Дело № (2-3576/2023) УИД 05RS0№-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
10 января 2024 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Яшиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усмановой (А.) М. А. и А. М. А. к Администрации ГО «<адрес>» и ПГСК «Тур» о признании права собственности в порядке наследования на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Усманова (А.) М.А. и А. М.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации ГО «<адрес>», ПГСК «Тур» о признании права собственности на гараж в порядке наследования. Требования Усмановой (А.) М.А. и А. М.А. обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец А. А. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти открылось наследство, в состав которого входит гараж, расположенный по адресу: <адрес> ПГСК «Тур», линия 2, №. Наследниками по закону после смерти А.а А.Г. являются его дети – истцы дочь Усманова (А.) М.А., сын А. М.А., которые в установленном порядке приняли наследство после смерти наследодателя, обратившись к нотариусу. Помимо истцов имеется еще один наследник по закону первой очереди Камилкадиев И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который по решению Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, приял свою часть наследства в виде 1/3 гаража, расположенного на земельном участке ПГСК «Тур», общей площадью 24 кв.м. за № по линии 2 в <адрес>.
Истцы обратились к нотариусу с заявлением о включении в наследственную массу и принятии его части наследства в виде гаража. В оформлении наследственных прав на гараж наследникам было отказано в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности за наследодателем. Данный гараж выделен их отцу на основании решения ГСК от 1998 года. При жизни он владел гаражом, площадью 24 кв. м., но не обратился за государственной регистрацией права собственности.
Истцы А. М.А., Усманова (А.) М.А., представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>», ответчик ПГСК «Тур», нотариус <адрес> Саидова Д.Я., третье лицо Камилкадиев И.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право наследования, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ и урегулированное гражданским законодательством, обеспечивающее гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю) к другим лицам (наследникам), включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение (Постановление Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии п.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что А. А. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись акта о смерти №, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-БД № от 1502.2019.
Наследодатель А. А.Г. являлся владельцем гаража №, расположенного по адресу: <адрес>, ПГСК «Тур», Линия 2, что подтверждается справкой ПГСК «Тур» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что А. А.Г. является членом указанного гаражного кооператива с 1998 года.
Согласно справке, выданной председателем ПГСК «Тур» Султановым С.А. паевой взнос Абакаровым А.Г. выплачен полностью и задолженностей по членским взносам нет.
Истцами представил в суд технический план гаража, общей площадью 24 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, ГСК «Тур», линия 2, гараж № и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий.
Приведенные выше обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположен спорный гараж, а также ряды иных гаражей, отведен для эксплуатации и строительства индивидуальных гаражей, решением исполнительного комитета Каспийского городского Совета депутатов трудящихся ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О гаражно-строительном кооперативе» которым гаражно – строительному кооперативу «Тур» разрешено строительство коллективного гаража на 200 боксов в районе расположения конторы «горгаза» площадью 5000 кв. метров.
Согласно схеме расположения земельного, гаражный бокс расположен на земельном участке земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –объекты гаражного назначения
Поскольку спорный гараж возведен на земельном участке, предназначенном для строительства и обслуживания индивидуальных гаражей ПГСК «Тур» и отведенном для таких целей в установленном порядке, суд считает, что гараж не является самовольной постройкой. Вышеприведенные факты ответчиками не оспаривались и не опровергнуты.
Согласно техническому паспорту на гараж, расположенное в ПГСК «Тур», линия 2, № он возведен в 1975 году, имеет фундамент железобетонный, кирпичные стены. <адрес> строения составляет 24 кв. метров.
Таким образом, гараж представляет собой капитальное строение, построен на земельном участке, выделенном непосредственно для строительства гаражей. Данный объект отвечает требованиям, предъявляемым к недвижимому имуществу статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. гараж прочно связан с землей, и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно
Таким образом, из материалов дела, установлено, что после вступления в ПГСК «Тур» с 1998 года А. А.Г. открыто, непрерывно, добросовестно владел, пользовался указанным имуществом, а также нес расходы по его содержанию, то есть фактически осуществляла все права собственника в отношении данного недвижимого имущества.
До настоящего времени законность оснований владения и пользования данным имуществом гр. Абакаровым А.Г. и его наследниками никем не оспаривалась, спорный гараж самовольной постройкой в установленном законом порядке признан не был, требование об освобождении земельного участка от незаконно возведенного строения заинтересованными лицами не заявлялось.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в абзаце втором пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что лица, полностью внесшие свой паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса, а не с момента государственной регистрации права.
Исходя из указанных выше норм, право собственности на имущество у лица, выплатившего полностью паевой взнос, возникает с момента выплаты взноса.
Согласно п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Факт внесения денежных средств в счет оплаты паевого взноса наследодателем Абакаровым А.Г. подтвержден справкой ПГСК «Тур» о том, что Абакаровым А.Г. паевой взнос за гараж № по Линии 2 в ПГСК «Тур» выплачен в полном объеме, и задолженностей нет. Доказательств обратного, суду не представлено.
Исходя из изложенного судом установлено, что вышеуказанный гараж на момент смерти принадлежал наследодателю А.у А.Г. на праве собственности, не зависимо от государственной регистрации права и подлежит включению в наследственную массу после смерти А.а А.Г.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданского права может осуществляться путем признания права.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в соответствии с законом не может им принадлежать.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом
В силу статей 1110, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде, как единое целое и в один и тот же момент. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства, согласно ст.1114 Гражданского кодекса Российской Федерации, является день смерти гражданина. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115, ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152, статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве собственности на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Письмом нотариусом Каспийского нотариального округа РД Саидовой Д.Я. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, ПГСК «Тур», линия 2, №, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов подтверждающих право собственности на земельный участок, за умершим.
Истица Усманова (А.) М. А. приходилась умершему А.у А. Г., дочерью, что подтверждается свидетельствами о рождении V-БД №, актовая запись 129.
Истец А. М. А. приходился умершему А.у А. Г., сыном, что подтверждается свидетельствами о рождении III-БД №, актовая запись 566
Из свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом нотариального округа <адрес> Саидовой Д.Я. следует и судом установлено, что наследниками Усмановой (А.) М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Абакаровым М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принято в равных долях наследство, оставшееся после смерти А.а А. Г. в виде: комнаты в квартире, общей площадью 10,2 кв. м., расположенной по адресу: <адрес> ком. 100, с кадастровым номером 05:48:000032:5023.
Спорный гараж в состав наследственного имущества не вошел, поскольку на момент открытия наследства право собственности наследодателя на указанный объект недвижимого имущество не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Как следует из разъяснений пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Факт принятия Абакаровым М.А. и Усмановой (А.) М.А. наследства в виде вышеперечисленного имущества означает принятие всего причитающегося им наследства, в том числе спорного гаража.
Как установлено судом наследниками после смерти А.а А.Г. являются его дети - Камилкадиев И. А., Усманова (А.) М. А., А. М. А..
В соответствии с ч. 2. ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Привлеченный в качестве третьего лица наследник Камилкадиева И.А. о защите гражданских прав не заявлял. Своих возражений против удовлетворения требований А. М.А. и Усмановой (А.) М.А. не высказал.
Решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Камилкадиев И.А. приял свою часть наследства в виде 1/3 гаража.
Исходя из вышеустановленных юридически значимых обстоятельств и из положений указанных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов о включении спорного имущества в наследственную массу и признании за Абакаровым М.А. и Усмановой (А.) М.А. права собственности на 1/3 доли гаража, площадью 24 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, ПГСК «Тур», линия 2, №, в порядке наследования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Усмановой (А.) М. А. и А. М. А. удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти наследодателя А.а А. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж, площадью 24 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, ПГСК «Тур», линия 2, №.
Признать за Усмановой (А.) М. А. право собственности в порядке наследования на 1/3 долю гаража площадью 24 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, ПГСК «Тур», линия 2, №.
Признать за Абакаровым М. А. право собственности в порядке наследования на 1/3 долю гаража площадью 24 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, ПГСК «Тур», линия 2, №.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации возникшего права собственности.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Верховный Суд РД, путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: