Дело № 2-782/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шаран, РБ 12 мая 2021 года
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алехиной О.Н.,
с участием представителя ответчика Каррамовой Л.Р. – адвоката Жановой З.М., представившей удостоверение № и ордер № от 1 марта 2021 года,
представителя ответчика ФИО7 – адвоката Жанова Ш.Р., представившего удостоверение № и ордер № от 1 марта 2021 года,
при секретаре Румянцевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фахретдиновой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Каррамовой Л.Р., ФИО7 о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Фахретдинова О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, обратилась в суд с иском к Каррамовой Л.Р., ФИО7 о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, мотивируя свои требования тем, что им, а также Фахретдинову И.М. принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/5) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. В указанном доме зарегистрированы Каррамова Л.Р., а также несовершеннолетняя ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые в жилом помещении не проживают, коммунальные платежи не оплачивают, что нарушает их права, как собственников жилого помещения. В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ, а именно ст. 17 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилое помещение предназначено для проживания граждан. На основании ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Бабушкина С.Р. и Каррамова Л.Р. членами семьи собственников жилого помещения не являются. В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи бывшего собственника.
Фахретдинова О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2 ФИО3, ФИО4, просит прекратить право пользования ФИО7 и Каррамовой Л.Р. жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №, и снять их с регистрационного учета.
Истец Фахретдинова О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2., ФИО3, ФИО4, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик Каррамова Л.Р. в судебное заседание не явилась. Судебная повестка, направленная по месту регистрации ответчика, возвращена в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что суд признает надлежащим извещением, так как в соответствии с положениями п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации, по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). В свою очередь п. 67 этого же Пленума закрепил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Ответчик ФИО7 в лице ее законного представителя Бабушкиной Ф.М. в судебное заседание не явилась. Судебная повестка, направленная по месту регистрации ответчика, возвращена в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что суд признает надлежащим извещением, так как в соответствии с положениями п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации, по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). В свою очередь п. 67 этого же Пленума закрепил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Представитель ответчика Каррамовой Л.Р. – адвокат Жанова З.М., назначенный в порядке ст. 51 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика ФИО7 – адвокат Жанов Ш.Р., назначенный в порядке ст. 51 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Третье лицо Фахретдинов И.М. в судебном заседании не явился представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в удовлетворении исковыех требований не возражает.
Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в ранее представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица ОВМ ОМВД России по Шаранскому району, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Корнев О.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Однако, согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, о чем следует из ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу п.п. 1,2 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащим ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. Переход прав собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 28 октября 2013 года, заключенного между Корневым О.В., с одной стороны, и Фахретдиновым И.М., Фахретдиновой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО2, ФИО4, с другой стороны, последние приобрели в общую долевую собственность, по 1/5 доле каждому, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Пунктом 4 договора купли-продажи предусмотрено, что в указанном жилом доме зарегистрированы Бабушкина Ф.М., ФИО12, ФИО13, ФИО7 и Каррамова Л.Р., с содержанием ст. 31 ЖК РФ стороны ознакомлены.
01 ноября 2013 года на основании указанного договора купли-продажи Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан произведена государственная регистрация перехода права собственности на спорный жилой дом к Фахретдинову И.М., Фахретдиновой О.А., ФИО2, ФИО2, ФИО4, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведены соответствующие записи (л.д. 14-18).
Согласно справке администрации сельского поселения Чалмалинский сельсовет муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан № от 04 августа 2017 года, в принадлежащем на праве общей долевой собственности Фахретдинову И.М., Фахретдиновой О.А., ФИО2, ФИО2, ФИО4 жилом доме до настоящего времени зарегистрированы ответчики ФИО7 и Каррамова Л.Р., однако фактически в жилом доме не проживают (л.д. 13).
Аналогичные сведения представлены ОВМ ОМВД России по Шаранскому району в адресных справках на ответчиков ФИО7 и Каррамову Л.Р.
Согласно положениям ст. 292 п. 2, ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 30 ч. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В силу ст. 235 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (часть 1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).
Из договора купли-продажи от 28 октября 2013 года следует, что Корнев О.В. продал жилое помещение Фахретдинову И.М., Фахретдиновой О.А., ФИО2, ФИО2, ФИО4 без каких-либо обременений правами третьих лиц. Следовательно, в силу прямого указания выше приведенных норм права Фахретдинова О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО2, ФИО4, как долевые собственники жилого помещения, вправе требовать устранения препятствий в пользовании им.
При этом ФИО7 и Каррамова Л.Р. членами семьи Фахретдиновой О.А. не являются, соглашения о пользовании жилым помещением между сторонами не заключалось.
В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что у ФИО7 и Каррамовой Л.Р. отсутствуют основания для сохранения права пользования спорным жилым помещением при смене собственника жилого помещения, в силу чего, они подлежат признанию прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, судебный акт о прекращении права пользования жилым помещением и выселении является основанием для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.
В силу изложенного, поскольку ответчики ФИО7 и Каррамова Л.Р. подлежат признанию прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, они подлежат снятию с регистрационного учета по указанному адресу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фахретдиновой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Каррамовой Л.Р., ФИО7 о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета – удовлетворить.
Прекратить право пользования Каррамовой Л.Р. и ФИО7 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий