УИД № 62RS0031-01-2021-001004-85
Дело № 2-558/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 декабря 2021 года. р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Рябкова И.А., представителя истца Кабановой Е.Е. – Бялик О.В., при помощнике судьи Маняшиной Н.Е., действующей по поручению председательствующего судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабановой Елены Евгеньевны к Администрации муниципального образования - Желудевское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Кабанова Е.Е., действуя через своего представителя Бялик О.В., обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования - Желудевское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону.
Свои требования истец мотивирует тем, что 10 июня 1999 года умер её дедушка ФИО1., после смерти которого осталось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Наследником после его смерти являлась жена ФИО2 (бабушка истца), которая фактически приняла наследство, поскольку была зарегистрирована и проживала вместе с мужем по вышеуказанному адресу. При этом, ФИО2, не оформив своих наследственных прав на указанное имущество, умерла 07 августа 2015 года. Наследниками первой очереди после её смерти являлись сын ФИО4 (отец истца), который не оформив своих наследственных прав на указанное имущество, умер 13 октября 2020 года, и дочь Акимова Г.А., которая в наследство не вступала, проживала в Московской области.
Истец указывает, что ФИО4 фактически принял наследство после смерти своей матери, так как на момент ее смерти постоянно проживал в указанном жилом доме, пользовался и распоряжался вещами, принадлежащими умершим родителям. Кроме этого, похороны ФИО2 производились так же отцом истца. Наследниками первой очереди после смерти ФИО4 являются его дочь Кабанова Е.Е. (истец по делу), которая своевременно обратилась к нотариусу за оформлением своих наследственных прав, а так же сын ФИО5 и жена ФИО6, которые отказались от оформления наследственных прав, предоставив в нотариальную контору соответствующие заявления.
В настоящий момент она не может оформить свои наследственные права в нотариальном порядке, ввиду отсутствия надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, в связи с чем, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание истец Кабанова Е.Е. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца Кабановой Е.Е. – Бялик О.В., в судебном заседании просила удовлетворить требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям.
Ответчик – Администрация муниципального образования - Желудевское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Акимова Г.А. в судебное заседание так же не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие, то есть после 1 марта 2002 г. (статья 1 ФЗ-№ 147).
Таким образом, в данном случае подлежат применению положения раздела VII «Наследственное право» Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года.
В соответствии со статьей 530 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей на момент открытия наследства после смерти ФИО1, умершего 10 июня 1999 года при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Согласно статье 546 Гражданского кодекса РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
По делу установлено, что 10 июня 1999 года умер ФИО1, 1930 года рождения, (дедушка истца), что подтверждается копией свидетельства о смерти I-ОБ № от 17 июня 1999 года (л.д.10).
После смерти ФИО1 осталось наследственное имущество, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Право собственности на жилой дом подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 25 апреля 1990 года, согласно которого ФИО1 принял наследство после смерти своего отца ФИО3 в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с относящимися к нему надворными постройками (л.д.21).
Вместе с тем, сведения о жилом доме внесены в государственный кадастр недвижимости и ему присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №КУВИ-002/2021-148559213 от 10 ноября 2021 года. Согласно данной выписки, копия которой имеется в материалах дела, данный жилой дом, общей площадью 60,8 кв.м., расположен по адресу: <адрес> (л.д.37-38).
Решением Совета депутатов муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области № 58 от 27 июня 2002 года названному жилому дому, общей площадью 60,8 кв.м. присвоен адрес: <адрес> (л.д.20).
Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от 10 ноября 1992 года, согласно которого ФИО1 решением от 10 ноября 1992 года № 101 Желудевской сельской администрацией для ведения личного подсобного хозяйства предоставлено в собственность 0,28 га. (л.д.32).
Согласно архивной выписки, предоставленной архивным отделом Администрации МО - Шиловский муниципальный район № 427 от 15 июля 2021 года, на основании Постановления Главы Желудевской сельской администрации Шиловского района Рязанской области № 101 от 30 сентября 1992 года, за ФИО1 перерегистрировано право пользования землей и закреплено за ним в собственность, с целью ведения личного подсобного хозяйства, в размере 0,28 га. (л.д.18).
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости и ему присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-002/2021-148559213 от 10 ноября 2021 года. При этом, в графе «Особые отметки» имеются сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав. Вид права: собственность, правообладатель: ФИО1, реквизиты документа-основания: свидетельство о праве собственности от 10 ноября 1992 года № (л.д.35-36).
Постановлением Администрации муниципального образования - Желудевское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области № 42 от 27 сентября 2021 года, земельному участку с кадастровым № присвоен адрес: <адрес> (л.д.17).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 на день его смерти 10 июня 1999 года принадлежали на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, а так же земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При жизни ФИО1 завещания не оставил. Наследниками первой очереди после его смерти являлись: жена ФИО2 и дети ФИО4 и Акимова Г.А. (до брака Селиванова), которые в установленный законом срок не обратились с заявлением к нотариусу, что подтверждается информацией от нотариуса о том, что наследственное дело к имуществу умершего 10 июня 1999 года ФИО1 нотариальной конторой не заводилось (л.д.30).
Однако ФИО2 (бабушка истца по делу), совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно была зарегистрирована вместе с наследодателем по одному адресу, после его смерти оставалась проживать в указанном доме, пользовалась земельным участком.
Данный факт принятия наследства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО8, которые пояснили, что после смерти ФИО1 в жилом доме осталась проживать его жена ФИО2, а после ее смерти в доме постоянно проживал её сын ФИО4 вместе со своей супругой.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они являются последовательными, не противоречащими друг другу и подтверждаются письменными доказательствами, перечисленными ранее.
Факт родственных отношений ФИО2 с умершим ФИО1 подтверждается копией свидетельства о браке серии ЩМ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Таким образом, установлено, что ФИО2, являясь наследником первой очереди, своевременно фактически приняла наследство после смерти ФИО1 в виде жилого дома, с кадастровым №, а так же земельного участка, с кадастровым №, поскольку после смерти наследодателя в установленный законом шестимесячный срок вступила во владение и в управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.
Судом также установлено, что 7 августа 2015 года умерла ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти II-ОБ № от 7 августа 2015 г. (л.д.9).
При жизни ФИО2 завещания не оставила. Наследниками первой очереди после её смерти являлись её дети: ФИО4 и Акимова Галина Александровна. При этом, последняя проживает в Московской области, наследственное имущество после смерти матери не принимала.
Вместе с тем, ФИО4 в установленный законом срок так же не обратился с заявлением к нотариусу, что подтверждается информацией от нотариуса о том, что наследственное дело к имуществу умершей 7 августа 2015 года ФИО2 нотариальной конторой не заводилось. При этом, ФИО4, отец истца по делу, совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно с марта 2015 года после выхода на пенсию постоянно стал проживать в доме родителей вместе со своей супругой, обрабатывал земельный участок, поддерживал его в надлежащем состоянии, осуществил похороны матери.
Данные обстоятельства так же подтверждаются копией справки, предоставленной Администрацией муниципального образования - Желудевское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области № 241, согласно которой наследственное имущество после смерти ФИО1 и ФИО2 принято их сыном ФИО4, который пользовался вещами родителей, производил оплату коммунальных платежей, обрабатывал земельный участок (л.д.19).
Факт родственных отношений ФИО4 с умершей ФИО2 подтверждается копией свидетельства о рождении серии ЩМ № от 26 марта 1955 г. (л.д.14).
13 октября 2020 года умер ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти II-ОБ № от 23 октября 2020 г. (л.д.8).
При жизни ФИО4 завещания не оставил. Наследниками первой очереди после его смерти являются дочь Кабанова Е.Е. (истец по делу), которая своевременно обратилась к нотариусу за оформлением своих наследственных прав, что подтверждается копией наследственного дела к имуществу ФИО4 № года, а так же сын ФИО5 и жена ФИО6, которые отказались от оформления наследственных прав, предоставив в нотариальную контору соответствующие заявления (л.д.41-74).
27 апреля 2021 года нотариусом Рязанского нотариального округа Рязанской области истцу были выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти наследодателя ФИО4 на охотничье огнестрельное длинноствольное гладкоствольное ружье марки ИЖ-12, на автомобиль марки <данные изъяты>, на автомобиль марки <данные изъяты>, на 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.64-67).
В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок истцу было отказано ввиду отсутствия надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО4 спорные жилой дом и земельный участок, принадлежали до его смерти на праве собственности, в силу чего они подлежат включению в состав наследства после его смерти, а у истца, как наследника, возникло право требовать признания за ним права собственности на данное имущество.
Факт родственных отношений Кабановой Е.Е. с умершим ФИО4 подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ОБ № от 24 ноября 1976 г., копией свидетельства о браке серии II-ОБ № от 3 сентября 1994 г. (л.д.11).
В соответствии с частью 1 статьи 58 Закона от 13 июля 2016 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в силу решение суда о признании права собственности является основанием для государственной регистрации данного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кабановой Елены Евгеньевны к Администрации муниципального образования - Желудевское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования, – удовлетворить.
Признать за Кабановой Еленой Евгеньевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке наследования по закону, право собственности на жилой дом, общей площадью 60,8 кв.метров, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок, общей площадью 2800 кв.метров, с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: