Дело № 2-4191/2023
21RS0025-01-2023-003608-50
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Ишуткина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Вороновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации г. Чебоксары к Управлению ФССП России по Чувашской Республике – Чувашии об освобождении от исполнительского сбора,
проверив материалы дела,
у с т а н о в и л:
администрация г. Чебоксары (далее – истец, должник) обратилась в суд с иском к ответчику Управлению ФССП России по Чувашии (далее – ответчик, Управление, пристав) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, наложенного на истца постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении взыскателя Федорова П.А. о возложении на истца обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
Иск мотивирован тем, что просрочка срока добровольного исполнения вызвана большим объемом работы по предоставлению жилья, отсутствием у должника готового жилищного фонда для незамедлительного исполнения решений судов, необходимостью соблюдения закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сроков заключения муниципального контракта по результатам аукциона на закупку жилья, а также несостоявшимися аукционами по приобретению жилья для предоставления взыскателям ввиду установления государством низкой стоимости приобретаемого квадратного метра. В целях предоставления специализированного жилого помещения льготным категориям лиц, в том числе взыскателю, истцом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" объявлялись неоднократное аукционы по закупке жилых помещений для граждан по решений суда в 2021, 2022 г., 2023 г., которые не состоялись ввиду отсутствия заявок.
Ввиду низкой стоимости квадратного метра приобретаемого жилья застройщики и иные лица не принимали участие в аукционах, вследствие чего администрацией взыскателю не было представлено благоустроенное жилое помещение в установленные постановлением о возбуждении исполнительного производства сроки.
Истец администрация г. Чебоксары заявлением просил рассмотреть иск в отсутствие представителя и удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии, третьи лица: судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике Степанов Е.Ю., взыскатель Федоров П.А., о времени и месте судебного заседания извещены в установленном порядке, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, заявлений об отложении, о рассмотрении без участия в адрес суда не направили.
Третье лицо судебный пристав-исполнитель Степанов Е.Ю. представил заявление о рассмотрении дела без его участия, где просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика Управления ФССП России по Чувашской Республике, третьих лиц с признанием неявки неуважительной.
Проверив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении взыскателя Федорова П.А. о возложении на истца обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
Судебный пристав-исполнитель ввиду отсутствия доказательств исполнения истцом требований исполнительного документа постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ 2023 г. в отношении Федорова П.А. взыскал с администрации г. Чебоксары исполнительский сбор по 50 000,00 руб. за неисполнения каждого исполнительного документа в сроки, представленные для добровольного исполнения после отсрочки исполнения решения суда.
Из представленных материалов исполнительного производства усматривается и не оспаривается сторонами, что должником не исполнены требования исполнительных документов в предоставленный для добровольного исполнения срок.
Администрация г. Чебоксары не оспаривает правомерность возбуждения исполнительных производств против неё, установление срока добровольного удовлетворения - пять дней для исполнения требований исполнительного документа, своевременное получение ею постановлений о возбуждении исполнительного производства и предупреждение о взыскании с неё исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. как с должника-организации в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа в установленный срок – 5 дней, не исполнение до настоящего времени требований исполнительных документов в отношении взыскателей.
Согласно ст. 112 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательства предусмотрены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами для не исполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», согласно которым полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, в данном случае - государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующим порядок и сроки совершения мероприятий в указанной сфере.
План соответствующих закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17).
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 1 ст. 49).
Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 54).
Истцом во исполнение решения суда с соблюдением требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказов Минстроя России как до разрешения дела по существу, так и после разрешения дела объявлялисьэлектронные аукционы ДД.ММ.ГГГГ г.г. (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
По итогам аукциона в ДД.ММ.ГГГГ г. заключены 9 контрактов со сроком передачи 123 квартир не позднее ДД.ММ.ГГГГ на 147890944,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на 9 квартир, которые переданы 13, 17 16, ДД.ММ.ГГГГ и которые распределены иным взыскателям согласно решениям судов за 2019-2021 г. и последующие контракты со сроком предоставления квартиры в декабре 2022 г.
В 2023 году заключен 1 контракт на приобретение 30 квартир не позднее ДД.ММ.ГГГГ на 66717120,00 руб.
Приказом Минстроя и ЖКХ России от 29.03.2022 г. № 215/пр на второй квартал 2022 г. установлена стоимость одного квадратного метра общей площадью в размере 61 213,00 руб., в то время как средняя цена 1 квадратного метра на тот же период составляет более 75000,00 руб. В настоящее время Приказом Минстроя и ЖКХ России от 19.06.2023 г. № 422/пр на III квартал 2023 г. установлена стоимость одного квадратного метра общей площадью в размере 85931,00 руб.
Часть аукционов не состоялись ввиду отсутствия заявок на участие на торгах, вследствие чего не заключены муниципальные контракты.
Изложенное свидетельствует, что истцом проводились действия, которые он обязан совершить во исполнение решения суда и требований исполнительских документов исполнительного производства предоставлению взыскателю благоустроенного жилого помещения.
Суд находит обоснованными и принимает доводы иска и в той части, что просрочка срока добровольного исполнения вызвана большим объемом роботы по подготовке и проведению экспертизы проектно-сметной документации, объявления аукциона для определения подрядной организации на выполнение работ, заключение муниципального контракта.
Руководствуясь положениями Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений», а также Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» суд приходит к выводу, что в срок указанные в постановлении о возбуждении исполнительного производства и по настоящее время у администрации г. Чебоксары отсутствует объективная возможность исполнить решение суда.
С учетом изложенных норм права, а также того, что истцом не исполнено требование исполнительного документа в установленные постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ, и при этом истцом принимались меры по приобретению субсидированного жилья путем объявления электронных аукционов, суд полагает, что пропуск пятидневного срока необходимо признать уважительной причиной, так как из представленного должником суду материалов усматривается не исполнение им решения суда, требований исполнительного документа с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
С учетом того, что в силустатьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерациилицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), а также того, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Истцом суду представлены доказательства, подтверждающие, что им совершены ряд действий для исполнения решения суда, требований исполнительного документа (объявлен электронный аукцион, по результатам которого подписан муниципальный контракт, после окончания строительства специализированного жилого помещения оно предоставлено взыскателю), с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Суд также учитывает, что для исполнения решений судов администрации требовалось проведение дополнительных мероприятий, связанных с объявлением торгов. Невозможность исполнение указанных требований побудило истцу обратиться в суд, принявший решение, об отсрочке исполнения решения суда.
По мнению суда, указанные обстоятельства являются исключительными, на основании которых истец подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора в соответствии со статьей 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Тем более Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П указал, что установленный Федеральным законом размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен либо освобожден от такой ответственности правоприменителем.
С учетом изложенного, суд освобождает истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
освободить администрацию г. Чебоксары от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении взыскателя Федорова П.А. о возложении на истца обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.