56RS0038-01-2023-000034-9056RS0038-01-2023-000034-90
Дело № 2-283/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июня 2023 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Рафиковой В.А., при секретаре Такеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусь Владимира Владимировича к администрации муниципального образования Светлый сельсовет <адрес>, Илищеву Вадиму Каримовичу, Нестерову Александру Геннадьевичу, Нестеровой Нине Тимофеевне, Сусь Наталье Васильевне о признании договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан частично недействительным, определении долей в праве собственности, включении в состав наследственной массы,
установил:
Сусь В.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обоснование заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Сусь В.Т. Он является наследником первой очереди к имуществу умершего по закону. Наследственное имущество состоит из квартиры расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру возникло на основании договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Для реализации наследственных прав он обратился к нотариусу. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону ему было отказано, так как не определены доли в праве собственности на указанную квартиру. Просят суд признать условия договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией п/ф «Большевик» и Сусь В.Т. на передачу и продажу квартиры в собственность, по адресу: <адрес>, в части передачи жилого помещения в собственность Сусь В.Т. недействительным. Определить доли в праве общей собственности на вышеуказанную квартиру за Сусь В.Т., Сусь В.В., Нестеровой Н.Т., Нестеровым А.Г., Илищевым В.К. по 1/5 доли за каждым. Включить 1/5 долю квартиры по адресу: <адрес>, принадлежавшую ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ, в наследственную массу, оставшуюся после его смерти.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Илищев В.К., Нестеров А.Г., Нестерова Н.Т., Сусь Н.В., в качестве третьих лиц Сусь М.В., Сусь Н.В., Удалых О.В., Емельянова С.В.
В судебном заседании стороны – истец Сусь В.В., представитель ответчика администрации муниципального образования Светлый сельсовет <адрес>, ответчики Илищев В.К., Нестеров А.Г., Нестерова Н.Т., Сусь Н.В., третьи лица Сусь М.В., Сусь Н.В., Удалых О.В., Емельянова С.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не присутствовали. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.
Проанализировав представленные доказательства, исследовав, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, директором п/ф «Большевик» ФИО4 передана собственность квартира, на количество членов семьи 5 человек.
В судебном заседании установлено, что на момент передачи квартиры по адресу: <адрес> собственность ФИО4 в ней были зарегистрированы и проживали Илищев В.К., Нестеров А.Г., Нестерова Н.Т., Сусь В.В.
Однако при заключении договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан, доли в общем имуществе определены не были.
Согласно нормам статей 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации вправе приобрести в собственность жилые помещения, занимаемые ими на условиях социального найма, по договору, заключаемому с органами государственной власти или местного самоуправления в порядке, установленном законодательством; решение о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Положения указанного Закона подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которым гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из абзаца 2 данного пункта вытекает, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии равных прав на участие в приватизации вышеуказанной квартиры у ФИО4, Илищева В.К., Нестерова А.Г., Нестеровой Н.Т., Сусь В.В.
В силу п.2 ст.254 Гражданского кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
Поскольку при передаче спорной квартиры в собственность ФИО4, Илищева В.К., Нестерова А.Г., Нестеровой Н.Т., Сусь В.В. их доли в праве собственности на квартиру не были определены, с учётом наличия у них равных прав на участие в приватизации, суд приходит к выводу об определении их долей в праве собственности на квартиру по 1/5 доли каждому.
ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса нотариального округа: <адрес> и <адрес> ФИО10 производством Сакмарской нотариальной конторы наследственное дело после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось. Сведения предоставлены на основании информационной системы нотариуса «еНот».
В судебном заседании установлено, что наследниками к имуществу умершего первой очереди являются его дети ФИО3, ФИО1.
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
После его смерти заведено наследственное дело №.
Наследником, принявшим наследство после смерти ФИО3, является его супруга Сусь Н.В., обратившаяся к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Дети умершего обратились с заявлением об отказе от принятия наследства.
В соответствии с ч. 2 ст.218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского Кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу ст.1112 Гражданского Кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1113 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследование открывается со смертью гражданина.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст.1111 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
На основании ст.1141 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В соответствии со ст.1142 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч.1 ст.1110 Гражданского Кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть, в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч. 2 ст.1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч. 4 ст.1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1154 Гражданского Кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Поскольку ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, размер его доли в праве собственности на квартиру определён после смерти, следовательно, имеется необходимость включить его долю в квартире в наследственную массу после его смерти.
Поскольку сын умершего Сусь В.Т. – Сусь Владимир Владимирович, фактически принял наследство после смерти отца, распорядившись его личными вещами и принявший меры к сохранности наследственного имущества, отсутствие правопритязаний наследников по праву представления после смерти сына ФИО4 – ФИО3, относительно спорного имущества, суд признает за Сусь Владимиром Владимировичем право собственности на 1/5 долю жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по праву наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Сусь Владимира Владимировича к администрации муниципального образования Светлый сельсовет <адрес>, Илищеву Вадиму Каримовичу, Нестерову Александру Геннадьевичу, Нестеровой Нине Тимофеевне, Сусь Наталье Васильевне о признании договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан частично недействительным, определении долей в праве собственности, включении в состав наследственной массы, – удовлетворить.
Признать частично недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ на передачу и продажу квартиры в собственность граждан в части передачи <адрес> в <адрес> в собственность Сусь Владимира Тихоновича.
Определить доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, в <адрес> в <адрес> за Сусь Владимиром Тихоновичем, Илищевым Вадимом Каримовичем, ФИО6, ФИО5, ФИО1 по 1/5 доли за каждым.
Признать право общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №, за ФИО1 на 1/3 долю в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение составлено 03 июля 2023 г.