Судья: Трух Е.В. Дело № 33а-11182/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Шилова А.Е.,
судей – Вачковой И.Г., Клюева С.Б.,
при секретаре – Демиховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Дачного потребительского кооператива «Победа Октября» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июня 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Дачного потребительского кооператива «Победа Октября» - адвоката Дубининой Ю.В. (по ордеру и доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УФНС России по Самарской области Баграмян Т.Б. (по доверенности), представителя ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары Корольковой А.Ю. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дачный потребительский кооператив «Победа Октября» (далее по тексту – ДПК «Победа Октября») обратился в суд с административным иском к УФНС России по Самарской области, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары о признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований указано, что 5 марта 2019г. во исполнение решений принятых очередным общим собранием членов ДПК «Победа Октября» от 3 марта 2019г., административный истец обратился в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары с заявлением по форме Р12003 о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования. Решением ИФНС России по Красноглинскому району г.Самара от 11 марта 2019г. №11174А административному истцу отказано в государственной регистрации, по причине того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Также разъяснено, что реорганизация в форме преобразования дачного потребительского кооператива в садовое некоммерческое товарищество не предусмотрена действующим законодательством. В обжалуемом решении указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, СНТ. Решением УФНС России по Самарской области от 3 апреля 2019 г. №20-15/11396@ жалоба ДПК «Победа Октября» на указанное решение оставлена без удовлетворения.
По мнению административного истца, решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара от 11 марта 2019 г. и УФНС России по Самарской области от 3 апреля 2019 г. №20-15/11396@ являются незаконными. Положения пункта 3 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации являются общей нормой, налоговый орган не применяет положения пункта 4 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая предусматривает, что созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ДПК «Победа Октября» просил признать незаконными решение ИФНС России по Красноглинскому району г.Самара об отказе в государственной регистрации №11174А от 11 марта 2019 г., решение УФНС России по Самарской области от 3 апреля 2019 г. № 20-15/11396@, обязать регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ сведения о ДПК «Победа Октября» в соответствии с представленными 5 марта 2019 г. документами для государственной регистрации.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июня 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Дачного потребительского кооператива «Победа Октября» просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе повторно ссылается на позицию, изложенную ранее в административном исковом заявлении.
В заседании судебной коллегии представитель ДПК «Победа Октября» доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары, УФНС по Самарской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ДПК «Победа Октября» зарегистрирован на основании решения общего собрания членов ДПК «Победа Октября» № 50 от 19 августа 2001 г.
03 марта 2019 г. состоялось очередное общее собрание членов ДПК «Победа Октября» по итогам, которого большинством голосов приняты решения:
о проведении реорганизации в форме преобразования ДПК «Победа Октября» в Садовое некоммерческое товарищество «Победа Октября;
о полном наименовании садового некоммерческого товарищества на русском языке: Садоводческое некоммерческое товарищество «Победа Октября»;
о сокращенном наименовании СНТ на русском языке: СНТ «Победа Октября»;
об определении адреса в пределах места нахождения СНТ: <адрес>
об утверждении Устава СНТ «Победа Октября»;
о поручении председателю направить в регистрирующий орган в 3 (трехдневный) срок со дня проведения настоящего собрания уведомление о принятом решении о начале процедуры реорганизации и по истечении 3 (трех) месяцев произвести регистрацию садового некоммерческого товарищества;
об утверждении передаточного акта перевода прав и обязательств от реорганизуемого в форме преобразования ДПК «Победа Октября» к создаваемому СНТ «Победа Октября» в порядке правопреемства.
5 марта 2019 г. ДПК «Победа Октября» подал в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары комплект документов (заявление по форме Р12003) для внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования.
Решением №11174А от 11 марта 2019 г. ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары отказала ДПК «Победа Октября» в государственной регистрации изменений в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" по причине непредставления необходимых для государственной регистрации документов, указав, что реорганизация в форме преобразования дачного потребительского кооператива в садовое некоммерческое товарищество не предусмотрена действующим законодательствам.
Не согласившись с указанным решением, ДПК «Победа Октября» обратилось в УФСН России по Самарской области с апелляционной жалобой.
Решением УФСН России по Самарской области от 3 апреля 2019 г. №20-15/11396@, решение ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары от 11 марта 2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения налоговых органов соответствует требованиям закона, прав и законных интересов ДПК «Победа Октября» не нарушают. При этом суд исходил из того, что в силу Федерального закона от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация в форме преобразования дачного потребительского кооператива в товарищество собственников недвижимости не требуется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы относительно ошибочности выводов суда о том, что реорганизация в форме преобразования дачного потребительского кооператива в товарищество собственников недвижимости не требуется, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с подпунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
До вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества, осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривались следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, создаваемых в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество;
садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство;
садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости в двух видах: садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
В целях недопущения ухудшения положения граждан, которые ранее создали некоммерческие организации в организационно-правовых формах, не предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 1 статьи 54 указанного Закона предусмотрено, что реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ, не требуется, за исключением случаев, установленных указанной статьей.
Согласно части 4 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.
Принимая во внимание, что такая форма как кооператив не соответствует предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целям и задачам, в рамках которых осуществляется ведение садоводства и огородничества, переходными положениями указанного закона установлена возможность их преобразования в товарищества собственников недвижимости.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение перехода к новому правовому регулированию и не вводят оснований для преобразования иных видов кооперативов в товарищество собственников недвижимости.
Таким образом, в целях реализации положений частей 1 - 6 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реорганизация не требуется для:
садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ;
садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств;
дачного потребительского кооператива.
Указанные организации приводят свои учредительные документы, а также наименования в соответствие со статьями 1 - 28 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при первом изменении учредительных документов таких организаций (часть 5 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).
Аналогичная позиция изложена в Информации Минэкономразвития России «Ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»».
В проекте Устава, в редакции от 2018 года цели, предмет, виды деятельности ДПК «Победа Октября» не изменились они, как и ранее связаны с ведением садоводства (огородничества) на садовых (огородных) земельных участках.
Таким образом, учитывая, что в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реорганизация в форме преобразования дачного потребительского кооператива в товарищество собственников недвижимости не требуется, решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара от 11 марта 2019 г. и УФНС России по Самарской области от 3 апреля 2019 г. №20-15/11396@ являются законными, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит оставлению без изменения.
Фактически доводы апелляционной жалобы ДПК «Победа Октября» по существу являются его позицией в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дачного потребительского кооператива «Победа Октября» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –