Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-29/2024 ~ М-12/2024 от 18.01.2024

УИД № 76RS0009-01-2024-000015-36

Дело №2-29/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Егоровой М.П.,

при секретаре Березиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранковой Тамары Геннадьевны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Баранкова Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование иска указано, что Баранкова Т.Г. является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим учителем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности – в <адрес>. В течение нескольких лет Баранкова Т.Г. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе, по оплате за электроснабжение, отопление, содержание и ремонт жилья, за взносы в фонд содействия капитальному ремонту). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи – дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р. (инвалид детства, умершая 14.03.2023г.), при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Баранкова Т.Г. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с января 2019 года. Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (определение от 1 декабря 2005 года N 521-0). Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Баранкова Т.Г. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что просит взыскать с ответчика почтовые расходы на отправку искового заявления.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. Баранкова Т.Г. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 15.09.2012 по настоящее время. В период с 10.09.2021г. по 12.09.2022г. Баранкова Т.Г. являлась получателем компенсации по категории «Неработающие пенсионеры, из числа работников государственных (муниципальных) организаций, проживающие в сельской местности (педагогические работники)». В период с 10.09.2021г. по 12.09.2022г. расчет сумм компенсации Баранковой Т.Г. осуществлялся с учетом зарегистрированных членов семьи - 2 человека.

Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее по тексту, - Порядок). В соответствии с п. 2.3 Порядка, расчет сумм компенсации ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. Истец в исковом заявлении указывает, что ответчик, в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, прекратив с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи истца, - поступил незаконно. Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, исполняющий до 01.04.2023 переданные государственные полномочия в соответствии с Законом Ярославской области №69-з от 20.12.2022 «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», с 01.04.2023 прекратил все действия в отношении льготополучателей, в том числе и выплаты по вышеуказанным мерам социальной поддержки. Таким образом, Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, прекратив выплату компенсации на членов семьи истца с 01.01.2019, действовал на основании норм законодательства Ярославской области, и в отношении истца нарушений не совершал. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 №1062-п создано ГКУ ЯО «ЕЦСВ», основными видами деятельности которого являются исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на плату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставляет меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только с 01.04.2023, а сам расчет производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. На основании Социального кодекса Ярославской области, для осуществления выплаты компенсации на членов семьи должны быть соблюдены следующие требования: педагогический работник или руководитель образовательной организации должен быть неработающим пенсионером; педагогический работник или руководитель образовательной организации должен проживать в сельской местности; члены семьи педагогического работника или руководителя образовательной организации должны соответствовать статусу, вытекающему из ст. 31 ЖК РФ. Соответственно только при соблюдении указанных требований компенсация выплачивается на членов семьи педагогического работника. В соответствии со ст. ст. 199, 200 ГК РФ, к заявленным требованиям истца в части восстановления мер социальной поддержки с 01.01.2019 по мнению ГКУ ЯО «ЕЦСВ», считают необходимым применить срок исковой давности, о чем ходатайствуют перед судом, т.к. истец узнала о нарушении своего права в январе 2019 года, когда не получила выплаты на членов семьи. Дополнительно указали, что в связи со смертью члена семьи истца - дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., скончавшейся ДД.ММ.ГГГГ., компенсация расходов на члена семьи истца с марта 2023г. предоставляться не должна.

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «Первомайское коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Наш дом» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддержали.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Баранкова Т.Г. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.02.2024г. жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, находятся в собственности истца Баранковой Т.Г. 62/90 доли и дочери истца - ФИО2 28/90 доли в праве общей долевой собственности.

В данном жилом помещении были зарегистрированы и проживают: истец Баранкова Т.Г. с 10.04.1987г. по настоящее время), а также ФИО2 (с 12.11ю1999г. по 14.03.2023г.)

Согласно свидетельству о смерти II-ГР от 15.03.2023г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ( дочь истца) скончалась ДД.ММ.ГГГГ.

До 01.01.2019 г. истец Баранкова Т.Г. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019г. расчет компенсации производится только на истца. В период с 10.09.2021г. по 12.09.2022г. Баранокова Т.Г. являлась получателем компенсации по категории «Неработающие пенсионеры, из числа работников государственных (муниципальных) организаций, проживающие в сельской местности (педагогические работники)». В период с 10.09.2021г. по 12.09.2022г. расчет сумм компенсации Баранковой Т.Г. осуществлялся с учетом зарегистрированных членов семьи - 2 человека.

Дочь истца – ФИО2 являлась членом семьи истца Баранковой Т.Г. - в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку была зарегистрирована и проживала до даты смерти 14.03.2023г. совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

В данном случае требования истца следует удовлетворить частично.

Ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знал об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратился в суд 18.01.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 18.01.2021 г.

Кроме того, перерасчету не подлежит период с 10.09.2021г. по 12.09.2022г., так как Баранкова Т.Г. являясь получателем компенсации по категории «Неработающие пенсионеры, из числа работников государственных (муниципальных) организаций, проживающие в сельской местности (педагогические работники)», получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных членов семьи - 2 человека, а сама компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированного члена семьи дочери Баранковой А.С., будет рассчитана только до даты проживания дочери по адресу регистрации истца до 14.03.2023г. (даты смерти Баранковой А.С.)

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб. а также расходы на отправку искового заявления ( почтовые расходы) в сумме 71руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Баранковой Тамары Геннадьевны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 18.01.2021г. и за исключением периода с 10.09.2021г. по 12.09.2022г. восстановить Баранковой Тамаре Геннадьевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес> паспорт серии 78 08 выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Ярославской области в Первомайском районе, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: дочери ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 18.01.2021г. по 14.03.2023г. и за исключением периода с 10.09.2021г. по 12.09.2022г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Баранковой Тамаре Геннадьевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес> паспорт серии 78 08 выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Ярославской области в Первомайском районе возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также почтовые расходы в размере 71руб., а всего 371руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Решение изготовлено 19.03.2024г.

Судья М.П. Егорова

2-29/2024 ~ М-12/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Баранкова Тамара Геннадьевна
Ответчики
Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единый центр социальных выплат Ярославской области"
Другие
АО "ЯрОбл ЕИРЦ"
ООО "Наш дом"
АО "Первомайское коммунальное хозяйство"
ПАО "ТНС Энерго - Ярославль"
Суд
Первомайский районный суд Ярославской области
Судья
Егорова Марина Павловна
Дело на странице суда
pervomaysky--jrs.sudrf.ru
18.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Дело оформлено
24.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее