Решение по делу № 2-1077/2021 от 02.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мировой судья судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области Давыдов Д.А., находящийся по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Космонавтов, 38,

при секретаре Стрекаловских Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2021 года гражданское дело № 2-1077/2021 по искам Первухина И.М., Ивановой Т.А. к АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области, ГКУ«Курганавтодор» о возмещении причиненного вреда,

УСТАНОВИЛ:

Первухин И.М., Иванова Т.А. с учетом уточненного искового заявления обратились в суд с исками к АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области, ГКУ «Курганавтодор» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно - транспортного происшествия, судебных расходов.

В обоснование доводов указано, что 04.11.2020 возле дома № 22 в д. Северное Кетовского района Курганской области Первухин И.М., управляя автомобилем Хонда, при движении по неровностям на проезжей части повредил передний бампер. 11.11.2020, около 17 часов 20 минут, возле дома № 29 в д. Северное Кетовского района Курганской области водитель Иванов В.В. на автомобиле <ОБЕЗЛИЧЕНО> принадлежащем Ивановой Т.А., допустил наезд на препятствие в виде выбоины, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения. Участки дороги, где произошли дорожно - транспортные происшествия, не были обозначены соответствующими дорожными знаками и ограждениями. Автомобильная дорога «Подъезд к Северное» является дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области. Полномочия владельца дорог регионального или межмуниципального значения осуществляет Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области. 15.01.2020 между ГКУ «Курганавтодор» и АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» заключен государственный контракт № 505 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги «Подъезд к Северное» входит в перечень автомобильных дорог, указанных в данном контракте. В соответствии с заключением эксперта стоимость восстановительного ремонта автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО> принадлежащего Первухину И.М., составляет 9305 руб. 00 коп., на оплату услуг эксперта израсходовано 1500 руб., представителя - 7000 руб., оформление нотариальной доверенности составило 1600 руб., государственная пошлина оплачена в сумме 400 руб. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО> принадлежащего Ивановой Т.А., составляет 39975 руб. 67 коп., последней оплачено 2500 руб. при проведении экспертизы по оценке стоимости ремонта транспортного средства, 1399 руб. составила оплата государственной пошлины, 7000 руб. - оплата услуг представителя, 1600 руб. - расходы по оформлению нотариальной доверенности. Просили взыскать с ответчиков денежные средства в указанном размере. Судом материалы гражданских дел по искам Первухина И.М. и Ивановой Т.А. объединены в одно производство, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области. Иванова Т.А., представитель администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела истец и данное юридическое лицо уведомлены судом надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. В судебном заседании представитель истцов Галкин А.В. доводы исковых заявлений поддержал, пояснил, что у истцов отсутствовала возможность проехать участок дороги, не повредив транспортные средства вследствие ненадлежащего состояния дорожного полотна. Правила дорожного движения, в том числе п. 10.1, ими не нарушен. Истец Первухин И.М. суду показал, что 04.11.2020 в утреннее время осуществлял движение по ул. Северная в д. Северное Кетовского района Курганской области со скоростью 5-10 км./ч. При проезде лужи возле дома № 22 повредил бампер автомобиля в связи наличием выбоины, в которую он заехал. После этого, вызвал сотрудников ГИБДД. Он проживает в д. Северное, осведомлён о ненадлежащем состоянии проезжей части. Представитель ответчика АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» Мясоедова Е.С. с исковым заявлением не согласилась. Пояснила, что 15.01.2020 между ГКУ «Курганавтодор» и АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» заключен государственный контракт № 505 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в центральной зоне Курганской области. Автомобильная дорога «подъезд к Северное» относится к дорогам, подпадающим под действие данного контракта. В соответствии с Приложением 7 к контракту, устранение недостатков дорожного покрытия - ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий, устранение недостатков и повреждений дорожной одежды, ликвидация колей по полосам наката глубиной до 30 см. относится к летнему содержанию автомобильных дорог. В ходе ежедневного осмотра автомобильной дороги в д. Северное выявлялись многочисленные повреждения дорожного покрытия в виде ям, выбоин и просадок, обусловленные недостатками работ, выполненных организацией, с которой ранее ГКУ «Курганавтодор» был заключен контракт. В соответствии с государственным контрактом, заключённым с АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», проведение ремонта на данном участке дороги не предусмотрено. В отношении собственника автомобильной дороги - Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим состоянием дороги возле дома № 29 по ул. Северная в д. Северное. В соответствии с государственным контрактом предусмотрено выполнение работ по ямочному ремонту дорог в размер 609 кв.м. Указанные работы были выполнены на других участках дорог. Кроме того, возле домов №№ 22 и 29 по ул. Северная в д. Северное Кетовского района Курганской области имеются повреждения, устранение которых, в силу их значительной площади и глубины, возможно при проведении ремонта дороги, а не при её содержании. Надлежащим ответчиком по делу является Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области. Также, полагала, что истцами допущено нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, представители АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» на место дорожно - транспортного происшествия не вызвались. Оспаривала размер стоимости услуг представителя истцов. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области Проскурякова Т.В. показала, что Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области является ненадлежащим ответчиком. Данное юридическое лицо осуществляет полномочия владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. 15.03.2016 в целях выполнения функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курганской области создано ГКУ «Курганавтодор». Функции и полномочия учредителя данной организации выполняет Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области. ГКУ «Курганавтодор» 15.01.2020 заключилогосударственный контракт № 505 с АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» по содержанию автомобильных дорог. В соответствии с контрактом подрядчик обязан обеспечить бесперебойное и безопасное движение по закрепленным за ним объектам содержания. В силу п. 6.2.27 контракта подрядчик обязан компенсировать третьим лицам убытки, в том числе ущерб, возникшие в результате выполнения подрядчиком работ в соответствии с государственным контрактом. Следовательно, обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги «Подъезд к д. Северное» установленным техническим регламентам и иным нормативным документам возложена на АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой». Акт о выявленных недостатках автомобильной дороги составлен с нарушением приказа МВД от 30.03.2015 № 380, а именно в отсутствие владельца автомобильной дороги. В акте не указаны измерительные приборы, при помощи которых осуществлялся замер и фиксация выявленных нарушений, следовательно он не может являться доказательством несоответствия дорожного полотна установленным законом нормам и требованиям. Полагает, что водителями транспортных средств Первухиным И.М. и Ивановым В.В. нарушены требования п. 10.1 Правил дорожного движения, выбрана скорость дорожного движения, не соответствующая дорожным условиям. В удовлетворении исковых требований к истцу просила отказать. Представитель ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области Потанин Ф.В. с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном пояснении Проскуряковой Т.В. Представитель ответчика ГКУ «Курганавтодор» Лукьянова Е.Ю. суду показала, что автомобильная дорога «Подъезд к Северное» является дорогой общего пользования межмуниципального значения Курганской области. В соответствии с уставом ГКУ «Курганавтодор», действовавшем в момент рассматриваемых событий, целями учреждения являлись выполнение функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области. ГКУ «Курганавтодор» выполнило все организационно - технические меры для обеспечения безопасности дорожного движения в рамках организации содержания автомобильных дорог, а именно заключен контракт от 15.01.2020 № 505 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в центральной зоне Курганской области. Автомобильная дорога «Подъезд к Северное» входит в перечень автомобильных дорог, предусмотренных данным контрактом. Пунктами 6.2.10 и 6.2.12 контракта на подрядчика возложена обязанность по обеспечению бесперебойногои безопасного движения транспортных средств на закрепленных объектах содержания. На подрядчика возложена обязанность по выполнению работ в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного покрытия» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленных техническим регламентам и другим нормативным актам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п. 4.1 ГОСТа Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц. В 4.4 данного ГОСТа закреплено, что до устранения дефектов покрытия, препятствующих проезду транспортных средств, участок улицы должен быть обозначен соответствующим дорожными знаками. В силу п. 6.2.22 контракта в ситуациях, угрожающих безопасности дорожного движения, подрядчик обязан незамедлительно и самостоятельно принимать решения и выполнять работы по ликвидации аварийных разрушений объектов содержания, организации движения по объездному маршруту, временному ограничению, либо запрещению проезда. С учетом невыполнения АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» перечисленных требований, оно несет ответственность за необеспечение безопасности дорожного движения. Представитель ответчика ГКУ «Курганавтодор» Тарасова С.П., показала, что информация о недостатках в состоянии автомобильных дорог направляется в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области. Запрос на стоимость ремонта дороги «Подъезд к Северное» из Департамента не поступал. Из письменных пояснений директора ГКУ «Курганавтодор» Гаврилова Д.В. следует, что письмо ГКУ «Курганавтодор» от 06.05.2020, адресованное АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», содержит информацию о содержании дорог в Белозерском районе Курганской области. Сведения о Кетовском районе Курганской области в данном письме указаны ошибочно. В момент дорожно - транспортного происшествия действовало Положение о Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области, утверждённое постановлением Правительства Курганской области от 28.12.2015 № 432. В соответствии с п.п. 40 п. 9 данного Положения на Департамент возложены полномочия владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Согласно п. 4 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Курганской области, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 12.10.2010 № 451, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области, в том числе через подведомственные учреждения. Согласно письму Департамента от 04.07.2018 № 11-1391, которым дан ответ гражданину, возможность ремонта автомобильной дороги «Подъезд к Северное» будет рассмотрена при планировании работ на 2019 год исходя из объемов финансирования дорожного фонда. Следовательно, Департамент был уведомлен о ненадлежащем состоянии данной автомобильной дороги. Допрошенной в качестве свидетеля начальник Кетовского производственного участка АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» Сорокин С.Н. суду показал, что автомобильная дорога «Подъезд к Северное» длительное время находится в ненадлежащем состоянии. При выполнении в 2017 году работ по ремонту данной дороги подрядчиком, контракт с которым был расторгнут, снято твердое покрытие, но ремонт не завершен. В связи с погодными условиями на дороге образуются дефекты. В соответствии с государственным контрактом № 505 на содержание автомобильных дорог предусмотрен ямочный ремонт неровностей, глубиной до 7 см. На автомобильной дороге, в местах повреждения автомобилей истцов не представляется возможным установить ограждения, либо обеспечить объезд, так как дефекты дороги расположены на всей проезжей части, обочина отсутствует, вдоль дороги имеются постройки (жилые дома, гаражи), иная автомобильная дорога отсутствует. Дорожные знаки устанавливаются по предписаниям ГИБДД. Свидетель Иванов В.В. суду показал, что проживает в д. Северное Кетовского района Курганской области. В данном населенном пункте по ул. Северная дороганаходится в неудовлетворительном состоянии, при движении на автомобиле он объезжал неровности. В ноябре 2020 года связи с выпадением снега образовались лужи и наледь. При управлении автомобилем Тойота им допущен наезд на неровность дороги и повреждение автомобиля. При этом скорость его движения составляла около 5 километров в час, он пытался объехать лужу, однако в связи с наледью, автомобиль заехал в лужу. Объехать неровности дороги невозможно, так как вдоль улицы имеются жилые дома, другая дорога отсутствует.                                  

