Дело -----
УИД 21RS0023-01-2023-003927-72
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
5 октября 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев жалобу Федорова ------ на постановление Городской административной комиссии от дата ----- по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от дата -----,
установил:
Постановлением Городской административной комиссии от дата ----- Федоров А. Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ------
Не согласившись с постановлением Городской административной комиссии, Федоров А. Ю. обжаловал его в суд на предмет отмены, указав, что место, где было припарковано его транспортное средство, не является озелененной территорией, является обочиной.
В судебном заседании Федоров А. Ю. жалобу поддержал, в случае отклонения его доводов просил изменить наказание на предупреждение.
Представитель Городской административной комиссии адрес ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении жалобы просил отказать.
Выслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» установлена административная ответственность за размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.
На момент фиксации правонарушения действовали утвержденные в соответствии с Федеральным законом от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования адрес - столицы Чувашской Республики, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата ----- Правила благоустройства территории адрес (действ. до дата).
Пунктом 5.дата названных Правил был установлен запрет на размещение на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
В соответствии с частью 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Таким образом, размещение транспортного средства на озелененных территориях в городе Чебоксары с нарушением требований пункта 5.дата Правил является основанием для привлечения собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», путем вынесения постановления в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
При этом по смыслу названных норм к озелененным территориям отнесены не только газоны и цветники, но и иные территории, занятые травянистыми растениями вне зависимости от характера их произрастания (естественного или искусственного насаждения).
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов средств фотосъемки, изготовленных при помощи средства автоматической фиксации правонарушений ФИО4 идентификатор А688 (поверка действительна до дата) постановлением Городской административной комиссии от дата -----, вынесенным в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, Федоров А. Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», по тем основаниям, что в нарушение пункта 5.дата Правил благоустройства территории адрес от дата ----- он, являясь собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком ----- дата ------. разместил по адресу: адрес, транспортное средство на озелененной территории.
Факт размещения автомобиля, принадлежащего на праве собственности Федорову А. Ю. в не отведенном на то месте, подтвержден материалами дела, в том числе, фотоматериалом.
Доводы заявителя том, что место, где было припарковано транспортное средство, не является озелененной территорией, несостоятельны.
Согласно пункту 1.6.1 Правил благоустройства озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды адрес с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории адрес.
Отсутствие в месте парковки автомобиля зелени не свидетельствует об изменении функционального назначения участка как озелененной территории.
Из представленного фотоматериала (цветной фотографии), явившегося основанием для привлечения лица к административной ответственности, следует, что автомобиль с гос. рег. знаком К 112 РЕ 21 находится на участке местности с грунтовым покрытием, имеющем естественно произрастающую травянистую растительность.
Таким образом, событие административного правонарушения установлено. В обжалуемом постановлении Городской административной комиссией сделан обоснованный вывод о виновности его в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики ----- от дата «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2, главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.
В данном случае, административное правонарушение зафиксировано с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, протокол об административном правонарушении не составлялся, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформлено в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере ------ судья находит не соответствующим характеру и степени общественной опасности правонарушения с учетом данных о личности.
Общие правила назначения административного наказания закреплены в ст. 4.1 КоАП РФ, частью 1 которой предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от дата ------П, от дата ------П и от дата ------П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность, в том числе органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Санкцией ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за совершение административного правонарушения предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан.
С учетом того, что в ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- штраф определен в качестве наказания, альтернативного менее строгому наказанию в виде предупреждения, то необходимость его применения во всяком случае должна была быть мотивирована при разрешении дела.
Назначение административного наказания в виде административного штрафа не является единственно возможным способом достижения целей административного наказания при наличии признаков состава правонарушения, оценке подлежит вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к данному виду административной ответственности.
Понятие предупреждения содержится в ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ под ним подразумевается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку постановление Городской административной комиссии в части назначения наказания в виде административного штрафа основано на данных, не подтверждающих необходимость применения к указанному лицу названной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, а также при назначении наказания не были учтены принципы, на которых основаны общие правила назначения административного наказания, постановление подлежит изменению в части назначенного наказания.
Учитывая отсутствие в деле сведений об отягчающих административную ответственность обстоятельствах, перечень которых приведен в статье 4.3 КоАП РФ, данные о личности виновного, которые не учитывались административным органом, и его имущественное положение, в том числе отсутствие сведений о фактах привлечения к административной ответственности ранее, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, характер совершенного административного правонарушения, считаю возможным изменить постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере ------ и назначить наказание в виде предупреждения, что будет соответствовать требованиям ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ и отвечать принципу справедливости.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление Городской административной комиссии адрес подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление Городской административной комиссии от дата ----- о привлечении Федорова ------ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от дата -----, изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере ------ и назначить Федорову ------ наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление Городской административной комиссии от дата ----- оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И. Н. Сидорова