Дело № 2-305/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 5.02.2020 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кандалиной А.Н., при секретаре Токаревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой А.Ф. к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области о включении имущества в наследственную массу и о признании права собственности на землю
УСТАНОВИЛ:
Киселева А.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области о включении в наследственную массу после смерти Андрияновой А.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, площадью 651 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> и признании за ней право собственности на вышеуказанный земельный участок.
В обоснование иска указала, что она является наследником по завещанию на имущество, оставшееся после смерти тети Андрияновой А.Г..
Наследственное имущество состоит из земельного участка, площадью 651 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>
Вышеуказанный земельный участок выделялся Андрияновой А.Г. на основании Распоряжения Большепикинской поселковой администрации Борского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Андриянова А.Г. умерла. Наследником после ее смерти является истец Киселева А.Ф.
Киселева А.Ф. после смерти тети Андрияновой А.Г. обратилась в нотариальную контору с заявлениями о выдаче Свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, но в свидетельстве на право собственности была допущена ошибка в фамилии и вместо Андриянова указано Андрианова.
При таких обстоятельствах, выдать свидетельство о праве на наследство по закону нотариус не имеет возможности, а истец не имеет возможности вступить в права наследования, в связи с чем она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
При проведении межевания земельного участка выяснилась, что общая площадь земельного участка составляет не 661 кв.м.. а 651 кв.м.
Истец Киселева А.Ф. в зал судебного заседания не явилась. о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Борфилева Е.А. в ходе судебного поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Ответчика Администрация городского округа города Бор Нижегородской области Синева М.В. не возражает против удовлетворения иска.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантировано.
Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Как установлено в судебном заседании, на основании Распоряжения Большепикинской поселковой администрации Борского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Андрияновой А.Г. выделялся в собственность земельный участок в садоводческом товариществе «Елочка», участок № (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Андриянова А.Г. умерла, что подтверждено свидетельством о смерти (л.д.8).
Правоспособность граждан прекращается со смертью (п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Наследником после смерти Андрияновой А.Г. по завещанию является истец Киселева А.Ф., что подтверждается сообщением нотариуса Рябчиковой С.И.
Вступить в права наследования и оформить право собственности на указанное имущество истец Киселева А.Ф. не имеет возможности в связи с тем, что неверно указана фамилия наследодателя.
При таких обстоятельствах, выдать свидетельство о праве на наследство по закону нотариус не имеет возможности.
Положения ст. 1153 ГК РФ устанавливают, что признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.Таким образом, суд приходит к выводу, что после смерти Андрияновой А.Г. истец Киселева А.Ф. приняв нотариально по завещанию квартиру, принадлежащую Андрияновой А.Г., фактическим путем вступила в права наследования на земельный участок, поскольку после смерти Андрияновой А.Г. и по настоящее время продолжает пользоваться недвижимым имуществом, несет бремя расходов по его содержанию.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В п. 2 ст. 8 ГК РФ указано, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Именно иной момент возникновения права собственности на недвижимое имущество предусмотрен законом (ч. 3 ГК РФ), регулирующим отношения по наследованию.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, из содержания указанной статьи следует, что наследник, принявший наследство в виде недвижимого имущества, переход права собственности на которое не был зарегистрирован наследодателем в установленном порядке, становится собственником такого имущества.
Данный вывод подтверждается следующим. В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. При этом в абз. 1 ст. 1112 ГК РФ указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании приведенных статей можно сделать заключение, что, если наследодатель при жизни обязан был зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке, но не исполнил данную обязанность, оно переходит в результате универсального правопреемства к его наследникам.
Согласно межевого плана на земельный участок общая площадь составляет 651 кв.м., а не 661 кв.м.
Данные границы земельного участка согласованы, претензий не имеется.
На протяжении всего времени истец пользуется и владеет земельным участком, каких-либо претензий по границам земельного участка со стороны соседей не имеется.
В данном случае несоответствие размеров площади земельного участка произошло по причине отсутствия фактических обмеров при предоставлении Андрияновой А.Г. участка в собственность.
Таким образом, суд, руководствуясь ст. 218 и ч. 4 ст. 1152 ГК РФ приходит к выводу, что после смерти Андрияновой А.Г. – Киселева А.Ф. является наследником к имуществу умершего, земельный участок подлежит включению в наследственное имущество, а истец имеет право на признание права собственности на наследственное имущество, а именно на земельный участок общей площадью 651 кв.м. расположенный по адресу <адрес>.
Поэтому суд считает, что при данных обстоятельствах Киселева А.Ф. вправе просить суд о включении в наследственную массу земельного участка, принадлежавшего на праве собственности Андрияновой А.Г., поскольку иным способом оформить свои наследственные права на земельный участок она не имеет возможности.
Поскольку земельный участок включен в наследственную массу после смерти Андрияновой А.Г., а в соответствии с положениями ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом, суд приходит к выводу, что требование Киселевой А.Ф. о признании права собственности также обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Киселевой А.Ф. удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти Андрияновой А.Г. земельный участок, площадью 651 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>
Признать за Киселевой А.Ф. право собственности на земельный участок, общей площадью 651 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца, начиная с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья А.Н. Кандалина