Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2022 ~ М-40/2022 от 18.02.2022

УИД 35RS0-91

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 12 апреля 2022 года

Кичменгско-Городецкий районный суд <адрес> в составе судьи Дурягиной И.Д., при секретаре ФИО2,

с участием истца, прокурора района ФИО5,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района <адрес> об обязании произвести определенные действия,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района <адрес>, которым просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории <адрес> строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлено, что ответчиком длительное время не исполнены обязанности по созданию на территории района условий для осуществления деятельности по обращению с жидкими бытовыми отходами (далее ЖБО) в части их утилизации и обезвреживания ввиду отсутствия очистных сооружений необходимой мощности. По данной причине ЖБО размещаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по вывозу и утилизации ЖБО, в неустановленных местах, чем причиняется ущерб окружающей природной среде и создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В частности, указанные хозяйствующие субъекты ИП ФИО3, ООО «Комсервис» ДД.ММ.ГГГГ осуществили доставку ЖБО на несанкционированную свалку, находящуюся на землях в пределах кадастрового квартала 35:17:0408006, примерно в 250 м. на северо-восток от <адрес>. Причиной размещения ЖБО в неотведенном месте явилось то обстоятельство, что более возить их некуда, очистные сооружения в <адрес> у районной больницы не могут справиться с объемом поступающих отходов. По указанным фактам и.о. директора ООО «Комсервис» ФИО4, ИП ФИО3 привлечены к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ. Вывоз ЖБО должен осуществляться только на специализированные очистные сооружения, способные по техническим возможностям обеспечить эффективную очистку и обеззараживание, при этом администрация района вопреки действующему законодательству каких-либо мер по организации водоотведения от неканализированных домов и организаций не принимает.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор заявленные требования уточнил в части срока их исполнения, просил обязать ответчика обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, прокурор района ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. В обоснование доводов о нуждаемости района в очистных сооружениях, необходимости защиты конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду дополнительно пояснил, что на территории района 86 многоквартирных домов, большое количество объектов индивидуального жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, которые являются пользователями услуг по водоснабжению, а следовательно, и услуг по вывозу и утилизации ЖБО. Только один жилой дом, районная больница канализированы, бытовые отходы с данных объектов поступают в очистные сооружения у больницы, обслуживаемые МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество». Остальные объекты используют септики, вывоз ЖБО из которых осуществляется тремя хозяйствующими субъектами на рельеф местности, минуя очистные сооружения. Заявленный срок строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений обусловлен проведением работ по разработке проектно-сметной документации объекта, изысканию денежных средств, строительству объекта.

Представитель ответчика ФИО6, участвующий в деле на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что на территории <адрес> длительное время существует проблема с вывозом ЖБО, данные отходы сливаются бесконтрольно в неотведенных местах. Ответчик не оспаривает доводы иска о нуждаемости района в строительстве очистных сооружений, отнесении предмета иска к вопросам местного значения муниципального района. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ администрацией района как заказчиком был заключен муниципальный контракт с ООО «Трамонтана» на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Строительство локальных очистных сооружений в <адрес>», который был в одностороннем порядке расторгнут заказчиком в связи с тем, что подрядчик работы не исполнил. При этом представитель ответчика обращает внимание, что Кичменгско-Городецкий муниципальный район является высокодотационным, такой объект построить самостоятельно за счет местного бюджета ответчик не в состоянии. Вынесение решения об обязании администрации района построить очистные сооружения будет способствовать включению данного мероприятия для участия в областных, федеральных профильных программах. С учетом вышеизложенного разрешение иска по существу ответчик оставляет на усмотрение суда, просит срок исполнения требований установить до ноября 2026 года, с учетом использования летнего периода, как оптимального для проведения строительных работ.

