УИД: №
Дело № 2-53/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Елдратова В.В., при секретаре ФИО1, с участием старшего помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Чувашской Республики к администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании устранить нарушения природоохранного и лесного законодательства в сфере обращения с отходами,
установил:
<адрес> Чувашской Республики в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики обобязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики природоохранного и лесного законодательства в сфере обращения с отходами. В ходе проверки выявлено, что на землях сельского поселения, граничащих с землями лесного фонда выявлены факты размещения твердых бытовых отходов вблизи 69 квартала, выдела <данные изъяты> участкового лесничества БУ «Шемуршинское лесничество» Минприроды Чувашии. Отходы в виде стеклянных и пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, остатков древесных пород, битых стекол и изделий из стекла, картона, бумаги и иных отходов. Данная несанкционированная свалка занимает площадь около 16 кв. м, примерным объемом около 12 м3.
Несанкционированное размещение отходов, на территории сельского поселения, не предусмотренном для этого месте, создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного и лесного законодательства.
В связи с чем просит обязать администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного и лесного законодательства в сфере обращения с отходами – очистить захламленную отходами территорию, расположенную вблизи 69 квартала, выдела <данные изъяты> участкового лесничества БУ «Шемуршинское лесничество» Минприроды Чувашии, площадью около 16 кв. м, примерным объемом около 12 м 3.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2 исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика - Балабаш-Баишевского сельского поселения ФИО3, действующая на основании устава, исковые требования признала в полном объеме, обязались устранить выявленные нарушения.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к основным принципам лесного законодательства относится:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
- сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;
- использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
Согласно ст. 3 ЛК РФ Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Частью 1 ст. 60.12 ЛК РФ Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В части 3 вышеуказанной статьи указано, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обязаны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей средыи регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии ст. 3 данного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии ст. 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляют в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Аналогичные полномочия закреплены в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование и транспортировка отхода потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка) и по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, старшим помощником прокурора <адрес> Чувашской Республики на территории Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики с участием главы поселения ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, в ходе которой было установлено, что на землях сельского поселения, граничащих с землями лесного фонда выявлены факты размещения твердых бытовых отходов вблизи 69 квартала, выдела 20 Булинского участкового лесничества БУ «Шемуршинское лесничество» Минприроды Чувашии. Отходы в виде стеклянных и пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, остатков древесных пород, битых стекол и изделий из стекла, картона, бумаги и иных отходов. Данная несанкционированная свалка занимает площадь около 16 кв. м, примерным объемом около 12 м3.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела данная свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен, наличие неконтролируемой свалки на указанной территории создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного и лесного законодательства.
Захламление территории может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий (болезней, общих для человека и животных) и эпизоотий (инфекционных болезней животных). В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их размещения возникает неприятный запах, что соответственно нарушает право неопределенного круга лиц, то есть людей проживающих (могущих проживать), а также которые могут находиться на названном выше местах.
Образованная на территории сельского поселения свалка, свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления обязанности по регулярной очистке территорий муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Таким образом, имеются нарушения требований природоохранного и лесного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей Балабаш-Баишевского поселения на благоприятную окружающую среду.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Таким образом, установив, что на территории Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, при этом мер к ликвидации данных свалок не принимается и ответчиком администрацией Балабаш-Баишевского сельского поселения фактически не организована эффективная деятельность по сбору, вывозу, утилизации данных бытовых отходов, а также отсутствует организация обращения бытовых отходов, суд приходит к выводу, о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него функций в сфере решения данного вопроса местного значения и принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.
При этом, в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд приходит выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора <адрес> Чувашской Республики к администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного и лесного законодательства в сфере обращения с отходами, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного и лесного законодательства в сфере обращения с отходами и ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи 69 квартала, выдела <данные изъяты> участкового лесничества БУ «Шемуршинское лесничество» Минприроды Чувашии, площадью около 16 кв.м., примерным объемом около 12 м3.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Батыревский районный суд.
Председательствующий: В.В. Елдратов
Копия верна:
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.