Судья Кожевников Ю.А. УИД № 18RS0013-01-2019-002520-81
Дело № 7-304/2020 (12-21/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,
С участием защитника *** – Дудиной Е.Л., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике – Мальцевой Н.С. (доверенность от 17 января 2020 года № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), старшего помощника Удмуртского транспортного прокурора Лаптевой К.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ дело по жалобе руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Капсудина Е.В., протеста старшего помощника Удмуртского транспортного прокурора Лаптевой К.В., протеста заместителя Приволжского транспортного прокурора Неговоровой А.Е. на решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора АО «Ижавиа» - ***,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Капсудиным Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № генеральный директор Акционерного общества «Ижавиа» - *** (далее по тексту – генеральный директор АО «Ижавиа» - ***, ***) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. (л.д.11-17).
Не согласившись с данным постановлением, защитник *** – Дудина Е.Л. обратилась с жалобой в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики (л.д.1-10).
Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской <адрес> Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, производство по данному делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.115-119).
Не согласившись с данным решением судьи, с протестом в Верховный Суд Удмуртской Республики обратился старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Лаптева К.В., в котором просит решение от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики, поскольку материалы дела подтверждают состав совершенного административного (л.д.122-131).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Капсудин Е.В. просит признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и принятым, поскольку решение суда является необоснованным и не соответствующим фактически обстоятельствам административного дела и нормам действующего законодательства в сфере регулирования субъектов естественных монополий (л.д.174-178).
В протесте, поданном в Верховный Суд Удмуртской Республики, заместитель Приволжского транспортного прокурора Неговорова А.Е. просит решение судьи отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики, поскольку материалы дела подтверждают состав совершенного административного правонарушения (л.д.185-194).
В судебном заседании защитник *** – Дудина Е.Л. полагала решение судьи районного суда законным и обоснованным, просила решение судьи оставить без изменения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике – Мальцева Н.С. предоставила письменные пояснения по делу и указала, что решение районного суда является незаконным, просила решение судьи отменить.
Старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Лаптева К.В. доводы протестов поддержала в полном объеме, считала решение судьи районного суда подлежащим отмене.
Рассматривая жалобу должностного лица административного органа, протесты старшего помощника Удмуртского транспортного прокурора Лаптевой К.В., заместителя Приволжского транспортного прокурора Неговоровой А.Е. по существу, изучив доводы жалобы и протестов, материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения генерального директора АО «Ижавиа» - *** к административной ответственности явились следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Совет директоров АО «Ижавиа» предложил вынести на решение общего собрания акционеров вопрос о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» управляющей организации –ООО «Поможем», директором которого является ***, выразив при этом свое согласие на заключение данной сделки.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики приняло распоряжение №-р, которым согласовало передачу полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» по договору управляющей организации, обществу поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» с управляющей организацией по результатам осуществления закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета директоров АО «Ижавиа» по вопросу заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании - ООО «Поможем».
Совет директоров АО «Ижавиа» выразил согласие на заключение названного договора с ООО «Поможем», в заключении которого имелась заинтересованность ***, являющегося директором ООО «Поможем»; вопрос о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» управляющей организации ООО «Поможем» вынесен на решение общего собрания акционеров.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Ижавиа» в лице председателя Совета директоров Горбачева А.В., действующего на основании устава, протокола Совета директоров АО «Ижавиа» от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-р, и ООО «Поможем» (управляющая компания) в лице генерального директора *** заключили договор №-зо передаче полномочий единоличного исполнительного органа.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора АО «Ижавиа» передает управляющей компании, а последняя принимает на себя полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества, установленные действующим законодательством Российской Федерации, уставом общества, его внутренними документами, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров общества и совета директоров Общества.
Согласно пункту 1.2 данного договора управляющая компания в интересах общества и за вознаграждение осуществляет полномочия по оперативному руководству текущей деятельностью общества, обладает всей полнотой власти и несет ответственность за повседневную деятельность общества, полномочия управляющей компании включают в себя в том числе: действие от имени общества без доверенности, представление его интересов, совершение сделок от имени общества в пределах своей компетенции; распоряжение имуществом общества в пределах компетенции, установленной уставом общества и законодательством Российской Федерации; организация бухгалтерского учета и отчетности; утверждение договорных цен на продукцию и услуги.
Договор №-з от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу с момента подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
Размер ежемесячного вознаграждения управляющей компании на период с момента подписания договора по ДД.ММ.ГГГГ определен в сумме 3 300 000 руб., размер ежемесячного вознаграждения управляющей компании не зависит от объема оказанных услуг.
Приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ №-т АО «Ижавиа», осуществляющее деятельность в сфере услуг в аэропортах, отнесено к субъектам естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
По данным баланса АО «Ижавиа», утвержденного за 2017 год, балансовая стоимость основных средств АО «Ижавиа» по регулируемым видам деятельности составила 52 813 тыс. руб., было получено доходов на сумму 3 118 507 тыс. руб., из них по регулируемым видам деятельности 28 064 тыс. руб.
Таким образом, по договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа субъекта естественной монополии от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Ижавиа» передало ООО «Поможем» права владения и (или) пользования в отношении всего имущества субъекта естественной монополии (в том числе, основных средств, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в рамках Закона) балансовой стоимостью 52 813 тыс. руб., что превышает 10% стоимости собственного капитала.
Соотношение балансовой стоимости основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, к стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему к утвержденному балансу составит более 10%, а именно 14,27%.
Прибыль ООО «Поможем» за 2017 год составила 0 руб., убыток – 82 тыс. руб., выручка составила 320 тыс. руб.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ №-з размер ежемесячного вознаграждения управляющей компании определен в сумме 3 300 000 руб., соответственно, за год – 39 600 000 руб., что превышает 1% общего объема дохода ООО «Поможем».
Факт получения ООО «Поможем» дохода от регулируемых видов деятельности, осуществляемых АО «Ижавиа» в размере более 1% от общего дохода Общества доказывают сведения, представленные АО «Ижавиа» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Так, из представленных сведений АО «Ижавиа» установлено, что при доходе ООО «Поможем», планируемом к получению от АО «Ижавиа» в размере 3 300 000 руб. (ежемесячное вознаграждение), доход ООО «Поможем» от регулируемых видов деятельности, осуществляемых АО «Ижавиа» составит 29,7 тыс. руб.
Учитывая, что сделка заключена между АО «Ижавиа» и ООО «Поможем» в декабре 2018 года, за основу расчета может быть взят только доход Общества за прошлый период в данном случае за 2017 год, согласно которому выручка ООО «Поможем» составила 320 тыс. руб., следовательно, учитывая, что доход ООО «Поможем» от регулируемых видов деятельности, осуществляемых АО «Ижавиа» составит 29,7 тыс. руб. в месяц и 29,7*12=354,4 тыс. руб., в год предполагаемый доход ООО «Поможем» от регулируемых видов деятельности составит 29,7 тыс. руб.*100:320 тыс. руб. = 9,2% месяц и 354,4 тыс. руб.*100:320 тыс. руб. = 111,375 % в год, что превышает 1% общего объема дохода ООО «Поможем».
С учетом изложенного, совершение сделки ДД.ММ.ГГГГ между АО «Ижавиа» и ООО «Поможем» требовало согласования с антимонопольным органом в порядке, установленным пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ.
Однако такое согласование получено не было.
АО «Ижавиа» обратилось с ходатайством о даче согласия антимонопольного органа на заключение договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа субъекта естественной монополии АО «Ижавиа» управляющей компании – ООО «Поможем» только ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения ходатайства АО «Ижавиа», Удмуртским УФАС России было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об его удовлетворении при условии заключения данной сделки с обеспечением конкуренции а рынке оказания услуг управления аэропортами в географических границах РФ и недопущения нарушения прав потребителей посредством повышения тарифов на регулируемые и нерегулируемые виды деятельности, обусловленного затратами Общества на оплату услуг управляющей компании.
Указанный факт свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-р *** был избран генеральным директором АО «Ижавиа» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разделу 1 трудового договора генеральный директор является единоличным исполнительным органом АО «Ижавиа».
В соответствии с разделом 2 трудового договора генеральный директор самостоятельно решает все вопросы деятельности общества, действует без доверенности от имени общества, распоряжается имуществом общества, заключает договоры, в том числе трудовые. В обязанности генерального директора входит руководство всеми видами ткущей хозяйственно-финансовой деятельности АО «Ижавиа», руководство разработкой планов развития общества и обеспечение исполнения, обеспечение соблюдения законности в деятельности общества.
Аналогичные права и обязанности генерального директора АО «Ижавиа» закреплены в уставе АО «Ижавиа», утвержденного решением внеочередного обществом собрания акционеров АО «Ижавиа» от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Следовательно, являясь должностным лицом – генеральным директором АО «Ижавиа» - *** совершил противоправные действия, выраженные в непредставлении ходатайства в антимонопольный орган с целью получении согласия на осуществление сделки, подлежащей государственному регулированию.
ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо административного органа вынесло постановление №.8-185/2019 о привлечении генерального директора АО «Ижавиа» - Синельникова А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судья районного суда производство по делу прекратил, в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным выводом согласиться не имею возможности.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля (надзора) в сфере антимонопольной деятельности государства и в сфере регулирования естественных монополий. Одним из способов осуществления надзора является право государственных органов на получение информации, ходатайств, уведомлений.
Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении установленных законодательством о естественных монополиях правил об обязательном представлении в органы регулирования естественных монополий ходатайств, уведомлений (заявлений).
Субъектами административного правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения может быть выражена в форме как умысла, так и неосторожности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту – Федеральный закон № 147-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 147-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а под естественной монополии - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Федерального закона № 147-ФЗ к субъектам естественной монополий отнесены хозяйствующие субъекты, оказывающие в частности, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Статьей 10 Федерального закона № 147-ФЗ определено, что органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции: формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль; определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии; контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона; вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях; принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Федеральный закон №208-ФЗ) По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В этой связи, осуществление передачи полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) влечет за собой приобретение управляющей организацией прав владения и (или) пользования в отношении имущества субъекта естественной монополии (в том числе основных средств, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в рамках Закона об естественных монополиях).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 147-ФЗ для совершения действий, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утвержденными соответствующим органом регулирования естественной монополии. Указанные правила утверждены приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации; пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 3-П).
Таким образом, осуществление передачи коммерческой организации (управляющей организации) полномочий единоличного исполнительного органа общества влечет за собой приобретение управляющей организации прав владения и (или) использования в отношении имущества субъекта естественной монополии, товаров, в отношении которых применяется регулирование в рамках Закона о естественных монополиях.
Аналогичные положения, регулирующие статус и полномочия единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» - генерального директора, отражены в пунктах 9.1, 9.2, 9.6 Устава АО «Ижавиа», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ решением внеочередного общего собрания акционеров АО «Ижавиа» и распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Также необходимо обратить внимание на то, что пунктом 9.8 Устава АО «Ижавиа» предусмотрено, что единоличный исполнительный орган АО «Ижавиа» - генеральный директор распоряжается имуществом Общества в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.) (часть 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1.2.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации – ООО «Поможем» установлено, что по настоящему договору Управляющая компания ООО «Поможем» в интересах АО «Ижавиа» и за вознаграждение осуществляет полномочия по оперативному руководству текущей деятельностью АО «Ижавиа», обладает всей полнотой власти и несет ответственность за повседневную деятельность Общества. Полномочия ООО «Поможем», в том числе, включают распоряжение имуществом АО «Ижавиа» в пределах компетенции, установленной Уставом АО «Ижавиа» и законодательством Российской Федерации.
По данным баланса АО «Ижавиа», утвержденного за 2017 год, балансовая стоимость основных средств АО «Ижавиа» по регулируемым видам деятельности составила 52 813 тыс. руб., было получено доходов на сумму 3 118 507 тыс. руб., из них по регулируемым видам деятельности 28 064 тыс. руб.
Соотношение балансовой стоимости основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, к стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему к утвержденному балансу составит более 10%, а именно 14,27%.
При этом, в АО «Ижавиа» отсутствует отдельный учет денежных потоков, поступающий от перевозочной и аэропортовой деятельности, поэтому в счет вознаграждения ООО «Поможем» могли быть перечислены денежные средства как от регулируемого (аэропортовая), так и от нерегулируемых (иные виды) видов деятельности.
Прибыль ООО «Поможем» за 2017 год составила 0 руб., убыток – 82 тыс. руб., выручка составила 320 тыс. руб.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ №-з размер ежемесячного вознаграждения управляющей компании определен в сумме 3 300 000 руб., соответственно, за год – 39 600 000 руб., что превышает 1% общего объема дохода ООО «Поможем».
Согласно расчетам АО «Ижавиа» от ДД.ММ.ГГГГ № «О даче согласия антимонопольного органа на заключение договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа субъекта естественной монополии АО «Ижавиа» управляющей организации – ООО «Поможем» при доходе ООО «Поможем», планируемом к получению от АО «Ижавиа» в размере 3 300 000 руб. (ежемесячное вознаграждение), доход ООО «Поможем от регулируемых видов деятельности составит 29,7 тыс. руб., что превышает 1% общего объема дохода управляющей организации.
Следовательно, совершение сделки от ДД.ММ.ГГГГ между АО «Ижавиа» и ООО «Поможем» требовало согласования с антимонопольным органом в порядке, установленным пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 147-ФЗ., однако данное согласование получено не было, что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является, как верно установлено должностным лицом административного органа, генеральный директор АО «Ижавиа» - ***
Таким образом, вывод судьи районного суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Между тем, судьей учитывается следующее.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ – дата заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа субъекта естественной монополии АО «Ижавиа» управляющей компании ООО «Поможем», заключенного в нарушение порядка, установленного статьей 7 Федерального закона № 147-ФЗ, обязывающего получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделки, подлежащей государственному регулированию.
На момент рассмотрения в Верховном Суде Удмуртской Республики жалобы и протестов прокурора на решение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, срок давности привлечения *** к административной ответственности истек.
Существо жалобы, протестов на решение сводится к вопросам обсуждения вины *** в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
Соответствующие разъяснения, в том числе, приведены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, из которого следует, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на решение судьи районного суда, отменившего постановление должностного лица, является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение.
В силу пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Таким образом, поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий *** утрачена.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора АО «Ижавиа» - ***, оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова