Дело № 2-1-769/2023
УИД: 64RS0030-01-2023-001103-17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 октября 2023 года город Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,
при секретаре Токаревой Т.В.,
с участием представителя истца Морозова Н.С. – Федоровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Николая Сергеевича, Афанасьевой Светланы Викторовны к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на дом блокированной застройки,
установил:
В Ртищевский районный суд Саратовской области поступило исковое заявление Морозова Н.С., Афанасьевой С.В. к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на дом блокированной застройки, в котором истцы указывают, что Морозов Н.С. и Афанасьева С.В. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 227 кв.м., с кадастровым номером №:682, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельного участка под ним.
В соответствии с межевым планом, истцы Морозов Н.С. и Афанасьева С.В.произвели раздел земельного участка с кадастровым номером №:627 поадресу: <адрес>, расположенного под домом, в результате чего образовались дваземельных участка площадью 562 кв.м, в собственности Морозова Н.С. и 638 кв. м.в собственности Афанасьевой С.В., которые поставлены на кадастровый учет вустановленном порядке.
Указанный дом состоит из двух изолированных частей (блоков), каждая из которых состоит из жилых и вспомогательных помещений, имеет свой вход и системукоммуникаций. Собственники пришли к соглашению о разделе общего имущества и переходе права собственности на отдельный блок площадью 113,5 кв.м, каждому собственнику в соответствии с соглашением от 27 июня 2023 года и техническим планом, подготовленным 10 июля 2023 года кадастровым инженером ФИО5 Уведомлением от 27 июля 2023 года №КУВД-001/2023-30968576/2 истец извещено приостановлении государственного кадастрового учета и государственнойрегистрации прав со ссылкой на пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФпо причине запрета на образование из жилого дома самостоятельных объектовнедвижимости.
Спорный дом, находящийся в долевой собственности Морозова Н.С. и Афанасьевой С.В., имеет все признаки, характеризующие жилой дом в качестве определенного пунктом 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дома блокированной застройки. Дом разделен на две самостоятельные части, что подтверждается техническим заключением ООО «Федеральный кадастровый центр - бюро техников и инженеров». В связи с чем, просят суд прекратить право общей долевой собственности Морозова Н.С. и Афанасьевой С.В. на жилой дом, общей площадью 227 кв.м, с кадастровым номером №:682, расположенный по адресу: <адрес>. Признать за Морозовым Н.С. право собственности на жилойдом блокированной застройки, общей площадью 113,5 кв.м., расположенный поадресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №:940площадью 562 кв.м. Признать за Афанасьевой С.В. право собственности на жилойдом блокированной застройки, общей площадью 113,5 кв.м., расположенный поадресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №:941площадью 638 кв.м.
В судебное заседание истцы Морозов Н.С., Афанасьева С.В. не явилась, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Морозова Н.С. – Федорова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дала объяснения, аналогичные указанному в исковом заявлении.
Ответчик администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просил, возражений на исковые требования не предоставил.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, будучи извещенными о рассмотрении дела, явку своего представителя для участия в нем не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает возможным исковые требования удовлетворить.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту.
На основании части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу статьи 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖУ РФ) к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом, согласно части 2 статьи 16 ЖК РФ, признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
При этом, как следует из части 3 статьи 16 ЖК РФ, пунктов 5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", квартиры представляют собой помещения с определенными характеристиками, находящиеся в многоквартирном доме. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В свою очередь, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Под домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 4 раздела I Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 11 августа 2009 года № 168 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг», жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам, несмотря на то, что принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что Морозов Н.С. и Афанасьева С.В. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 227 кв.м., с кадастровым номером №:682, расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме того, истцы Морозов Н.С. и Афанасьева С.В. являлись собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Право общей долевой собственности у Морозова Н.С. и ФИО6 на жилой дом возникло на основании договора купли-продажи от 23 мая 2022 года, в размере 1/2 доли за каждым.
В соответствии с межевым планом, истцы Морозов Н.С. и Афанасьева С.В. произвели раздел земельного участка с кадастровым номером №:627 по адресу: <адрес>, в результате чего образовались два земельных участка площадью 562 кв.м, в собственности Морозова Н.С. и 638 кв. м. в собственности Афанасьевой С.В., которые поставлены на кадастровый учет в установленном порядке.
Указанный дом состоит из двух изолированных частей (блоков), каждая из которых состоит из жилых и вспомогательных помещений, имеет свой вход и системукоммуникаций. Истцы пришли к соглашению о разделе общего имущества и переходе права собственности на отдельный блок площадью 113,5 кв.м, каждому собственнику в соответствии с соглашением от 27 июня 2023 года и техническим планом, подготовленным 10 июля 2023 года кадастровым инженером ФИО5 (л.д. 63-64).
Уведомлением от 27 июля 2023 года №КУВД-001/2023-30968576/2 истец извещено приостановлении государственного кадастрового учета и государственнойрегистрации прав со ссылкой на пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФпо причине запрета на образование из жилого дома самостоятельных объектовнедвижимости.
В судебном заседании представитель истца Морозова Н.С. – Федорова Н.Н. пояснила, что принадлежащие собственникам блоки жилого дома являются самостоятельными и независимыми друг от друга жилыми домами с отдельными входами в жилые помещения и выходами на земельные участки, имеют отдельные системы водоснабжения и водоотведения, отдельные системы отопления и газоснабжения, отдельные системы электроснабжения. Каждый из жилых объектов оборудован отдельными счетчиками потребления коммунальных услуг. Собственники жилых помещений используют находящийся в фактическом пользовании собственников каждого блока придомовой участок для личных нужд, фактически определили пользование каждый своим земельным участком.
Согласно технического заключения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленного ООО «Федеральный кадастровый центр - Бюро техников и инженеров», в результате проведения технического обследования жилого дома с кадастровым номером: №:682 в августе текущего года было установлено, что в настоящий момент его строительные конструкции находятся в удовлетворительном состоянии, что соответствует требованиям СНиП 2.02.01- 83* «Основания зданий и сооружений», СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия» и СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданийи сооружений» и их фактическое состояние обеспечивает безопасную эксплуатацию строения, не создающую угрозу жизни и здоровью граждан, и не затрагивает интересы третьих лиц.
В результате обследования выявлено следующее: вышеуказанный жилой дом состоит из двух самостоятельных жилых домов блокированной застройки, блокированный с другим жилым домом в одном ряду общей боковой стеной без проемов с отдельным выходом на земельный участок. Каждый из них имеет самостоятельный фундамент и кровлю, отдельно подведенные коммуникации. Имея между собой температурный шов, жилой дом блокированной застройки S=113,5 кв.м., расположенный на земельном участке 562 кв.м, и жилой дом блокированной застройки S=113,5 кв.м.,расположенный на земельном участке 638 кв.м., можно определить каксамостоятельные жилые дома блокированной застройки, которые имеютсамостоятельные входы, ограничены друг от друга капитальными конструкциями, не имеют мест общего пользования, имеют автономное отопление, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем (л.д. 38-45).
Как установлено в судебном заседании, фактически принадлежащие сторонам - участникам общей долевой собственности доли являются самостоятельными и независимыми друг от друга жилыми помещениями, с отдельными входами в каждое из них и выходами на придомовой земельный участок, имеют отдельные системы водоснабжения и водоотведения, отдельные системы отопления и газоснабжения, отдельные системы электроснабжения.
Учитывая изложенные обстоятельства, признание права собственности является способом защиты имущественных прав, предусмотренным статьями 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права, поэтому суд принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Морозова Николая Сергеевича, Афанасьевой Светланы Викторовны к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на дом блокированной застройки, удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности Морозова Николая Сергеевича, паспорт №, выдан Отделом внутренних дел <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и Афанасьевой Светланы Викторовны, паспорт №, выдан Отделением УФМС России по <адрес> в городе Ртищево ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом общей площадью 227 кв.м, с кадастровым номером №:682, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Морозовым Николаем Сергеевичем, паспорт №, выдан Отделом внутренних дел <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом блокированной застройки, общей площадью 113,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №:940, площадью 562 кв.м.
Признать за Афанасьевой Светланой Викторовной, паспорт №, выдан Отделением УФМС России по <адрес> в городе Ртищево ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом блокированной застройки, общей площадью 113,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №:941, площадью 638 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2023 года.
Судья подпись