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. В ч. 2 ст. 12 данного закона закреплено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 12 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В ст. 3 Федерального закона № 257 закреплено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу ч. 2 ст. 15 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 13.03.2018 № 48 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области» автомобильная дорога № 37 ОП МЗ 37 Н - 0808 «Подъезд к Северное» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области. Следовательно, данная дорога, с учетом положений п. 5 ст. 6 ФЗ № 257, находится в собственности Курганскойобласти.

Согласно пп. 40 п. 9 Положения о Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области, утверждённого Постановлением Правительства Курганской области от 28.12.2015 № 432, в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений (далее Положение), Департамент осуществляет полномочия владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе: строительства, реконструкции являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения (далее - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения (далее - примыкание); капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, порядка осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объема таких работ. В силу п.п. 35, 36, 42, 43 Положения на Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области возложены обязанности по планированию и осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, в том числе по правовому просвещению граждан в данной сфере; участие в осуществлении мониторинга в сфере безопасности дорожного движения; исполнение полномочий главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий, а также полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленных за Департаментом. Согласно п. 4 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области, утвержденных Постановлением Правительства Курганской области от 12.10.2010 № 451, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, в том числе через подведомственные ему учреждения. В соответствии с п. 4 Устава ГКУ «Курганавтодор» учредителем и собственником данного учреждения является Курганская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области. В п. 10 Устава закреплено, что ГКУ «Курганавтодор» создано в целях выполнения функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области. 15.10.2020 между ГКУ «Курганавтодор» и АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» заключен государственный контракт № 505 на содержание автомобильных дорог в центральной зоне Курганской области, в том числе автомобильной дороги «Подъезд к Северное» (Приложение № 2 к контракту). В соответствии с Приложением № 1 к контракту, к перечню работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам отнесены: чистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума; устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных покрытиях; ликвидация колей глубиной до 50 мм.; фрезерованиеили срезка гребней выпора и неровностей по колеям, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дорог с щебеночным, гравийным и грунтовым покрытием; профилировка грунтовых дорог.

Согласно разделу 6 контракта подрядчик обязан выполнять поручаемые работы в объеме согласно утвержденной ведомости объемов и стоимости работ (п.6.2.1), обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по закрепленным за ним объектам содержания (п.6.2.10), выполнять работы на объектах содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственными стандартами и другими нормативными документами (п. 6.2.12), в ситуациях, угрожающих безопасности дорожного движения, незамедлительно и самостоятельно принимать решения и выполнять работы по ликвидации аварийных разрушений объектов содержания, организации движения транспортных средств по объездному маршруту, временному ограничению или запрещению проезда по поврежденным или опасным для движения транспорта участкам объектов содержания (п. 6.2.22).

В п.п. 7.3, 7.4 контракта закреплено, что расчеты заказчика с подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ. Выполненные работы в большем объеме и с превышением цены контракта, а также работы, не предусмотренные контрактом, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.

Из приложения № 7 к контракту следует, что на территории Кетовского района в 2020 году предусмотрен ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий, толщина слоя до 50 мм., объем работ 406 кв.м., устранение деформаций и повреждений дорожной одежды с разломкой старого покрытия, толщина слоя до 70 мм., объем работ 203 кв.м., устранение деформаций и повреждений дорожной одежды струйно-инъекционным методом с применением БЦМ, объем работ 8063,92 кв.м. Проведение отдельных работ на автодороге «Подъезд к Северное» не оговорено. Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Приказом министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии данной Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам в том числе входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (пп. 2 п. 6). При ремонте проводятся следующие работы: укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия; полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий относятся к ремонту автомобильной дороги (пп. «б, в», п. 5). Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст., покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. В таблице 5.3 ГОСТа указаны размеры просадок и выбоин, площадью до 0,06 кв.м. и сроки их устранения.В соответствии с п. 4.4 ГОСТа до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как, отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден в течение двух часов с момента обнаружения.

В судебном заседании установлено, что 04.11.2020 около 07 часов 20 минут Первухин И.М., управляя автомобилем <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный знак <НОМЕР>, двигался по ул. Северная в д. Северное Кетовского района Курганской области, где возле дом № 22, в связи с наличием неровностей на проезжей части, повредил передний бампер транспортного средства. Факт дорожно - транспортного происшествия подтверждается материалами, составленными сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Курганской области. Согласно определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04.11.2020, вынесенным инспектором ДПС Бароновым И.Н., в действиях Первухина И.М. отсутствует состав административного правонарушения. Из приложения к схеме административного правонарушения следует, что у автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО>5,1 метра, площадь повреждения дорожного полотна в виде выбоины, на которую допущен наезд автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО>, - 32,6 метра, в том числе 5,2 метра - ширина, 6,3 метра - длинна, 20 сантиметров - глубина.

Из копии свидетельства о регистрации транспортного средства следует, что собственником автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный знак <НОМЕР>, является Первухин И.М.

Согласно экспертному заключению № 01.02.20-553 на автомобиле Первухина И.М. установлены повреждения переднего бампера, стоимость восстановительных работ составляет 9305 руб.  

11.11.2020 около 17 часов 20 минут Иванов В.В., управляя автомобилем <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный знак <НОМЕР>, при движении возле дома № 29 по ул. Северная в д. Северное Кетовского района Курганской области, допустил наезд на препятствие, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения. Определением от 11.11.2020, вынесенным инспектором ДПС Агафоновым О.В., отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Иванова В.В. Из схемы места совершения административного правонарушения следует, что ширина проезжей части возле дома № 29 по ул. Северная в д. Северное Кетовского района Курганской области составляет 5,2 метра, ширина неровности дорожного полотна - 6,2 метра, длинна - 11,8 метра, глубина - 23 см.

В соответствии с экспертным заключением № 01.02.20-552 у автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО> установлены повреждения в виде деформации и трещины переднего бампера, деформации и разрыва щебнезащиты, разрушения переднего левого брызговика локера. Стоимость восстановительного ремонта составляет 39975 руб. 67 коп. Собственником автомобиля в соответствии с копией свидетельства о регистрации транспортного средства является Иванова Т.А. Согласно информации ГКУ «Курганавтодор» от 06.05.2021, направленной в АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог от 16.11.2012 № 402 представленный перечень дефектов на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Кетовском районе Курганской области относится к ремонту автомобильной дороги. В рамках государственного контракта от 15.01.2020 № 505 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в Центральной зоне Курганской области выполнение работ по ремонту автомобильных дорог не предусмотрено. Специалистами ГКУ «Курганавтодор» запланировано обследование автомобильных дорог, результаты которого будут переданы в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области. Судом установлено, что указанное письмо направлено в ответ на запрос АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» о недостаках дорог в Белозерском районе Курганской области, указание в письме информации о Кетовском районе Курганской области является ошибочным. Вместе с тем, сведения о том, что ремонт дорог по государственному контракту № 505 не предусмотрен, относятся ко все дорогам в центральной зоне Курганской области. Из информации ГКУ «Курганавтодор» от 09.06.2021, адресованной АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», следует, что согласно государственному контракту от 15.01.2020 № 505 автомобильная дорога в д. Северное возле домов №№ 22 и 29 входит в зону обслуживания, работы по ремонту данной дороги не включены. Согласно ведомостям по ямочному ремонту автомобильных дорог АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» в 2020 году в произведен ямочный ремонт на площади, превышающей 609 кв.м. В соответствии с дефектной ведомостью по ямочному ремонту в Кетовском ПУ на 2020 год на автодороге «Подъезд к Северное» необходим ямочный ремонт на площади 8000 кв.м. Согласно информации Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области от 16.08.2021 автомобильная дорога «Подъезд к Северное», кадастровый номер 45:08:000000:8196, не включена в перечень объектов дорожных работ на 2020 - 2021 годы, бесперебойное и безопасное движение по ней должно осуществляться в рамках государственного контракта от 15.01.2020 № 505. Из письма Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунальногохозяйства Курганской области от 04.07.2018, адресованного Менщикову М.М., следует, что государственный контракт на ремонт в 2017 году автомобильной дороги «Подъезд к Северное» заключен с ООО «БашКремнеГранит». В связи с неисполнением обязательств подрядной организацией контракт расторгнут. Возможность ремонта автомобильной дороги будет рассмотрена при планировании работ на 2019 год исходя из объемов финансирования дорожного фонда. Суд приходит к выводу, что в силу п. 9 Положения о Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, п. 6 ст. 12, ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 257, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области является органом, уполномоченным на осуществление контроля состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и ответственным в части создания условий безопасного использования объектов дорожного движения, то есть надлежащим ответчиком по настоящему спору. Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области выполняет функции собственника автомобильной дороги, что в том числе подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 31.08.2021. Обязанность следить за надлежащим состоянием спорного участка дороги возложена на Департамент. Ответчик указанную обязанность надлежащем образом не исполнил, допустив наличие повреждений дорожного полотна на дорожном покрытии выше установленных стандартов, ремонт которых не предусмотрен в государственном контракте, заключённом с АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой». Доводы представителя Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области о том, что акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 04.11.2020 составлен должностнымилицами полиции в отсутствие представителя ответчика, судом не принимаются, поскольку действующее законодательство не содержит обязательных требований об участии владельца автодороги при составлении сотрудниками органов полиции материалов, фиксирующих факт ДТП.

Как следует из государственного контракта № 505 на АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» возложена обязанность по содержанию участков дороги, на которых в разное время произошли дорожно - транспортные происшествия с участием автомобилей, принадлежащих истцам.

Данным контрактом предусмотрено устранение деформаций и повреждений дорожной одежды с разломкой старого покрытия, толщина слоя до 70 мм., площадь ремонта в одном месте до 3 кв.м.

Таким образом, государственным контрактом на подрядчика обязанность по ремонту автомобильной дороги, устранению недостатков дорожного полотна в виде выбоин и просадок, глубиной более 20 см., шириной более 5 метров и длинной более 6 метров не возложена, работы, выполненные в большем объеме и с превышением цены контракта, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.

Суд приходит к выводу, что АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» не обеспечило исполнение п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 по установке соответствующих дорожных знаков и ограждения в месте дефектов покрытия дорожной части.

Вместе с тем, из пояснений водителей транспортных средств Первухина И.М. и Иванова В.В. следует, что они проживают в д. Северное Кетовского района Курганской области, владели информацией и ненадлежащем состоянии дорожного покрытия по ул. Северная, двигались с минимально возможной скоростью движения. Объезд поврежденного участка дороги не возможен.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие дорожных знаков, предупреждающих водителей о неровностях дорожного покрытия, не состоит в прямой причинно - следственной связи с произошедшими дорожно - транспортными происшествиями, обязанность по ремонту дороги «Подъезд к Северное» на АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» государственным контрактом не возложен. Следовательно, АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» не является надлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении исковых требований к данной организации необходимо отказать.

