Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-614/2022 ~ М-724/2022 от 27.07.2022

Дело № 2-614/2022

УИД № 75RS0024-01-2022-001226-63

                                                      РЕШЕНИЕ

                                     Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года                                                                         п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего федерального судьи Мусихина А.В.,

при секретаре судебного заседания Курашиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попову Н.С. к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшей, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан, жилое помещение которых утрачено и произведении выплаты на приобретение жилого помещения,

                                                   установил:

Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В зону чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Чернышевский район» в 2021 г. включен двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. В <адрес>, указанного жилого дома проживает истец. Указанная квартира предоставлена истцу на основании типового договора найма жилого помещения. Согласно уведомления администрации МР «Чернышевский район»№ от ДД.ММ.ГГГГ г., истцу отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности и документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение. С данным отказом истец не согласна, поскольку данная квартира является для нее единственным жильем, она в ней прописана и проживает. В связи с чем истец полагает, что имеет право на получение выплаты на приобретение иного жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Просит признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить ее в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г. Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести выплату истцу на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».

В судебное заседание истец Попову Н.С. не прибыла, предоставила суду заявление о поддержании заявленных требований и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Чернышевский район» в судебное заседание не прибыл. Представитель по доверенности Кожина Н.Ю. предоставила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации МР «Чернышевский район», в котором также указала, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, предоставил суду возражений относительно заявленных исковых требований, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судом, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).

Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.

Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.

В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.

Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения Губернатором Забайкальского края соответствующих Списков по Забайкальскому краю, Министерство направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 федеральных Правил (п. 34-36 Правил).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе двухквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии с ч. 2 ст. 62 ЖК РФ самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Из материалов дела следует, что истец Попову Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ года работала в Колхозе им. ФИО6 Чернышевского района Читинской области, что подтверждается копией трудовой книжки.

Попову Н.С., ее супругу Попову В.И., сыну Попову С.В. колхозом им. ФИО6 предоставлена для проживания по договору найма жилого помещения квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно выписок из похозяйственной книги администрации <данные изъяты>» на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 гг. истец проживала по указанному выше адресу, как и на момент чрезвычайной ситуации.

Истец Попову Н.С. имеет регистрацию по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

После ликвидации колхоза им.ФИО6 жилой фонд в администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» передан не был.

Согласно справки администрации СП «<данные изъяты>», <адрес> дом.8 в реестре муниципального имущества сельского поселения «<данные изъяты>» не значится.

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за №КУВИ- следует, что сведения о регистрированных правах на указанную квартиру отсутствуют.

Требования о выселении истца из занимаемой квартиры администрацией сельского поселения «<данные изъяты>» до настоящего времени истцу не предъявлялось.

Кроме того, земельный участок площадью 2600 кв.м., с кадастровым номером , под указанной квартирой принадлежал на праве собственности Попову В.И. (супругу истца) на основании дубликата свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Орган выдачи <данные изъяты> сельский <адрес>.

Попову В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Попову Н.С. вступила в права наследования на указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ, о чем в материалах дела имеется копия свидетельства о праве на наследство по закону.

Суд, оценив совокупность предоставленных доказательств, приходит к выводу о наличии отношений социального найма на квартиру по адресу <адрес>, между Попову Н.С. и администрацией СП «<данные изъяты>» на момент произошедшей чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ, поскольку между сторонами фактически сложились отношения социального найма в отношении данной квартиры, третьи лица на нее не претендуют.

Заключением о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, здание повреждено в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Степень повреждения объекта в результате чрезвычайной ситуации составляет 76 %.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46, произошедшего 23.07.2021.

В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией муниципального района «Чернышевский район» об отказе во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, указано, что основанием отказа Попову Н.С., является п.п.1 п.23 Правил.

Сведений о наличии у истца иного жилого помещения пригодного для проживания на момент введения режима чрезвычайной ситуации не имеется.

Иных оснований для признания права истца отсутствующим суду не представлено, в ходе рассмотрения дела не добыто.

Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение, фактическим нанимателем которого является истец, расположенное по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории Забайкальского края в период 2021 года, в связи с чем истец имеет право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Попову Н.С. удовлетворить.

Установить наличие отношений социального найма на жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, между Попову Н.С. и администрацией СП «<данные изъяты>» на момент произошедшей чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ.

Признать Попову Н.С., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края в 2021 году и утратившей единственное жилое помещение по адресу: <адрес>.

Признать за Попову Н.С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой единственного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.

Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить     Попову Н.С., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципального району «Чернышевский район».

Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Попову Н.С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> выплату на приобретение жилого помещения исходя из нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения на семью из 1 человека - 33 кв. метра.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу:                                      А.В.Мусихин

Решение принято в окончательной форме 09 октября 2022 года.

2-614/2022 ~ М-724/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Наталья Сергеевна
Ответчики
Администрация муниципального района "Чернышевский район"
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Другие
СПК "Кировский"
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальского края
Судья
Мусихин Александр Витальевич
Дело на странице суда
chernishevsk--cht.sudrf.ru
27.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
09.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2022Дело оформлено
29.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее