Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1501/2023 ~ М-861/2023 от 13.04.2023

Дело

УИД RS0-56

Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 07.07.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2023 года                                    а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи                      Лебедевой И.А.,

при секретаре                                                   ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО2,

представителя ответчика администрации МО «Энемское городское поселение» по доверенности ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Энемское городское поселение» о возложении обязанности по принятию мер к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Энемское городское поселение» о возложении обязанности по принятию мер к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, в обоснование указав, что прокуратурой района в администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» проведена проверка исполнения федерального законодательства при использовании муниципального имущества, в ходе которой выявлены факты отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся на балансе муниципального образования.

Проведенной проверкой установлено, что на балансе администрации МО «Энемское городское поселение» состоит автомобильная дорога, ведущая к СНТ «70 лет Октября», СНТ «Красная звезда», СНТ «Строитель», СНТ «Берег Афипса», СНТ «Афипс», протяженностью 964 метра (кадастровый ).

В то же время, в нарушение требований действующего законодательства, оставшаяся часть указанной дороги протяженностью 300 метров, шириной 10 метров, на кадастровый учет не поставлена, право собственности на нее не зарегистрировано.

Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей по регистрации прав нарушает требования законодательства и может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия, поскольку длительное непринятие мер по обязательной государственной регистрации права на закрепленное имущество не позволяет уполномоченным муниципальным органам и учреждениям своевременно и эффективно контролировать его состояние и использование по назначению, что может в данном случае привести в нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения.

Истец просил обязать администрацию МО «Энемское городское поселение» путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «70 лет Октября», СНТ «Красная звезда», СНТ «Строитель», СНТ «Берег Афипса», СНТ «Афипс», протяженностью 300 метров, шириной 10 метров.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования уточнил и просил обязать администрацию МО «Энемское городское поселение» путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «70 лет Октября», СНТ «Красная звезда», СНТ «Строитель», СНТ «Берег Афипса», СНТ «Афипс», протяженностью 212 метров, шириной 10 метров.

Представитель ответчика администрации МО «Энемское городское поселение» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств.

В силу ч.ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и является доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу указанных норм, при отсутствии государственной регистрации соответствующего права, такое право не признается и не подтверждается государством.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В ходе судебного разбирательства установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения федерального законодательства при использовании муниципального имущества администрацией муниципального образования «Энемское городское поселение», в ходе которой выявлены факты отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся на балансе муниципального образования.

Так, проведенной проверкой установлено, что на балансе администрации МО «Энемское городское поселение» состоит автомобильная дорога, ведущая к СНТ «70 лет Октября», СНТ «Красная звезда», СНТ «Строитель», СНТ «Берег Афипса», СНТ «Афипс», протяженностью 964 метра (кадастровый ).

В то же время, в нарушение требований действующего законодательства, оставшаяся часть указанной дороги протяженностью 212 метров, шириной 10 метров, не кадастровый учет не поставлена, право собственности на нее не зарегистрировано.

Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, представленным в материалы дела письмом главы МО «Энемское городское поселение» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным заместителю прокурора <адрес>, из которого следует, что автомобильная дорога, ведущая к садоводческим товариществам «70 лет Октября», «Красная звезда», «Строитель», «Берег Афипса», состоит на кадастровом учете, с видом разрешенного использования – для размещения автомобильной дороги, общая площадь – 9 646 кв.м., длина – 964 метра, ширина – 10 метров. При этом на участок дороги длиной 300 метров и шириной 10 метров право муниципальной собственности не зарегистрировано и на кадастровом учете указанный отрезок автомобильной дороги не стоит. Указанное обстоятельство также было подтверждено в судебном заседании представителем ответчика, не возражавшим против удовлетворения иска.

В обоснование заявленных требований заместитель прокурора обоснованно указывает, что ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей по регистрации прав нарушает требования законодательства и может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия, поскольку длительное непринятие мер по обязательной государственной регистрации права на закрепленное имущество не позволяет уполномоченным муниципальным органам и учреждениям своевременно и эффективно контролировать его состояние и использование по назначению, что может в данном случае привести в нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения.

В силу ст. 216 ГК РФ право собственности, хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам.

В связи с этим такие виды прав на недвижимое имущество как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, необходимые доя обеспечения содержания дорог, возникают с момента их государственной регистрации.

Аналогичная позиция изложена в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя ответчика по делу, не возражавшего против удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований заместителя прокурора <адрес> о возложении на администрацию МО «Энемское городское поселение» обязанности по принятию мер к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «70 лет Октября», СНТ «Красная звезда», СНТ «Строитель», СНТ «Берег Афипса», СНТ «Афипс», протяженностью 212 метров, шириной 10 метров.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Энемское городское поселение» о возложении обязанности по принятию мер к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу - удовлетворить.

Возложить на администрацию МО «Энемское городское поселение» обязанность путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, ведущую к СНТ «70 лет Октября», СНТ «Красная звезда», СНТ «Строитель», СНТ «Берег Афипса», СНТ «Афипс», протяженностью 212 метров, шириной 10 метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                    И.А. Лебедева

2-1501/2023 ~ М-861/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея
Ответчики
Администрация МО "Энемское городское поселение"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Лебедева Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Подготовка дела (собеседование)
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
19.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее