УИД: 16RS0017-01-2020-002082-85
дело №2-604/2020
учет № 127г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года г. Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
с участием прокурора Шамсутдиновой Х.Р.,
переводчика ФИО1,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ганиевой Р.Р. к Ганиевой М.Х. о признании утратившей право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Ганиева Р.Р. обратилась в суд с иском к Ганиевой М.Х. о признании утратившей право пользования жилым помещением.
В обоснование иска указано, что истцу и Ганиеву Д.М. принадлежат на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. По данному адресу зарегистрирована свекровь истца - Ганиева М.Х. Последние 15 лет ответчик проживает у своей дочери по адресу: <адрес>, сняться с регистрационного учета добровольно не желает, членом семьи истца не является. Совместное хозяйство не ведется, каких-либо договорных обязательств не имеется. Регистрация и проживание ответчика в жилом доме истца ограничивает Ганиевой Р.Р. право владения, пользования и распоряжения жилым помещением. По причине непредставления ответчиком сведений о доходах, сын истца (студент) не может претендовать на получение социальной стипендии, в связи с чем истец просит признать Ганиеву М.Х. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Ганиева Р.Р. исковые требования поддержала.
В судебном заседании ответчик Ганиева М.Х. иск не признала.
В судебном заседании третье лицо – Ганиев Д.М. полагал заявленные требования обоснованными.
В судебное заседание представитель третьего лица – отделения по вопросам миграции ОМВД России по Кукморскому району не явился, надлежаще извещен.
Суд, заслушав стороны, прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу положений статей 209, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно пункту 1 статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В силу статьи 31 ЖК РФк членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч.1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч.2).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию (ч.4).
По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда (ч.5).
Бывший член семьи собственника, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 настоящей статьи, имеет права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (ч.6).
По смыслу ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Ганиева М.Х. является свекровью истца - Ганиевой Р.Р. и матерью третьего лица – Ганиева Д.М..
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием кредитных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ Ганиева Р.Р. и Ганиев Д.М. являются сособственниками (по 1/2 доли каждый) жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Как усматривается из справки о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанному адресу проживают истец, ответчик, третье лицо и несовершеннолетний ребенок – ФИО2
Обращаясь в суд с иском о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением, Ганиева Р.Р. указывает, что Ганиева М.Х. не является членом их семьи, добровольно выехала из жилого дома по месту жительства своей дочери, имеет иное собственное жилье по адресу: <адрес>, коммунальные платежи не вносить, тем самым не несет бремя его содержания.
В судебном заседании ответчик Ганиева М.Х., не соглашаясь с требованиями истца, показала, что она в ДД.ММ.ГГГГ вынуждена была временно выехать из жилого дома, по адресу: <адрес>, в связи с неприязненными отношениями со своим сыном и снохой. В настоящее время она проживает у своей дочери по адресу: <адрес>. Жилой дом по данному адресу зарегистрирован на имя зятя, который не согласен зарегистрировать ее в своем доме. В связи с неприязненными отношениями со снохой она не считает прекратившими семейные отношения со своим сыном, поскольку он является лицом, обязанным уплачивать алименты на ее содержание. В данном доме она имеет личные вещи, вещи домашнего обихода. Полагает, что данное жилое помещение является ее постоянным местом жительства.Кроме того, при заключении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка по адресу:<адрес>, она денежные средства не получала и ей оговоренная сумма сделки не передавалась, в связи с чем обязательства договора не исполнены. Данные обстоятельства также подтверждены истцом в судебном заседании.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (Постановления от 21 апреля 2003 г. N 6-П, от 8 июня 2010 г. N 13-П и Определение от 3 ноября 2006 г. N 455-О).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, показания сторон, суд приходит к выводу о том, что семейные отношения ответчика с одним изсособственников (сыном ответчика) жилого дома не прекращены. Ответчик как член семьи сособственника не утратил право пользования жилым домом. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы истца о том, что у ответчика имеется иное пригодное для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>, не подтверждены надлежащими доказательствами и опровергаются показаниями ответчика.
Наличие личных неприязненных отношений между истцом и ответчиком само по себе не является основанием для признания ответчика утратившим право пользования спорнымжилым домом.
При этом суд учитывает, что признание ответчика утратившим право пользования спорным жилым помещением с прекращением его жилищных прав является существенным нарушением его правна совместное проживание сосвоим сыном в доме, являющимся для Ганиевой М.Х. единственным пригодным для проживания жилым помещением.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ганиевой Р.Р. к Ганиевой М.Х. о признании утратившей право пользования жилым помещением- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 24.11.2020
Председательствующий