17>), требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч.2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
К истцу меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания (ч.2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не применялись.
В силу ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законом РФ от 18. 04. 1991г. <НОМЕР> «О милиции» (с изменениями и дополнениями) установлено, что милиция в Российской Федерации есть система органов исполнительной власти, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Статьёй 35 настоящего Закона предусмотрено, что финансирование милиции осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно ст. 8 Закона РФ «О милиции» криминальная милиция финансируется за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 9 Закона «О милиции» состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации её подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счёт средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
Анализ приведённых выше правовых норм позволяет сделать вывод, что вред возмещается за счёт той казны, которая является основным источником финансирования должностного лица, совершившего незаконные действия.
Согласно справке ГИБДД ОВД по Усть-Вымскому р-ону должность сотрудника <ФИО3> финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики <АДРЕС>.
Согласно подпунктам 17 и 56 пункта 5 Положения «О Министерстве финансов Республики <АДРЕС>, утвержденного Постановлением Правительства Республики <АДРЕС> от <ДАТА18> <НОМЕР>, Министерство финансов Республики <АДРЕС> организует в установленном порядке исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики <АДРЕС>; представляет в установленном порядке интересы Республики <АДРЕС> по вопросам, связанным с исполнением республиканского, бюджета Республики <АДРЕС>, в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти Республики <АДРЕС>, органах местного самоуправления, судебных органов.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из анализа положений ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ для применения ответственности за вред, причиненный сотрудником ГИБДД, необходимо доказать наличие вины причинителя вреда, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть только в форме умысла и неосторожности.
Кроме того, обязательным условием наступления ответственности является наличие признаков состава правонарушения, а именно: наступление вреда; вина причинителя вреда; причинно-следственная связь между наступившим вредом и противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность возмещения вреда.
При вынесении решения судьей <АДРЕС> районного суда <ДАТА19> были применены положения ст. 24.5. ч.1 подп.6 КоАП РФ.
Прекращение производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности не является само по себе достаточным основаниям признания действий (бездействия) должностных лиц незаконными (противоправными), если должностное лицо или орган публичной власти в своих действиях не выходили за рамки установленные законом.
Истец не представил доказательств, устанавливающих вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) инспектора ГИБДД ОВД по Усть-Вымскому р-ону <ФИО3> и возникшим материальным вредом.
Из содержания искового заявления не следует, что в отношении истца имели место незаконные действия государственных органов и их должностных лиц.
Факт прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения не является безусловным основанием к возмещению лицу, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, убытков, причиненных оплатой услуг адвоката, как вреда, причинённого вследствие незаконного привлечения к административной ответственности.
Поскольку вина в действиях сотрудника ГИБДД не установлена, а производство по делу об административном правонарушении было прекращено не по реабилитирующим основаниям, а за истечением срока привлечения к административной ответственности, следовательно доказательства наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) сотрудника ГИБДД ОВД по Усть-Вымскому р-ону, которые могли бы повлечь причинение убытков /материального ущерба/ истцу, истцом не представлены в материалы дела и материалами дела не подтверждаются.
Принимая во внимание изложенное, мировой судья приходит к выводу о том, что требования истца к Министерству финансов Республики <АДРЕС>, ГИБДД ОВД по Усть - <АДРЕС> району о возмещении материального ущерба не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении требования о взыскании материального ущерба отказано, не подлежит удовлетворению факультативные требования о взыскании с ответчика возврата государственной пошлины в размере 821 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований <ФИО2> к Министерству финансов Республики <АДРЕС>, ГИБДД ОВД по Усть - <АДРЕС> району о возмещении материального ущерба, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд в течение 10 дней через мирового судью со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено <ДАТА20>
Мировой судья <ФИО10>