7п-89
Р Е Ш Е Н И Е
1 марта 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Жилремсервис» Морозовой О.В. на постановление судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 8 февраля 2022 года,
установил:
постановлением судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 8 февраля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Жилремсервис» (далее – ООО «Жилремсервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Директор ООО «Жилремсервис» Морозова О.В. в жалобе просит вышеуказанное постановление отменить, считая его незаконным.
ООО «Жилремсервис» о месте и времени рассмотрения жалобы извещено заказной корреспонденцией 21 февраля 2022 года, в суд законного представителя или защитника не направило.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункты «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В целях реализации приведенных положений закона в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» с 18 марта 2020 года на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Пунктом 35 данного Указа Губернатора Архангельской области предписано управляющим компаниям, иным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами на территории Архангельской области, а также собственникам помещений в многоквартирном доме на территории Архангельской области, осуществляющим непосредственное управление таким многоквартирным домом обеспечить размещение на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2021 года в ходе проведенного рейда главными специалистами отдела муниципального контроля Правового управления администрации Няндомского муниципального района Архангельской области установлено, что в нарушение пункта 35 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года 28-у в подъезде № 6 многоквартирного жилого дома № ***** не обеспечено размещение на досках объявлений, расположенных в подъездах указанных домов, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом осмотра с приложением фототаблиц, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
ООО «Жилремсервис» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома № *****, поэтому именно на названном юридическом лице лежит обязанность по обеспечению размещения на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах.
Вместе с тем такая обязанность ООО «Жилремсервис» не исполнена. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Жилремсервис», имея возможность для соблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения.
Таким образом, юридическое лицо обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен не лицом, непосредственно обнаружившим такое правонарушение, не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 39 Указа Губернатора Архангельской области № 28-у от 17 марта 2020 года главам муниципальных образований предписано осуществлять координацию и мониторинг соблюдения требований и рекомендаций, предусмотренных настоящим указом, организациями, индивидуальными предпринимателями на территории муниципального образования.
Пунктом 35.1 Указа Губернатора Архангельской области № 28-у от 17 марта 2020 года на органы муниципального жилищного контроля администраций муниципальных образований Архангельской области возложена обязанность обеспечить контроль за исполнением требований, предусмотренных пунктом 35 настоящего указа.
20 декабря 2021 года в рамках контроля за соблюдением требований, предусмотренных пунктом 35 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, должностными лицами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области проведен рейд.
Результаты рейда оформлены соответствующим актом. Изложенные в акте сведения подтверждаются фотографиями, произведенными при осмотре.
Оснований для признания акта недопустимым оказательством не имеется.
Данный акт отнесен статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Зафиксированные в акте рейдовых мероприятий результаты основаны на установленных в ходе данного мероприятия фактических данных.
Рейдовый осмотр проведен на основании распоряжения главы Нядомского района № 349-ра от 1 ноября 2021 года, который руководствовался Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, а также пунктами 8 статьи 5 и статьи 32 Устава Няндомского района.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено при непосредственном обнаружении должностным лицом административного органа, полномочным составлять протоколы по делу об административном правонарушении.
При этом правонарушение выявлено посредством ознакомления с актом рейдовых мероприятий от 20 декабря 2021 года с приложенными к нему фотографиями.
КоАП РФ не содержит ограничений по установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, определенными доказательствами.
Уполномоченными должностными лицами проводилось обследование мест общего пользования многоквартирного жилого дома № ***** на предмет исполнения Указа Губернатора Архангельской области № 28-у от 17 марта 2020 года, а не государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль, предусмотренный Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на который имеется ссылка в жалобе, поэтому присутствие контролируемого лица или его представителя, а также применение видеозаписи обязательным не являлось.
Рейдовый осмотр помещений общего пользования многоквартирного дома, по результатам которого выявлено противоправное деяние, не относится к проверкам, порядок проведения которых регулируется указанным законом. Рейдовый осмотр является самостоятельным мероприятием, при производстве которого не требуется взаимодействие контролирующего органа с юридическим лицом, в отношении которого проверяется соблюдение обязательных требований законодательства. Положения названного закона в рассматриваемом случае неприменимы.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности от 22 ноября 2021 года № 1-АД21-5-К3, от 22 ноября 2021 года № 1-АД21-5-К3.
Доводы жалобы о том, что отсутствие актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах на досках объявлений, расположенных в подъездах указанных домов, не образует состав вмененного правонарушения, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм.
Согласно разъяснениям Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года) в ответе на вопрос 17, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» с 18 марта 2020 года на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В силу прямого указания пункта 35 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у управляющим компаниям, иным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами на территории Архангельской области, а также собственникам помещений в многоквартирном доме на территории Архангельской области, осуществляющим непосредственное управление таким многоквартирным домом предписано обеспечить размещение на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах.
Данный указ принят в целях защиты населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у является действующим, а, следовательно, подлежит применению. Более того, текст приведенного нормативного акта опубликован в установленном порядке и ООО «Жилремсервис» обязано его знать и соблюдать.
Ссылаясь в жалобе на Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417, ООО «Жилремсервис» не учитывает, что оно привлечено к ответственности не за нарушение данных Правил.
Более того, ООО «Жилремсервис» вменено нарушение пункта 35 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у в части неразмещения на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах, а не непроведение мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных жилых домах и на прилегающих территориях с применением дезинфицирующих средств, поэтому ссылка в жалобе на Рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах, утвержденные письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 апреля 2020 года № 02/5925-2020-24, правового значения не имеет.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, рейд проведен должностными лицами в дневное время, тогда как мероприятия по дезинфекции должны проводиться в ночное время, также не может быть принят во внимание.
Таким образом, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о совершении ООО «Жилремсервис» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Оспариваемое постановление вынесено судьей в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде предупреждения назначено ООО «Жилремсервис» в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ для юридических лиц, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Жилремсервис» Морозовой О.В. – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов