Решение по делу № 2-578/2022 ~ М-586/2022 от 17.06.2022

УИД 28RS0008-01-2022-000874-38

Дело № 2-578/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                        12 июля 2022 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.

    при секретаре Тарасовой О.А.,

с участием истца Лелековой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лелековой И.В. к администрации <адрес> об изменении даты постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Лелекова И.В. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о возложении на ответчика обязанности изменить дату ее постановки на учет в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «<данные изъяты>» с <Дата обезличена> на <Дата обезличена>, в обоснование требований указав, что она состояла в списках по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «<данные изъяты>» с <Дата обезличена> в администрации <адрес>, проживала в <адрес>. Мер социальной поддержки и социальных выплат за счет средств бюджета РФ не получала. В связи с переездом в <адрес>, <Дата обезличена> она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> она была постановлена на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат в категорию «<данные изъяты>» с датой подачи заявления - <Дата обезличена>, вместе с тем, истец полагает, что ее должны были поставить на соответствующий учет с даты первоначальной подачи ею заявления - <Дата обезличена>.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В судебном заседании истец Лелекова И.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленного ответчиком отзыва на иск следует, что Лелекова И.В. обратилась в администрацию <адрес> <Дата обезличена> с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Постановлением администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> она была принята на соответствующий учет с датой подачи заявления <Дата обезличена>. Федеральным законом № 125-ФЗ и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья установлен заявительный порядок реализации права граждан на получение социальной выплаты и определен порядок формирования очередности. Поскольку заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты было подано Лелековой И.В. в администрацию <адрес> <Дата обезличена>, то ее очередь в данном списке по городу Зея должна определяться с учетом этой даты. Иной порядок постановки граждан на учет законодательством не предусмотрен. На основании изложенного полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица - министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (ч. 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (жилищные субсидии).

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее <Дата обезличена>, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от <Дата обезличена> № 125-ФЗ.

Статьей 1 Федерального закона от <Дата обезличена> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <Дата обезличена>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В силу положений ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ранее Лелекова И.В. была включена в список граждан <адрес>, претендующих на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «<данные изъяты>» с датой постановки на учет - <Дата обезличена>.

Из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что Лелекова И.В. состояла в списках по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <Дата обезличена>, исключена из списков по причине снятия с регистрационного учета в <адрес>. Лелековой И.В. не предоставлялись социальные выплаты в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>- ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Из учетного дела Лелековой И.В. следует, что <Дата обезличена> она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, а также в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Постановлением администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО4 принята на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также признана участником основного мероприятия выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Также Лелекова И.В. включена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, по категории «инвалиды» с датой постановки на учет по дате подачи заявления <Дата обезличена>.

Согласно абз. 6 ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от <Дата обезличена> «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Согласно ст. 3 названного Федерального закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, утвержденным постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).

Пунктом 21 п.п. «б», п. 22 указанного Положения предусмотрено, что в случае выезда на место жительства в другой субъект Российской Федерации граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Из данных положений следует, что изменение места жительства, связанное с переездом в другую местность, является основанием для снятия гражданина с учета по прежнему месту жительства. Однако данное обстоятельство не влечет утрату или изменение права по получение социальных выплат.

Исходя из системного толкования положений Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное п. 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.

При этом списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 3 названного Федерального закона), обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (ст. ст. 7, 8 Федерального закона).

Специальный порядок повторной постановки на учет на общих основаниях, установленный п. 22 Положения, применяется в случаях утраты права и его возникновения вновь. Поскольку изменение места жительства к таким обстоятельствам не относится, правовых оснований для повторной постановки на учет согласно п. 22 Положения не имеется, и очередность определяется по первоначальной дате постановки на учет по прежнему месту жительства.

Суд находит, что в связи с переездом истца из <адрес> в <адрес> (находящихся в одном субъекте РФ - <адрес>), относящихся к местности, приравненной к Крайнему Северу, право на получение жилищной субсидии не утрачено, поэтому повторная постановка на учет на общих основаниях ответчиком произведена незаконно, как и принятие истца на общих основаниях на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию - «<данные изъяты>», поскольку ранее в администрации <адрес> Лелекова И.В. состояла на учете по категории - «<данные изъяты>» и этого права в связи с переездом на другое место жительства на территории одного субъекта РФ также не утратила.

Таким образом, у истца Лелековой И.В. имеется право постановки на учет в администрации <адрес> по первоначальной дате постановки на учет администрацией <адрес> - с <Дата обезличена> по категории «инвалиды», соответственно требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лелековой И.В. удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> (ОГРН 1022800928732) изменить дату постановки Лелековой И.В., имеющей паспорт гражданина РФ 10 09 146639, на учет в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с <Дата обезличена> на <Дата обезличена>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий                                Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья                                             Н.В. Клаус

1версия для печати

2-578/2022 ~ М-586/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лелекова Ирина Викторовна
Ответчики
Администрация города Зеи
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Клаус Наталья Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2022Передача материалов судье
20.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2022Дело оформлено
14.11.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее