Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-801/2023 от 26.10.2023

                                                                                                           № 21-801/2023

                                                                         УИД 38RS0019-01-2022-001936-93

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

20 ноября 2023 года                                                                                           г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Транснефть-Восток» ФИО2 на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года Номер изъят и решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток»,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года Номер изъят Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» (далее – ООО «Транснефть-Восток», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Решением судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба общества без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ООО «Транснефть-Восток» ФИО2 просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что дело об административном правонарушении возбуждено на основании результатов контрольных мероприятий, проведенных вопреки запрету, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Под видом проверки соблюдения условий гражданско-правовой сделки административный орган в нарушение законодательства о моратории на проверку, а также законодательства о порядке проведения государственного контроля (надзора), провел не предусмотренное законом контрольное мероприятие. Суд первой инстанции не учел, что акт проверки от 11 марта 2022 года является недостоверным доказательством, акт натурного обследования от 14 апреля 2022 года недопустимым доказательством, при их составлении допущены многочисленные нарушения законодательства. Вменяемое обществу деяние не подлежит квалификации по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ответственность за нарушение порядка рубки лесных насаждений установлена частью 2 статьи 8.25 названного Кодекса, что подтверждается судебной практикой Заларинского районного суда Иркутской области, поэтому производство по делу подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом нарушен принцип состязательности сторон, поскольку суд оценил в качестве достоверных доказательств показания свидетелей со стороны административного органа и не принял во внимание, умолчав о показаниях свидетелей со стороны общества. Показания свидетеля ФИО4 не упоминаются, а показания свидетеля ФИО5 поставлены под сомнение без достаточных оснований. Суд не дал надлежащей оценки показаниям должностного лица ФИО3

Законный представитель ООО «Транснефть-Восток», заместитель прокурора Заларинского района Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.

В судебном заседании защитник ООО «Транснефть-Восток» ФИО2 доводы жалобы поддержал, прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области ФИО6 полагала состоявшиеся по делу акты соответствующими требованиям закона и не подлежащим отмене.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству Номер изъят, материалы дела Заларинского районного суда Иркутской области Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно части 11 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 названных Правил установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 539 и от 29 апреля 2021 года № 303 утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме.

Пунктом 4.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 539, действовавшего в момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в таблице «Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры»: в графе «Наименование объекта» указываются наименования объектов лесной инфраструктуры.

Частью 1статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды от 31 июля 2020 года Номер изъят, заключенного между министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Транснефть-Восток», общество использует лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19,3898 га, местоположение: <адрес изъят> категория защищенности: ценные леса (леса, расположенные в зеленых зонах), вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, участок предоставлен с целью строительства «Магистрального нефтепровода Красноярск – Иркутск, Ду 1000 мм, 646,80 – 697,50 километров», участок Кимильтей – Кутулик 692,71 – 696,355 км, ИРНУ, Реконструкция.

11 марта 2022 года в ходе проверки исполнения обязательств по договору аренды лесного участка, а также в ходе проведения натурного обследования 14 апреля 2022 года должностными лицами территориального управления министерства лесного комплекса по Заларинскому лесничеству ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 выявлены нарушения ООО «Транснефть-Восток» требований пунктов 26, 27, 31 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614, и пункта 4 Правил заготовки древесины, выразившиеся в следующем:

- на территории <адрес изъят>, расположена древесина, уложенная в штабель длиной 61 метр и высотой 3,5 метра. Общий объем древесины в штабеле составляет 813,4 куб.м,

- на территории <адрес изъят>, расположена древесина породы сосна, лиственница, береза в виде сортимента длиной 6 метров, уложенная в штабель длиной 73 метра и высотой 6,5 метра. Общий объем древесины в штабеле составляет 1807,8 куб.м,

- на территории <адрес изъят>, расположена древесина породы сосна, лиственница, береза, осина в виде сортимента длиной 6 метров, уложенная в штабель длиной 16 метров и высотой 2 метра. Общий объем древесины в штабеле составляет 121,9 куб.м.,

Согласно проекту освоения лесов по договору аренды лесного участка Номер изъят от 31 июля 2020 года лесной склад должен находиться в <адрес изъят>

Вопреки доводам жалобы заготовленная ООО «Транснефть-Восток» древесина складирована (заготовлена) с нарушением проекта освоения лесов не в 137 квартале выдел 41ч, а на месте рубки древесины в 37 квартале выдел 6ч, то есть с нарушением Правил заготовки древесины, поскольку должна складироваться на территории арендованного участка в специально отведенном месте по проекту освоения лесов. Лесная декларация для создания объекта лесной инфраструктуры – лесного склада обществом в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству не подавалась.

Изложенное является нарушением статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил заготовки древесины.

Сообщение о допущенных ООО «Транснефть-Восток» нарушениях требований лесного законодательства направлено территориальным управлением министерства лесного комплекса <адрес изъят> по Заларинскому лесничеству в прокуратуру Заларинского района Иркутской области.

В соответствии с положениями статей 1, 10, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов, осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Информация о фактах нарушения законов может содержаться в поступающих в органы прокуратуры обращениях, которые являются поводами для возбуждения дела об административных правонарушениях, в случае, если в них содержится информация, указывающая на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 28.4 названного Кодекса прокурор при осуществлении надзора за соблюдением законов вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.

18 мая 2022 года заместителем прокурора Заларинского района Иркутской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Транснефть-Восток».

Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года Номер изъят Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией договора аренды лесного участка от 31 июля 2020 года Номер изъят, копией проекта освоения лесов, копией лесной декларации от 24 ноября 2021 года Номер изъят об использовании лесов в период с 6 декабря 2021 года по 1 июня 2022 года, отчетом об использовании лесов, актом натурного обследования от 14 апреля 2022 года и фототаблицей и видеозаписями к нему, актом проведения проверки соблюдения договорных обязательств от 11 марта 2022 года с фототаблицей и другими материалами дела.

Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья Заларинского районного суда Иркутской области исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что постановление должностного лица территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству отмене не подлежит, так как в действиях ООО «Транснефть-Восток» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По смыслу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Транснефть-Восток», являясь арендатором лесного участка, на территории которого расположены ценные леса и зеленые зоны, обязано соблюдать Правила заготовки древесины.

Согласно материалам дела, ООО «Транснефть-Восток» осуществляло деятельность по заготовке древесины на лесном участке с нарушением пункта 4 Правил заготовки древесины.

К выводу о виновности ООО «Транснефть-Восток» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо министерства лесного комплекса и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Доказательств отсутствия вины обществом не представлено, отсутствуют сведения о том, что обществом предприняты все возможные меры для соблюдения установленных законодательством обязанностей.

Действия ООО «Транснефть-Восток» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области и постановление должностного лица министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статьи 29.10 указанного кодекса.

Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении возбуждено на основании результатов контрольных мероприятий, проведенных вопреки запрету, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а также о том, что под видом проверки соблюдения условий гражданско-правовой сделки административный орган в нарушение законодательства о моратории на проверку и о порядке проведения государственного контроля (надзора), провел не предусмотренное законом контрольное мероприятие, являются несостоятельными, поскольку административное правонарушение выявлено заместителем прокурора Заларинского района Иркутской области на основании сообщения должностных лиц территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о лесопользовании.

Все доводы жалобы о недопустимости доказательств: акта проверки от 11 марта 2022 года и акта натурного обследования от 14 апреля 2022 года являются ошибочными, поскольку выводы о их недопустимости основаны на толковании законодательства о государственном контроле (надзоре), которое в данном случае не применялось при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном прокурором.

Доводы жалобы о неправильной оценке судьей районного суда имеющихся в деле доказательств не влечет отмену судебного акта, поскольку показания свидетелей приняты во внимание с учетом их согласованности с письменными материалами дела.

Доводы жалобы о неправильной квалификации действий общества являются ошибочными, поскольку прокурором, должностным лицом и судьей районного суда достоверно установлено нарушение обществом Правил заготовки древесины, действия общества правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.25 Кодекса, независимо от того обстоятельства, что предпринимательская деятельность общества не связана с заготовкой древесины.

Административное наказание ООО «Транснефть-Восток» назначено с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

Доводы общества со ссылкой на применение положений о малозначительности либо назначение наказания в виде предупреждения не влекут изменение состоявшихся по делу актов по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поскольку лес является национальным достоянием народа Российской Федерации, характер правонарушения свидетельствует о том, что оно не может быть признано малозначительным, поэтому оснований для освобождения общества от административной ответственности не имеется.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Поскольку в результате нарушения Правил заготовки древесины имеется угроза причинения вреда объектам животного мира и, как следствие, жизни и здоровью людей, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.

Постановление о привлечении ООО «Транснефть-Восток» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

                                                     Р Е Ш И Л :

Постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года Номер изъят и решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Транснефть-Восток» ФИО2 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                                                                                                М.А. Ткачук

21-801/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Транснефть-Восток"
Другие
Лысенко Павел Анатольевич
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ткачук Марина Анатольевна
Статьи

ст.8.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--irk.sudrf.ru
27.10.2023Материалы переданы в производство судье
20.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Дело оформлено
21.11.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее