Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
3 октября 2023 года п.Балаганск
Балаганский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Кравцовой О.А., при секретаре Ивановой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-177/2023 (УИД
38RS0002-01-2023-000214-65) по иску администрации Биритского муниципального образования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании имущества выморочным, признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
администрация Биритского муниципального образования обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании имущества выморочным, признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование заявленного иска указано, что земельные участки, расположенные по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> принадлежали на праве собственности <данные изъяты>, умершему <данные изъяты>. После её смерти в наследственные права никто не вступил, наследственные дела не открывались.
В силу п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Как наследники выморочного имущества публично-правовые образования наделяются ГК РФ особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону, поскольку для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется (абзац второй пункта 1 статья 1152), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (статья 1154), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (пункты 1 и 3 статьи 1155).
В силу того, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152), выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершении им действий, направленных на учет такого имущества и оформлении своего права.
Согласно свидетельству <данные изъяты> на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей земельные участки, расположенные по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> принадлежали на праве собственности <данные изъяты>.
<данные изъяты> умер <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты>, выданном <данные изъяты>.
В реестре наследственных дел наследственное дело не найдено.
В связи с этим, истец администрация Биритского муниципального образования просит суд признать имущество <данные изъяты>, умершего <данные изъяты>, в виде земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>. выморочным имуществом, признать право собственности за Биритским муниципальным образованием.
Представитель истца глава администрации Биритского муниципального образования, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Азова К.Ю., действующая по доверенности <данные изъяты>, будучи надлежащим образом, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Определением Балаганского районного суда от <данные изъяты> привлечен в качестве соответчика Рубцов С.А.
Соответчик Рубцов С.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ и принимая во внимание, что участие сторон в судебном заседании в соответствии с ГПК РФ является их правом, а не обязанностью, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, по представленным суду доказательствам.
Учитывая мнение истца, представителя ответчика, соответчика, исследовав представленные письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, определив закон, подлежащий применению при разрешении данного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 1162 ГК РФ выдача Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику, то есть по заявлению наследника.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно РФ (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории РФ жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского Кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей <данные изъяты> принадлежали на праве собственности земельные участки по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., права, на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Спорные земельные участки расположены на территории Биритского муниципального образования.
<данные изъяты> умер <данные изъяты>, что подтверждается записью акта о смерти <данные изъяты>
После смерти <данные изъяты> заводилось наследственное дело <данные изъяты>, однако, наследник сын умершего <данные изъяты> – Рубцов С.А. в права наследования на земельные участки по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> не вступил, с <данные изъяты> земельные участки по назначению не используются.
Таким образом, после смерти <данные изъяты> осталось наследственное имущество в виде земельных участков по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>. Наследник <данные изъяты> – Рубцов С.А. не претендует на наследство в виде земельных участков, о чем представлено суду соответствующее заявление.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что земельные участки по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> <данные изъяты>. являются выморочным имуществом, в связи, с чем имеются законные основания для признания права собственности на данное недвижимое имущество за Биритским муниципальным образованием.
По указанным основаниям, суд приходит к выводу, что требования муниципального образования законны и обоснованы, вследствие чего они подлежат удовлетворению.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Биритского муниципального образования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании имущества выморочным, признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Признать недвижимое имущество - земельные участки по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., выморочным имуществом.
Признать за Биритским муниципальным образованием право собственности на земельные участки по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Балаганский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Кравцова