Суд приходит к выводу, что ГКУ «Курганавтодор» также является ненадлежащим ответчиком по делу, так как данное учреждение создано в целях выполнения функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области. Возложенные на организацию функции выполнены по средствам заключения государственного контракта № 505 на содержание автомобильных дорог.

На основании изложенного, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, выполняя функции собственника автомобильной дороги, не обеспечил её надлежащее состояние, что повлекло причинения вреда имуществу истцов.           

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство         (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Наряду с этим, согласно ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

В соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Суд приходит к выводу, что водителями Первухиным И.М. и Ивановым В.В. нарушен п. 10.1 Правил дорожного движения, а именно в условиях наличия на дорожном полотне луж, не обеспечена скорость и траектория движения, обеспечивающие водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, вследствие чего произошел наезд на препятствие.

Таким образом, дорожно - транспортное происшествие произошло как по причине ненадлежащего выполнения Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области возложенных на него функций, так и по причине не соблюдения водителями Первухиным И.М. и Ивановым В.В. п. 10.1 Правил дорожного движения РФ.

С учетом изложенного, в силу ч. 2 ст. 1083 ГК РФ размер взыскиваемого с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области ущерба должен быть уменьшен.

Проанализировав обстоятельства дорожно - транспортного происшествия, соотношение вины истца и ответчика в повреждении транспортного средства, суд приходит к выводу, что размер возмещения ущерба ответчиком должен быть уменьшен на 10%, степень вины Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области судом определяется как 90%.

Указанное процентное соотношение по мнению суда соответствует фактическим обстоятельствам произошедших событий, длительному невыполнению Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области обязанности по ремонту автомобильной дороги, созданию условий, препятствующих безопасному дорожному движению.  

С учетом определения степени вины ответчика в произошедшем дорожно - транспортном происшествии в 90 %, с ответчика в пользу Ивановой Т.А. в счет возмещения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства подлежит взысканию 35978 руб. 11 коп., в пользу Первухина И.М. - 8374 руб. 50 коп.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по делу суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Ивановой Т.А. в счет проведения экспертизы оплачено 2500 руб., оказанных услуг нотариусом - 1600 руб., государственная пошлина - 1399 руб. Следовательно, в силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Ивановой Т.А. подлежит взысканию в счет возмещения расходов по оплате экспертизы причиненного ущерба - 2250 руб., оплате услуг нотариуса - 1440 руб., государственной пошлины - 1279 руб. 34 коп.

Первухиным И.М. в счет проведения экспертизы оплачено 1500 руб., оказанных услуг нотариусом - 1600 руб., государственная пошлина - 400  руб. Следовательно, в силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Первухина И.М. подлежит взысканию в счет возмещения расходов по оплате экспертизы причиненного ущерба - 1350 руб., оплате услуг нотариуса - 1440 руб. С учетом удовлетворения исковых требований на сумму 8374 руб. 50 коп. государственная пошлина с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в размере 400 руб.

В ч. 1 ст. 100 ГПК РФ закреплено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

С учетом частичного удовлетворения требований истцов, разумности пределов расходов на оплату услуг представителя, с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Ивановой Т.А. и Первухина И.М. подлежат взысканию расходы на оплату юридических услуг по 6300 руб. каждому.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, мировой судья,

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Ивановой <ФИО1> в счет возмещения причиненного вреда 35978 руб. (тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят восемь) руб. 11 коп.

 Взыскать с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Ивановой <ФИО1> возмещения расходов по оплате экспертного заключения - 2250 (две тысячи двести пятьдесят) руб. 00 коп., оплате услуг нотариуса - 1440 (одна тысяча четыреста сорок) руб. 00 коп., государственной пошлины - 1279 (одна тысяча двести семьдесят девять) руб. 34 коп., юридических услуг - 6300 (шесть тысяч триста) руб. 00 коп.

Взыскать с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Первухина <ФИО2> в счет возмещения причиненного вреда 8374 (восемь тысяч триста семьдесят четыре) руб. 50 коп.

 Взыскать с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в пользу Первухина <ФИО2> в счет  возмещения расходов по оплате экспертного заключения - 1350 (одна тысяча триста пятьдесят) руб. 00 коп., оплате услуг нотариуса - 1440 (одна тысяча четыреста сорок) руб. 00 коп., государственной пошлины - 400 (четыреста) руб. 34 коп., юридических услуг - 6300 (шесть тысяч триста) руб. 00 коп.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Кетовский районный суд Курганской области путем подачи жалобы через мирового судью в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мировой судья                                                                                               Д.А. Давыдов