Представитель третьего лица Департамента финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о его проведении надлежащим образом извещен (ДД.ММ.ГГГГ), направил письменный отзыв по иску, в котором указал, что вопросы, заявленные в качестве предмета иска являются расходными обязательствами муниципального района, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетные ассигнования на софинансирование вышеуказанных полномочий, в том числе мероприятий в рамках спорного дела, Кичменгско-Городецкому муниципальному району не предусмотрены. Предоставление субсидий местным бюджетам не является обязанностью органов государственной власти области, решение об их предоставлении принимается исходя из приоритетов вопросов социально-экономического развития области в целом и возможностей доходной базы. Кроме того, бюджетное законодательство допускает возможность предоставления бюджетных ассигнований из федерального бюджета в целях обеспечения решения вопросов местного значения.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, <адрес>х в судебное заседание не явился, о его проведении надлежащим образом извещен (ДД.ММ.ГГГГ), направил письменный отзыв по иску, в котором указал, что поддерживает исковые требования, заявленные прокурором, ссылается на необходимость строительства на территории района очистных сооружений, поскольку действиями по вывозу и размещению ЖБО в неустановленных местах нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в обоснование приводя правовые положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явился, о его проведении надлежащим образом извещен (ДД.ММ.ГГГГ), письменный отзыв по иску не направил.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 КонституцииРоссийской Федерации, статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, и на достоверную информацию о её состоянии.

В силу статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктами 9, 14 части 1 статьи 15, пунктом 4 части 1 статьи 14, части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренныечастью 1настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации; к указанным полномочиям часть 1 статьи относит: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 утверждены и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В соответствии с п.23, п.24 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федеральногозаконаот ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.

Согласно представленной администрацией района информации от ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> деятельность по обращению с жидкими бытовыми отходами (вывоз, утилизация, обезвреживание) осуществляют МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество», ООО «Комсервис», ООО «Жилищник», ИП ФИО3 Мощность очистных сооружений, обслуживаемых МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество», составляет 100 м/сут; сброс сточных вод после прохождения очистных сооружений осуществляется в р.Юг на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование; возможность приемки данными очистными сооружениями ЖБО от всех источников отсутствует.

Руководитель ООО «Комсервис», одного из хозяйствующих субъектов, обратился в прокуратуру области с заявлением о необходимости строительства на территории района современных очистных сооружений, указав, что станция биологической очистки канализационных стоков на базе районной больницы, расположенная в <адрес>, в год имеет возможность принять стоков 30,2 куб.м., в том числе от деятельности больницы-24,5 куб.м., в связи с увеличением потребности в данной коммунальной услуге существует острая проблема размещения жидких бытовых отходов.

В условиях отсутствия на территории района очистных сооружений требуемой производительности вывоз ЖБО производится регулярно в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, что в частности следует из административных материалов по факту привлечения должностных лиц хозяйствующих субъектов к административной ответственности за совершение административных правонарушений по ст.8.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившихся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при утилизации и обезвреживании отходов производства и потребления, вывезенных на несанкционированную свалку. Из объяснений должностных лиц, привлеченных к ответственности, следует, что вывоз и утилизация нечистот осуществляется организациями на бывший полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, около <адрес>, поскольку возить ЖБО более некуда, очистные сооружения у районной больницы не могут справиться с действительным объемом отходов.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами необходимость строительства на территории <адрес> очистных сооружений производительностью, позволяющей осуществлять эффективную очистку и обеззараживание жидких бытовых отходов в требуемом объеме. Орган местного самоуправления муниципального района-администрация района в силу возложенных на нее полномочий обязана обеспечить на территории <адрес> строительство и ввод в эксплуатацию данных очистных сооружений, производительность которых подлежит определению в результате разработки проектной документации. Таким образом, исковые требования прокурора района, действующего в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению, поскольку действиями по вывозу и размещению ЖБО в неустановленных местах, обусловленными отсутствием очистных сооружений достаточной мощности, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Вопросы финансирования строительства подлежат разрешению в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Определяя срок исполнения возложенных обязательств, суд, принимая во внимание объемы работ, целесообразность, эффективность и оптимальность использования весенне-летне-осеннего периода для строительных работ, считает разумным установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории <адрес> строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - И.Д.Дурягина


2-69/2022 ~ М-40/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор района
Ответчики
Администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района
Другие
Департамент финансов Вологодской области
Управление Роспотребнадзора в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах ВО
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области
Суд
Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области
Судья
Дурягина Ирина Дмитриевна
Дело на сайте суда
kich-gorod--vld.sudrf.ru
18.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2022Передача материалов судье
21.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее