Дело № 2-2320 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.03.2016 г.Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Романовой Е.О., с участием представителя ответчика Говоруха Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко ФИО13, Старцевой ФИО14, Захаренковой ФИО15, Васякиной ФИО16, Витиник ФИО17, Казьминой ФИО18, Чунаревой ФИО19, Курдюкова ФИО20 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год, компенсации морального вреда, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, войсковая часть 62665,
У С Т А Н О В И Л:
истцы обратились в суд с данным исковым заявлением, в обоснование исковых требований указав, что они работают в техническом управлении ТОФ (орган военного управления флота), который находится на финансовом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю». Начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2001 № 90. Выплата ЕДВ за 2015 год им произведена не была. Кроме того, ФКУ «УФО МО РФ по ПК» выплатило им материальную помощь за 2016 год без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока, чем ущемило их трудовые права.
Просят взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю» единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в пользу ФИО11 в размере <данные изъяты>, ФИО8 – <данные изъяты>, ФИО2 – <данные изъяты>, ФИО3 – <данные изъяты>, ФИО4 – <данные изъяты>, ФИО5 – <данные изъяты>, ФИО6 – <данные изъяты>, ФИО7 – <данные изъяты>, районный коэффициент и процентную надбавку за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в пользу ФИО11 в размере <данные изъяты>, ФИО8 – <данные изъяты>, ФИО2 – <данные изъяты>, ФИО3 – <данные изъяты>, ФИО4 – <данные изъяты>, ФИО5 – <данные изъяты>, ФИО6 – <данные изъяты>, ФИО7 – <данные изъяты>, а также компенсацию морального вреда.
Истцы, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцы ходатайствовали о рассмотрении дела их отсутствие.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дела в отсутствии истца, представителя третьего лица.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Вместе с тем, предоставила в материалы дела свой расчет возможной задолженности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела установлено, что истцы работают в техническом управлении ТОФ (орган военного управления флота). Должности истцов поименованы как «гражданский персонал».
Начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. № 90, которым предусмотрены кроме указанных в приказе выплат, «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами» (пункт 2 "в"), «формировать фонды оплаты труда с учетом: иных выплат предусмотренных соответствующими федеральными законами» (пункт 2 "г").
Частью 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в исполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено выплачивать вознаграждение гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 "в" постановления).
Как установлено в судебном заседании, должности истцов относятся к категории «гражданский персонал», что подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 г., ВКПИ 04-116 установлено, что гражданский персонал органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации относится к гражданскому персоналу отдельных органов федеральных органов исполнительной власти.
Из изложенного следует, что выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ), согласно Постановлению Правительства РФ от 05.10.2007 № 645, положена и гражданскому персоналу, в том числе и истцам.
19.08.2002 Министром обороны РФ был издан приказ № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года».
Абзацем вторым приказа № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года» было определено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых из федерального бюджета, оплата труда которого производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере двух окладов (тарифных ставок).
Таким образом, Министр обороны Российской Федерации, действуя в пределах своих полномочий и прав, делегированных ему постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349 и от 2001 года № 1027, на момент издания приказ № 90 от 02.03.2001 определил категорию гражданского персонала Вооруженных сил РФ, которому надлежит выплачивать единовременно денежное вознаграждение по итогам года, оплата труда которых осуществлялась не на основе Единой тарифной сетки.
Между тем, приказ № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года», в настоящее время утратил силу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 16.02.2009 № 52 в связи с введением новой системы оплаты труда.
Как установлено в судебном заседании, истцы относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и, следовательно, при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала, установленными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349 и от 2001 года № 1027, нарушаются их права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истцов без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше.
Учитывая, что приказом № 90 от 02.03.2001 регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, то выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ), согласно постановлению Правительства РФ от 05.10.2007 № 645, положена истцам.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд находит необоснованным утверждение ответчика о том, что не имеется оснований для выплаты истцам ЕДВ по итогам работы за 2015 год.
Доказательств, свидетельствующих о произведенной выплате истцу, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Вместе с тем, суд соглашает с расчетом, предоставленным представителем ответчика, согласно которому, единовременное вознаграждение за 2015 год составляет: ФИО11 – <данные изъяты>, ФИО8 – <данные изъяты>, ФИО2 – <данные изъяты>, ФИО3 – <данные изъяты>, ФИО4 – <данные изъяты>, ФИО5 – <данные изъяты>, ФИО6 – <данные изъяты>, ФИО7 – <данные изъяты> (суммы без вычета НДФЛ 13%), которое подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, суд также находит законными и обоснованными требования истцов о взыскании им невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год, в силу следующего.
Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод также подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 года № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.
Начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. № 90, которым предусмотрены, кроме указанных в приказе выплат, «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами» (пункт 2 "в"), «формировать фонды оплаты труда с учетом: иных выплат предусмотренных соответствующими федеральными законами» (пункт 2 "г").
Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
07.12.1994 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел».
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. № 1027 (в редакции от 02.10.2009 г.) «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты
им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).
Пунктом 4(6) данного Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. № 1027 издан приказ Министра Обороны РФ от 02 марта 2001 года № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ», пунктом 2 которого, указано Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации: г) формировать фонды оплаты труда с учетом: районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и, как составная часть ежегодного фонда оплаты труда, формируется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока. Такая материальная помощь, определённая Постановлением Правительства Российской Федерации № 1027, напрямую связана с должностным окладом конкретного работника, т.е. она твёрдо связана с выполнением определенной меры труда установленной сложности.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.1990 г. № 458 и внесенных в него изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 г. № 537, Постановлением Министерства Труда от 11.09.1995 г. № 49 и Инструкцией о составе фонда заработной платы.... районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 г. № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» введена выплата материальной помощи военнослужащим контрактной службы, согласно которому им оказывается материальная помощь в размере двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока.
Таким образом, как установлено в судебном заседании, истцы относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и, следовательно, при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала, установленными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349, от 2001 года № 1027 и
от 3012.2000 № 1027, нарушаются их права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истцов без выплат районного коэффициента и процентной надбавки оплачивается значительно меньше.
Учитывая, что приказом Министерства Обороны Российской Федерации от 02.03.2001 года № 90 регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, то выплаты районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи положены истцам.
Доказательствами, представленными в материалы дела установлено, что истцам в 2016 году выплачена материальная помощь без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока.
Принимая во внимание изложенные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что с ФКУ «УФО РФ по ПК» подлежит взысканию в пользу истцов районный коэффициент и процентная надбавка за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год.
Согласно расчету, предоставленному представителем ответчика, проверенному судом и признанному верным, задолженность невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год перед истцами составляет: ФИО11 – <данные изъяты>, ФИО8 – <данные изъяты>, ФИО2 – <данные изъяты>, ФИО3 – <данные изъяты>, ФИО4 – <данные изъяты>, ФИО5 – <данные изъяты>, ФИО6 – <данные изъяты>, ФИО7 – <данные изъяты> (суммы без вычета НДФЛ 13%), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из принципов разумности и справедливости, степени вины ответчика, суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, поскольку заявленные истцами суммы является необоснованно завышенной.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Шевченко ФИО21, Старцевой ФИО24, Захаренковой ФИО26, Васякиной ФИО29, Витиник ФИО28, Казьминой ФИО22, Чунаревой ФИО23, Курдюкова ФИО25 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, войсковая часть 62665, о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год – удовлетворить в части.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Шевченко ФИО30 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Старцевой ФИО31 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Захаренковой ФИО32 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Васякиной ФИО33 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Витиник ФИО34 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Казьминой ФИО35 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Чунаревой ФИО36 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Курдюкова ФИО37 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>, сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2016 год в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Синицын