Дело № 2-720/2024 (2-5033/2023)
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 13 февраля 2024 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Жужговой А.И.,
при секретаре судебного заседания Астаховой М.А.,
представителя истца Петухова С.Г., представителя ответчика ООО «Комфорт-Околица» - Суворова Д.В., действующего на основании доверенности от .....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края рассмотрев при помощи системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт-Околица» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее – ИГЖН) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском о возложении на ООО «Комфорт-Околица» обязать в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда исполнить предписание Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края № от ..... Исковые требования обосновываются тем, что Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция, истец) является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор) и региональный государственный лицензионный контроль в пределах компетенции, определенной статьями 20, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 1 сентября 2014 г. № 913-п. В реестре лицензий Пермского края содержатся сведения о лицензии № от ....., предоставленной обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт-Околица», ИНН 5911059110 (далее - ответчик, общество), а также о многоквартирном ..... края, деятельность по управлению которым осуществляет данная организация. На основании решения от ..... № в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований в части оснащенности многоквартирного ..... края (далее - МКД) общедомовым прибором учета тепловой энергии. В ходе проверки уполномоченным должностным лицом — государственным жилищным инспектором, установлено, что ответчиком в многоквартирном ..... края общедомовой прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию, что является нарушением части 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ), подпункта «ж» пункта 10, подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491). По результатам проведения проверки составлен акт от 18 июля 2022 г. № 59220945900002090938 и выдано предписание от 18 июля 2022 г. № 59220945900002090938 об устранении нарушений лицензионных требований в срок до 21 октября 2022 г. Инспекция направляла ответчику письма № 45-10-08-исх-109 от 6 марта 2023 г., № 45-10-08-исх-300 от 22 мая 2023 г. о принятии мер к исполнению предписания. Из писем ответчика (гарантийные письма исх. № 170 от 24.06.2022, исх. № 224 от 07.09.2022, письмо исх. № 624 от 18.04.2023, письмо подрядной организации исх. № от .....) явствует, что ответчик с результатами проведенной проверки согласен, выражает намерение исполнить предписание. Однако, документы, подтверждающие исполнение предписания Инспекции, ответчиком до настоящего времени не представлены. Предписание не исполняется уже более года. В рамках проверки обществом представлены копии акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ....., от ....., акта периодической проверки узла (прибора) учета тепловой энергии от ..... №. Указанные акты подписаны представителями энергоснабжающей организации и управляющей организации. Согласно актам от ..... и ..... общедомовой прибор учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию. Согласно акту периодической проверки № 2020-ФП/ДЭУ-5283 общедомовой прибор не допущен в эксплуатацию для расчетов за энергоресурсы с ..... в связи с нарушением в функционировании узла учета. Акт ввода общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию обществом до настоящего времени не представлен. Таким образом, ответчик не исполняет свою обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, и как следствие, не обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в многоквартирном доме.
Представитель истца – Петухов С.Г., действующий на основании доверенности от ..... в судебном заседании с использованием систем ВКС на исковых требованиях настаивал, пояснил, что до настоящего времени предписание ответчиком не исполнено.
Представитель ответчика ООО «Комфорт-Околица» - Суворов Д.В., действующий на основании доверенности от ....., с заявленными исковыми требованиями не согласился в полном объеме пояснил, что не возможно исполнить предписание в связи с затоплением подвала в многоквартирном доме, ранее в судебном заседании пояснил, что невозможно исполнить предписание в сроки указанные в исковом заявлении в отопительный сезон, просил увеличить сроки исполнения предписания.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 года N 493 задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования).
Государственный жилищный надзор осуществляется посредством, в частности, организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Как следует из части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Состав общего имущества определяется в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, разделом I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность № 491, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – правила № 491).
Пунктом 10 правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Пунктом 42 правил № 491 установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, что ООО «Комфорт-Околица» на основании лицензии № от ....., и договора управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом № по .....
На основании решения от ..... № в отношении ООО «Комфорт-Околица» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований в части оснащенности многоквартирного ..... края общедомовым прибором учета тепловой энергии (л.д. 9).
Из акта проверки Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ..... №следует, что в ходе проверки выявлено, что ответчиком в многоквартирном ..... края общедомовой прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию, что является нарушением части 12 статьи 13 Федерального закона от ..... № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «ж» пункта 10, подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (л.д. 11-12).
..... ООО «Комфорт-Околица» выдано предписание № об устранении нарушений лицензионных требований в срок до ..... (л.д. 13).
Документы, подтверждающие исполнение предписания инспекции от ..... №, ответчиком не представлены.
Инспекцией в адрес ответчика были направлены письма №-исх-109 от ....., №-исх-300 от ..... о принятии мер к исполнению предписания (л.д. 14, 14-оборот).
Из гарантийных писем ответчика исх. № от ....., исх. № от ....., исх. № от ....., письма подрядной организации исх. № от ..... усматривается, что ООО «Комфорт-Околица» с результатами проведенной проверки согласно, выражает намерение исполнить предписание.
Требования инспекции об устранении выявленных нарушений основаны на следующем.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ потребляемые энергетические ресурсы в многоквартирном доме подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ во всех случаях выявления фактов нарушений установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета такие нарушения должны устраняться до истечения двух месяцев с момента их выявления.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10 правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 6 правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Подпунктом «к» пункта 11 правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природноклиматических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пункт 11 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанности управляющей организации.
Пунктом 5.2.24 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила № 1034).
В соответствии с пунктом 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно пункту 62 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Пунктом 72 Правил № 1034 предусмотрено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В рамках проверки обществом представлены копии акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ....., от ....., акта периодической проверки узла (прибора) учета тепловой энергии от ..... №. Указанные акты подписаны представителями энергоснабжающей организации и управляющей организации.
Согласно актам от ..... и ..... общедомовой прибор учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.
Согласно акту периодической проверки № общедомовой прибор не допущен в эксплуатацию для расчетов за энергоресурсы с ..... в связи с нарушением в функционировании узла учета.
Акт ввода общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию обществом до настоящего времени не представлен.
Доводы представителя ответчика о невозможности исполнить предписание ИГЖН в связи с затоплением подвала многоквартирного дома судом откланяются, поскольку доказательств не возможности исполнить предписание по данному основанию в материалы дела не представлено, вместе с тем акты выполненных работ, представленные стороной ответчика за период с января 2022 года по октябрь 2023 года не являются доказательством невозможности исполнения предписания.
Также судом принято во внимание, что в силу подпункта "а" пункта 2 Правил 3491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
Положениями раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 предусмотрено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, подвал относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, надлежащее содержание которого должна обеспечивать управляющая организация.
Таким образом, ответчик не исполняет свою обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, и как следствие, не обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в многоквартирном доме.
Суд, учитывая приведенные выше нормы, действующего законодательства, а также, что в ходе судебного заседания ответчиком не представлено доказательств устранения в полном объеме нарушений, выявленных ИГЖН, приходит к выводу, что исковые требования о возложении обязанности исполнить предписание от ..... № подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом приведенной нормы закона, пояснений представителя истца, представителя ответчика суд считает возможным установить ответчику срок для проведения работ по устранению нарушений в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При установлении указанного срока суд учитывает разумность указанного срока, его достаточность для возможности ответчика исполнить решение суда, что соотносится с разъяснениями в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 ГПК РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что по настоящему делу иск заявлен ИГЖН в интересах неопределенного круга физических лиц к юридическому лицу – «Комфорт-Околица», не освобожденному от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт-Околица» о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт-Околица» (ОГРН 1095911001053) обязанность в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда исполнить предписание Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края № от ..... по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: ......
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-Околица» (ОГРН 1095911001053) в доход муниципального образования «Город Березники» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (16.02.2024).
Судья (подпись) А.И. Жужгова
Копия верна. Судья